Египет и Саудовская Аравия объявили о намерении построить мост через Красное море. Таков один из итогов визита саудовского короля Салмана в Каир. Но этим мостом дело не ограничивается. По сути, мы можем стать свидетелями создания альянса (небывалого в истории) двух крупнейших арабских государств, который способен полностью изменить облик Ближнего Востока.
Египет и Саудовская Аравия — две самые влиятельные страны в арабском мире — идут на сближение. В ходе недавнего пятидневного визита короля Салмана в АРЕ были достигнуты важнейшие договоренности. Среди них, помимо строительства 50-километрового моста между Синаем и Аравией, — создание 16-миллиардного совместного инвестиционного фонда, привлечение масштабных частных саудовских инвестиций в развитие египетской промышленности, строительство жилья и инфраструктуры, долгосрочное соглашение о поставках энергоносителей в АРЕ.
Все это должно стать прочной базой для создания стратегического политического и военного альянса Каира и Эр-Рияда. Речь идет о совместной работе по строительству панарабского оборонного союза, к которому король Салман призвал в своем выступлении перед парламентом АРЕ.
Одна из основ такого союза уже заложена: арабские монархии Персидского залива создали объединенную военную группировку "Щит Залива" и уже осваивают элементы практического взаимодействия: в течение года продолжается совместная военная операция в Йемене, недавно были проведены крупнейшие маневры с участием множества арабских и мусульманских государств.
Однако ни у кого не вызывает сомнений, что без участия Египта любой проект военной интеграции арабов будет "пустышкой". Ведь АРЕ обладает самой сильной армией в регионе, которая, по самым свежим оценкам сайта Global Fire Power, занимает 12-е место среди 126 армий мира (израильская армия поставлена при этом на 16-е место).
Еще несколько лет назад конкурировать с египетскими вооруженными силами могли иракская или сирийская армии, но сегодня они оказались "вне игры".
К характеристике стратегического потенциала Египта следует добавить и такие факторы, как его выход в Средиземному морю, контроль над Суэцким каналом, его положение на Африканском континенте. Кроме того, Египет располагает мощной военной промышленностью и налаженными военно-техническими связями как с Западом (прежде всего, с США), так и с Россией.
Таким образом, союз с Каиром является обязательным условием для реализации планов Эр-Рияда по формированию на Ближнем Востоке нового полюса влияния и для противостояния региональным угрозам: ДАИШ, Ирану, нестабильности в Йемене, Ираке и т. д.
Время поджимает; Иран не ждет и всем своим поведением демонстрирует стремление стать единоличным лидером в регионе (что немало раздражает саудовцев). Вероятно, поэтому король Салман был столь щедр, обещая египтянам всевозможную помощь на десятки миллиардов долларов — в дополнение к тем миллиардам, что уже поступили ранее, — и невзирая на нарастающие финансовые проблемы в самом королевстве, нефтяные доходы которого существенно упали.
Но время заставляет спешить и президента АРЕ Ас-Сиси. Он никак не может поднять экономику страны после череды драматических потрясений, нескольких лет нестабильности, "арабской весны" и двух революций. Обесценение египетского фунта, коррупция, сокращение доходов от туризма и от эксплуатации только что модернизированного Суэцкого канала, рост безработицы — все это делает Каир весьма сговорчивым.
Это заметно хотя бы по тому, что египетские власти согласились передать Саудовской Аравии пару спорных островов в Красном море. Эта проблема долгое время омрачала двусторонние отношения, но теперь она снята. Вспомним, сколь положительный эффект имело решение России по спорным участкам с Китаем на Амуре: оно открыло двери для стратегического партнерства Москвы и Пекина. Есть основания полагать, что нечто подобное может произойти и в египетско-саудовских отношениях.
Свою готовность распространить сотрудничество с Эр-Риядом на оборонную сферу Каир продемонстрировал, приняв участие в упомянутых военных учениях "Северный гром". Выступая на церемонии их закрытия, президент Ас-Сиси подчеркнул, что его страна расценивает безопасность арабских государств Залива как свою собственную.
Если это действительно так, то логичным следующим шагом может стать появление египетских военных баз в Персидском заливе. Это, безусловно, будет свидетельствовать о складывании на Ближнем Востоке качественно новой архитектуры безопасности.
И не исключено, что о реальности таких перспектив можно будет судить по тому, как пойдет строительство моста через Акабский залив. Ведь он должен стать одним из звеньев новой сложной интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры.
Если начнется активный процесс ее строительства, значит, и планы стратегического партнерства АРЕ и КСА можно будет считать серьезными. Если же дело завязнет в согласованиях, обоснованиях, поисках финансирования и т. п., это станет очередной иллюстрацией к горькой шутке арабов о том, что они единодушны только в констатации своей неспособности о чем-либо договариваться…
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.