Владимир Путин принял приглашение Франсуа Олланда посетить Францию в октябре. Это было бы не новостью, если бы после "крымской весны" в ЕС не был наложен негласный запрет на приглашения российскому президенту. Только венгерский премьер Виктор Орбан осмелился нарушить его в прошлом году, теперь это делает европейский "тяжеловес". В чем же дело?
Приглашение от Франции, переданное вчера в Москве министром иностранных дел Жан-Марком Эро, можно расценивать как признак нормализации отношений не только между Россией и Францией, но и между Россией и Евросоюзом. В пользу этого предположения говорит и недавнее заявление немецкого коллеги Жана-Марка Эро Франка-Вальтера Штайнмайера о том, что Россия должна вернуться в клуб G8, а также восстановление диалога в формате Совета Россия-НАТО.
Визит президента России во Францию может совпасть с открытием православного собора и Русского культурного центра, строящихся в Париже. "Мы обязаны продолжать углублять обмены. Несмотря на отдельные разногласия, отношения между Францией и Россией всегда были интенсивными", — сказал Жан-Марк Эро на совместной пресс-конференции с Сергеем Лавровым. "Торговля между нашими странами находится ниже своего потенциала. Этому мешают санкции Европейского союза, но эти санкции не является самоцелью, а имеют политическую цель - добиться мира на Украине", - заметил министр. Заметьте, риторики о "возвращении Крыма" уже нет. В этом же духе рассуждает и вице-канцлер Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Realpolitik берет свое.
Что касается "мира на Украине", то Париж хочет от Москвы соблюдения режима прекращения огня "сепаратистами", а от Киева - "выполнения его обязательств" по реализации Минских договоренностей, пишет Le Point. Жан-Марк Эро призывал украинское правительство осуществить обещанные реформы - в частности, внести изменения в Конституцию об особом статусе Донбасса и провести выборы в регионе. "Франция надеется на результаты по состоянию на конец июня 2016 года", - сказал министр. Что же, конец июня не за горами. Можно предположить, что если Киев ослушается данных указаний, то в октябре мы услышим что-то новенькое.
В любом случае, быть посговорчивее придется, поскольку Запад зависит от Москвы в сирийском конфликте. Жан-Марк Эро заметил, что Москва поможет решить сирийский кризис благодаря своим "историческим связям с Дамаском". А ведь это бывшая французская колония. И когда это Франция там уступала влияние? Жан-Марк Эро сообщил, что пытается убедить "подконтрольную Франции оппозицию в Сирии сесть за стол переговоров". Но это трудно. "Франция находится в постоянном контакте с этими людьми, мы работали, чтобы убедить, и мы будем делать это снова", — сказал министр иностранных дел Франции. Что же, теперь Парижу гораздо легче понять, что не во всем "сепаратисты" на Донбассе подчиняются Москве.
Вероятно, Франсуа Олланд также понял, что в борьбе с террором ему может помочь только Россия. Раньше ставка делалась на американские спецслужбы, но, судя по не прекращающимся терактам во Франции, боевики научились обходить тотальный электронный контроль, а агентура у американцев слабенькая. Теперь никаких условий по Башару Асаду (у которого эта агентура есть) французы не выдвигают. Бывший сотрудник министерства обороны, эксперт по России Арно Калика сказал Rfi.fr, что "нельзя разрушать мосты между западниками и русскими по вопросу о борьбе с терроризмом". "Есть старый обычай сотрудничества с 11 сентября 2001 года по Кавказу и Центральной Азии, так как у русских всегда есть много сведений об этих географических районах". Владимир Путин на недавней прямой линии предложил хороший вариант: уважайте нас, и мы найдем для всех приемлемое решение.
Визит министра иностранных дел Франции интересен тем, что дает новый тон во французско-российских отношений, сказал газете Le courrier de Russie Арно Дюбьен (Arnaud Dubien), директор Франко-российского аналитического центра Обсерво (Observatoire franco-russe). "Жан-Марк Эро первым открыто сказал, что думают французские дипломаты", — сказал эксперт. Он полагает, что критика "тактики проволочек" Киева является новым элементом в западной риторике на Украине. "Французские власти теперь делают четкий анализ позиции Украины по Минским соглашениям и общей траектории этой страны", — сказал Арно Дюбьен.
Что касается Сирии, то, по мнению эксперта, освобождение Пальмиры при поддержке российской армии сильно изменило представление Франции о роли Российской Федерации в Сирии и участии Москвы в Женевском процессе.
"Мы наблюдаем на всех фронтах изменение вектора отношения западных стран к России", — сказала Правде.Ру Елена Пономарева, доктор политических наук, профессор МГИМО, президент Международного института развития научного сотрудничества. Это связано с тремя основными моментами. Первое - с продолжающимися серьезными кризисными явлениями во всех западных странах, начиная от экономики и заканчивая борьбой с международным терроризмом, вопросами безопасности, миграционным кризисом, общегуманитарными проблемами. Второе — "с теми тектоническими изменениями, которые происходят на великой шахматной политической доске благодаря российскому присутствию". И третий момент - Россия показала, что обладает достаточно устойчивой экономической моделью, несмотря на все кризисные явления.
Елена Пономарева считает, что французское руководство заинтересовано "в перетягивании российского одеяла на себя, чтобы создать возможность эксплуатирования российского фактора, в интересах своей внешней политики". России надо персонально работать со странами, выстраивая двусторонний формат, который дает очень много преференций. Потом может измениться и коллективный подход, сказала эксперт. По мнению политолога, санкции "публично не будут отменять", но в конце концов они будут как бы игнорироваться в каждом конкретном случае. Пример — поправка Джексона-Веника: она долгое время не работала, но и не отменялась.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.