Аргентина не отказывается от России, но тянется к Западу

Пляска цен — аргентинское танго либерализма

Что изменилось в Аргентине после прихода к власти в ноябре прошлого года либерала Маурисио Макри, сменившего на посту президента Кристину Киршнер? Действительно ли он проамериканский политик или просто хочет использовать все возможности для развития страны? Оправдались ли надежды его избирателей? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал аргентинский предприниматель Леонардо Голованов.

— Что изменилось после президентских выборов? Как сейчас живется аргентинцам?

— Сразу после того как Маурисио Макри стал президентом, в стране ощущался эмоциональный подъем. Хотя результат самих выборов был половина на половину, буквально два балла разница, многие люди надеялись, что все поменяется в лучшую сторону. Ведь были жалобы на власть Кристин Киршнер, а новый президент — это как бы новый шанс на улучшения, новые возможности… С другой стороны, почти половина страны была настроена по отношению к Макри абсолютно критически, поскольку, хотя он никогда не говорил, что он либерал, его политика соответствует либеральному подходу.

Главные обещания Макри — уменьшить бедность, улучшить ситуацию в стране, бороться с коррупцией. И надо признать, что часть этого он все-таки выполнил, но сделал и кое-что противоположное обещаниям.

Например, Макри не говорил, что поднимет тарифы на электроэнергию, которые были занижены. Правительство Кристины Киршнер считало, что надо удерживать эти цены на низком уровне, чтобы это не влияло на уровень жизни и не было социального кризиса. То же самое с газом — здесь нет центрального отопления, у каждого своя колонка, чтобы греть воду, готовить, отапливать. Газ и вода были очень дешевы. Цены на эти тарифы теперь поднялись сразу в четыре-шесть раз, что страшно ударило по семьям.

Макри сдержал свои обещания по поводу освобождения от пошлины экспорта пшеницы, кукурузы и сои, которая раньше облагалась пошлиной в 30 процентов. Пшеницу и кукурузу он вообще освободил от пошлин, а на сою сделал прогрессивный план, который будет снижаться по 5 процентов. Но поскольку это правительство — правительство технократов, в нем нет хороших руководителей-экономистов, они не понимают, какое влияние это будет иметь в дальнейшим на составляющие внутренних цен.

Они не поняли, например, что кукуруза является элементарным продуктом для производства мяса. То есть коров, свиней, птиц кормят у нас кукурузой. И вот эти 35 процентов, которые они освободили для экспорта, кроме всего этого, повлияли на внутренний рынок. Внутри страны цена тоже изменилась, и это приведет к изменению цен на многие продукты питания.

— То есть отмена экспортных пошлин привела к удорожанию продуктов на внутреннем рынке?

— Да, поскольку отменили экспортные пошлины на несколько позиций, то вывозить стало выгоднее. Следовательно, производители стали больше вывозить и хотят получать такую же прибыль здесь. Конечно, у нас все подорожало! Мы еще не на самом серьезном этапе этого процесса. Но нужно понимать, что главная составляющая всех комбикормов — кукуруза. Поэтому поднялись все цены — на хлеб и на другие продукты.

Учитывая, что поднялись цены на все услуги, газ, свет, воду, — это потянуло за собой все остальные цены. В итоге огромная инфляция началась уже в первом полугодии, а прошла всего одна восьмая срока работы этого правительства.

Кроме этого, правительство Макри освободило от пошлин и выплат полезные ископаемые, — а у нас добывающая промышленность доминирует. К сожалению, это портит окружающую, поэтому она и регулировалась таким образом.

Конечно, снижение пошлин помогает экспорту, у кого-то денег станет намного больше. Но такой шаг, естественно, дал большой удар по экономике и бюджету.

Это правда, что раньше цены на услуги, тарифы были занижены. Но это давало какое-то равновесие, оно помогало людям жить. Сейчас ожидания счетов за газ, за свет — это просто момент ожидания инквизиции в каждом доме.

Поднялись цены на общественный транспорт — почти на 100 процентов. Также Маурисио Макри обещал, что он освободит доллар, то есть разрешит его свободную продажу. Так и было сделано. Этим он дал старт для того, чтобы в стране развивался импорт и экспорт, который до этого практически стоял. На сегодняшний день стоимость доллара составляет 15 песо, ничего страшного не произошло, и это один из успехов нового правительства. Здесь они могут хвастаться тем, что добились хороших результатов.

Во время предвыборной кампании было также обещано, что будет погашен внешний долг Аргентины. Это одна из проблем, которую правительство Кристины Киршнер решало по-другому. Ее позиция была: мы не заплатим, мы не будем поддаваться давлению. А они решили, что заплатят, и заплатили…

То есть они выплатили более девяти миллиардов долларов этим фондам-стервятникам, как их называла Киршнер, которые скупили долги Аргентины и отказались их реструктуризировать?

— Да, надо признаться, что они пришли к неплохим договоренностям в том смысле, что им дали возможность платить бонами (то есть аргентинской валютой), которые с большим удовольствием выкупились. Таким путем Аргентина вписалась в мир. Это правительство Макри сумело сделать. Но простые люди этого не ощущают.

— А как живут обычные люди? Много ли на улицах Буэнос-Айреса нищих?

— Очень много. Они живут на улице, просто на тротуаре лежат и спят целыми семьями. Это случалось и раньше, но сейчас это более массово и наглядно. Здесь очень расслоенное общество, из окошка машины не видно всей картины. Стало больше бедных людей, людей, которые пострадали и хуже питаются. А самое главное, видно очень тяжелое настроение людей.

— Россия может продолжать сотрудничать с Аргентиной в прежнем режиме?

— Сейчас ситуация довольно сложная. Но при этом правительство обсуждает снижение процентов для России, чтобы выполнить один из контрактов по гидроэнергетике, который был сорван. По атомной энергетике пока вообще нет никаких переговоров, приостановились работы на всех атомных станциях.

— То есть Макри не намерен развивать отношения с Россией?

— Он не говорит, что не намерен. Он просит уменьшить процент и финансировать больше. То есть сейчас они не отказываются от договоренностей, но добиваются перемен по условиям. Чувствуется, что правительство Макри хотело бы работать в основном с Европейским союзом и Соединенными Штатами.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить