Как считает газета The Guardian, президент России, встретившись в Кремле с учениками сверхэлитного Итонского колледжа, поставляющего Великобритании и всему миру политических и деловых лидеров, сделал чрезвычайно мощный шаг сразу по нескольким важнейшим направлениям. Ученики Итона после встречи рассказали, что "Путин продемонстрировал нам человеческое лицо". Об этом в интервью Pravda.Ru рассуждает независимый российский политолог, долгое время проживающий в Британии, Олег Юрин.
— Как Вы оцениваете значение этой встречи?
— Итон — это очень элитарное учебное заведение в рамках Британии, безусловно. Если я правильно понимаю, он называет себя колледжем, но это довузовское школьное образование. И очень элитарное во всех отношениях, начиная от подбора учеников. Там учатся, в том числе, дети монаршей фамилии. С точки зрения кузницы мировых лидеров, явно не Итон с довузовским образованием готовит премьер-министров Великобритании.
Это, в большей степени, роль уже высших учебных заведений, и, в первую очередь, наверное, Оксфорда, где я работаю. С точки зрения элитарности Итона - да, это в высшей степени элитарная школа. Я думаю, что во встрече есть и политическая цель. Подозрение закрадывается.
Зная, как это все здесь функционирует, я уверен, что ребята были, конечно, отшлифованными, рафинированными, действительно умеющими произвести впечатление. Тут сомнений особых нет. А вот политическая цель или последствия получившегося события — это, конечно, тонкая ниточка, и она для меня просматривается. Дело в том, что, как вы могли заметить по последним двум годам, даже и до этого, Британия вела довольно антироссийскую политику. Причем если смотреть по европейскому континенту, она именно выделялась в этом плане, была заводилой.
И в свете того, что она очень уверенно шла русофобски и антироссийски, то произошедший Brexit, конечно же, подрубил очень многим корни для нахрапа, включая политической элите в Лондоне. И теперь надо разбираться самой Британии, а не только Европе, что же делать дальше. Типа мы разругались вдрызг с Россией по нашей инициативе, а она вроде бы устояла. Как быть после нашего грядущего выхода из ЕС?
Если вы помните, новый премьер-министр сделала ход, предложив встретиться с Путиным в Архангельске на мероприятиях по поводу годовщины конвоев. Но первая встреча между Терезой Мэй и Владимиром Путиным, судя по всему, состоится не в Архангельске (там уже и празднование конвоев прошло), а встречаться они будут в Пекине. Не сложился ход нового премьера Британии.
Предложенная встреча в Архангельске была попыткой британского руководства после Brexit если не сделать шаг назад, то хотя бы сориентироваться с Россией. Инициатива была точно из Лондона.
Британия — очень интеллигентная, умная страна. Налаживать отношения -это вообще очень сложная вещь, согласитесь... В этом свете, встреча итонских учеников с Владимиром Путиным - это тонкий психологически-дипломатический подход. При этом ход именно со стороны Британии.
Если вы посмотрите по новостям, там была предыстория. Итон по своей инициативе пригласил духовника Владимира Путина отца Тихона к себе в гости, и тот согласился. Чья инициатива? Британская. На этой встрече, когда он пришёл, и встреча была частная, итонцы спросили у Тихона, можно ли поехать в Россию. И тот сказал: "Да". Они же отлично понимают, кто такой Тихон. Они искали персональный выход на российского президента. С чьей-то подсказки?
Они спрашивают у отца Тихона, можно ли увидеться с Владимиром Путиным. На что отец Тихон, находясь в гостях, говорит, что, в общем-то, да, но решать будет Владимир Путин, пишите ему напрямую. Согласитесь, достаточно тонкий подход к нашему президенту и его симпатиям. После этого они обращаются, им дают добро, и поездка с визитом к президенту РФ происходит по системе скрытых от публики контактов. Вначале они пытались даже организовать официальную поездку от имени Итонской школы, но остановились на версии "частной поездки". У Владимира Путина нашлись два часа для школьников из британского Итона (влияние отца Тихона?), а некоторое время ранее для Дональда Трампа времени не было.
Итонские "звездочки" побывали в России, и российская сторона держала молчание целую неделю. А потом история всплывает - и именно в Британии. Чем-то старшеклассники произвели впечатление. Но у меня ощущение, что дело не совсем в итонских школьниках. Британия, будучи уверена в том, что она будет в лидирующем составе ЕС безнаказанно атаковать Россию, после Brexit растерялась. Британии нужно сориентироваться в новой ипостаси вне ЕС.
И мне трудно судить, случайно ли получилось в Итоне, или это тонко задуманный британский ход. Но то, что через итонское знакомство отца Тихона получилась попытка Британии найти общий язык и личные симпатии — это очень важно.
Потом будет Тереза Мэй, в Пекине, если я правильно ориентируюсь. Ее встреча в Архангельске с Владимиром Путиным по просьбе британской стороны не получилась. То есть, у итонцев была попытка растопить сердце Владимира Путина после всех британских выпадов, а их было немало, — для меня, по крайней мере, это просматривается. Такую тонкую ниточку я различаю.
— Владимир Владимирович "провел частную встречу с молодыми россиянами-выпускниками британского Итона, чем невзначай уничтожил десятилетние труды британской разведки", уже написал в своем Facebook приглашенный профессор Вестминстерского университета Дмитрий Гололобов. Вы согласны?
— Если вы заметите, как я рассуждал, то увидите, что скорее британская разведка очень грамотно провела свою линию по работе после Brexit. Brexit был как атомная бомба в британской политике. Ведь он четко показал, что народ снизу думает наперекор всей элите, любой. И даже против оппозиционной элиты, оппозиционных партий в парламенте. И против правящей партии, против финансовых кругов, и вопреки СМИ, включая BBC.
Это был подрыв колоссальный. Они очухаться все никак не могут. У них до сих пор пульс не восстановился до конца. По итогам Brexit им надо сориентироваться по-новой. Ведь раньше говорили, и руководство ЕС предлагало: "Давайте быстрее от нас уходите". Британцы сразу ответили: "Да нет, мы еще будем два года готовиться". А теперь, по поводу Brexit и форм выхода из ЕС заговорили, что аж через три года будут об этом официальные переговоры с ЕС.
События Brexit для британской ориентации в пространстве - очень серьезный нокдаун. И как быть? Рассуждая о выходе из ЕС, Тереза Мэй сказала, что нам надо бы воспользоваться открывающимися возможностями вне рамок ЕС. И это значит — сначала оглядеться, в том числе с Россией. А не британцы сами закрутили этот конфликт с Россией, не они сами были заводилами конфликта?
Британия после Brexit психологически в очень сложной ситуации: кто они, где они?
И там есть лазейка к вакантному пока месту, но туда Британия еще не пришла. Это быть мостиком между тремя политическими полюсами. Один — это ЕС, второй полюс — США, а третий, до сих пор существующий, - так называемое британское содружество. И вот в этом промежуточном звене Британия могла бы лавировать как связующее начало для всех.
Плюс англоязычный эталон в англоязычной Европе и для англоязычных США. Но туда Британия еще не пришла, а из ЕС они должны выходить. В этой сумятице Лондон хочет улучшить направление с Россией. И вот тут британская разведка будет работать очень грамотно, чтобы эту возможность задействовать. Ведь у Британии нет вечных врагов, нет вечных союзников, но есть вечные интересы.
Это не столько Владимир Путин одним махом семерых победил, сколько британцы сейчас заинтересованы в том, чтобы Россия им не помнила зла. А там есть что помнить... Председатель Международной легкоатлетической федерации Себастьян Коу первым среди всех подрубил российскую поездку на бразильскую Олимпиаду. Он заметная фигура в Британии.
А вы помните, чей подданный руководитель Паралимпийского комитета? Даже в запятульках они шли везде впереди планеты всей, русофобской западной ее части. И наотмашь били. Кое-где получилось из-за неумения российских чиновников давать отпор. Но в итоге они забрались в такой зашкал, что теперь в этом зашкале, когда просто на слово "британец" приходится реагировать, - они сами не знают, как выйти из этого.
Теперь они получили Brexit, выходят из Евросоюза. И они последствия своих действий хотели бы ослабить. Они пытаются при отвратительной борьбе с Россией сделать хорошую мину, какую-то лазеечку найти. Но на первую же попытку Терезы Мэй: "Давайте встретимся персонально, я и Владимир Путин, в Архангельске", — чем ответила Москва, коль скоро там ничего не получилось?..
Моя точка зрения: не Владимир Путин размазал разведку Британии, а разведка Британии очень тонко пытается найти общий язык с Владимиром Путиным. Причем очень хорошо это делает. Существует понятие "Лондон-град", существуют деньги в лондонском Сити из России, по-прежнему воровские, десятками миллиардов плывущие туда. И вот теперь через личностные контакты они пытаются залечить то, что они сами напортачили, наломали.
То, что именно британцы пытаются отыскать взаимопонимание, — это, наверное, хорошо. Но лучше будет, если Россия будет понимать все "за" и "против". Кто такой Себастьян Коу, почему он это сделал? Я полагаю, что Россия должна объявить список Елены Исинбаевой, и пусть она сама потом будет прощать их всех. Но мы не можем забыть, что над Россией надругались на Олимпиаде в Рио. И нельзя оставить без должного ответа такое. Над паралимпийцами надругался британский гражданин.
Мало они выступали от имени Европы? Кто был самый жесткий и настаивал в отношении антироссийских санкций?
При этом мое отношение к санкциям никак не примиренческое — не дай Бог, отменят, что называется. У России появилась такая возможность понять себя саму, куда двигаться цивилизационно, как развиваться, а не идти вечно с этими негодяями, которые нам подарили воровской олигархат и много еще каких "прелестей".
По фамилиям можно называть и самих олигархов, и проталкивателей воровской приватизации, и конкретные экономшколы, и даты, и т.д. Они нам подарили всю эту мерзость, в которой Россия сейчас купается. А теперь они хотят от этой мерзости отмежеваться и отмыться? И ведь посмотрите, как быстро под санкциями здравый смысл появляется. Хай-теки появляются, сельское хозяйство возрождается — много чего еще начинает возрождаться в России под санкциями. Санкционный кризис — это шанс для лучшего будущего, это крах офшорной коррупции.
В моем понимании, Лондон с Терезой Мэй хотят получить от России меньше последствий после того, что они наделали в составе ЕС. Для меня это было удивительно, и я никак не ожидал, что докатятся до того, чтобы закрыть паралимпийцев России от Олимпиады. До такого еще надо было додуматься. Россия должна больше думать об этом, а не о том, какие замечательные студенты Итона на встрече с Владимиром Путиным.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.