Американской демократии в этом году исполнилось 240 лет, и все чаще возникает вопрос, жива ли она еще? Что случилось с принципом невмешательства в дела других стран, провозглашенного Джефферсоном? Почему США пытаются управлять всем на планете? Об этом мы побеседовали с президентом Американского университета в Москве, профессором Эдуардом Лозанским.
Прежде чем предоставить слово уважаемому профессору, несколько слов об одном из авторов Декларации независимости США Томасе Джефферсоне. Поскольку далее речь зайдет о терроризме и неоконсерваторах (неоконах), то позволим себе процитировать идеолога крайне правой фракции Республиканской партии Патрика Бьюкенена: "Даже великий демократ Томас Джефферсон, судя по всему, одобрял террор. Задолго до падения Бастилии он писал: "Что значат немногие жизни, потерянные на протяжении столетий? Древо свободы надлежит время от времени поить кровью патриотов и тиранов. Это естественное для него удобрение".
Такой портрет третьего президента США Бьюкенен дает в своей книге "Правые и не-правые" (Where the Right Went Wrong). Далее, по словам автора, следует "самый недостойный, самый предосудительный пассаж из всего, написанного Джефферсоном": "Свобода всей планеты зависит от исхода этого противостояния, и достигалась ли когда-либо столь великая цель малым пролитием крови невинных? Моя душа глубоко уязвлена судьбой несчастных мучеников, но во имя того, чтобы добиться успеха, я согласился бы опустошить и половину Земли. Останься в каждой стране всего лишь новые Адам и Ева, одинокие и свободные, это было бы намного лучше, чем сейчас".
Во времена Джефферсона уничтожение населения всей планеты было лишь метафорой кабинетного мозгляка. Увы, теперь это жуткая реальность.
Бывшая колония Великобритании первоначально вела себя относительно тихо, но, по мере усиления, аппетиты элиты государства росли. Во второй половине ХХ века некоторые наблюдатели начали говорить об исчезновении в Америке демократии. Что же происходит с Соединенными Штатами? Этот вопрос мы задали президенту Американского университета в Москве, профессору МГУ и МИФИ Эдуарду Лозанскому.
— Отцы основатели Соединенных Штатов Америки не уставали повторять, что их страна не должна вмешиваться во внутренние дела других стран. Один из наиболее почитаемых президентов США Томас Джефферсон черным по белому писал, что Америка в дела других стран не вмешивается.
Изначально она была построена на идеалах. Принцип невмешательства в дела других стран впервые был провозглашен Джефферсоном, и в течение многих лет США занимались своими делами. К сожалению, то что мы видим сейчас, — мессианская идея о контроле практически над всем миром (некоторые называют ее гегемонизмом) вредит прежде всего интересам самих Соединенных Штатов.
На эту мессианскую идею тратятся огромные средства. Еще Козьма Прутков заметил, что нельзя объять необъятное. Это то, что США сейчас пытаются делать.
Естественно, нельзя в этом винить американский народ. В последнее время внешнеполитическую составляющую захватили так называемые неоконы. Но если раньше были неоконсерваторы из числа Республиканской партии, то теперь это поветрие распространилось на большую часть и Демократической партии. И, как это ни печально, на СМИ.
Это приводит к трагическим последствиям, в том числе, и к международному терроризму. Сейчас никто не скрывает, что большой вклад в развитие международного терроризма внесли вторжение США в Ирак, бомбардировки Ливии и Сирии, события на Украине. Это еще не конец. Периодически всякие проблемы возникают с Китаем…
В общем, мне кажется, что Америка несколько переоценила свои возможности. У Штатов колоссальный долг, который приближается к 20 триллионам долларов, что уже превышает 100 процентов ВВП. Есть ли какой-то выход из этого? Вроде бы то, что мы слышим от Трампа. От него исходят какие-то намеки на то, что если он придет к власти, то эта ситуация немного изменится. Подождем 8 ноября.
— В одном из интервью вы отметили, простые американцы "помнят, что 240 лет назад их предки совершили своего рода AmerExit из Британской империи и теперь, вдохновленные событиями в своей бывшей метрополии, начинают подумывать о другом выходе, на этот раз — из евроатлантического блока НАТО". Став президентом, Трамп сможет пойти навстречу этим чаяниям?
— Сейчас Дональд Трамп, бесспорно, наиболее популярный политик, по крайней мере, среди республиканцев. Он прямо заявляет о целесообразности AmerExit, поскольку в настоящее время НАТО не может похвастаться никакими успехами, чтобы оправдать колоссальные расходы по своему содержанию. Я считаю, что наивно ожидать каких-то серьезных перемен. Если к власти придет Трамп, то, по крайней мере, такие шансы появятся. Но политики говорят одно, потом они приходят к власти и говорят другое. Так что нельзя предаваться эйфории.
К тому же Трамп еще не выиграл, и сейчас он отстает. Недавно я вернулся из Вашингтона, где внимательно следил за дебатами и выступлениями кандидатов. На днях ФБР нагрянуло в дом к Клинтон. Это не самый хороший пиар для кандидата в президенты, когда к тебе наведывается ФБР из-за расследования криминального дела…
По ходу кампании будут всякие взлеты и падения. Я не могу отвечать за всю Америку, но у меня среди американцев очень много знакомых, в том числе среди членов Республиканской партии, тех, кто не согласен с нынешней внешней политикой. Есть, я бы сказал, рупор Республиканской партии — газета "Вашингтон Таймз", которая не отказывается печатать мои статьи, а также статьи моих коллег, где мы резко критикуем внешнюю политику Америки. Мы считаем, что она идет в ущерб самим США.
В связи с Brexit я и мои коллеги считаем, что Америке нужно пересмотреть прежде всего свое отношение к НАТО, так как НАТО не играет той роли, которую должен был играть. Альянс не обеспечивает безопасность ни страны, ни ее членов, и совершенно беспомощен в борьбе с международным терроризмом. Напротив, своими действиями он предпринимает все возможное для эскалации напряженности, грозящей перерасти в конфронтацию, включая ядерную, с Россией.
— Как обстоит дело на международной арене? Как долго другие страны будут терпеть американский диктат в политике?
— Дело в том, что сейчас уже не только во внешней политике, но и в торговле, и в экономике появляются страны, конкурирующие с США. Прежде всего, Китай, а также страны БРИКС — те страны, которые не применяют антироссийские санкции, несмотря на колоссальное давление из Вашингтона. Мы видим неприятие мессианских идей и внешнеполитической гегемонии США не только в политике, но также в торговле и экономике.
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.