В Иране прошли парламентские выборы. В борьбе за 290 парламентских мест принимали участие более 4800 кандидатов. Кроме того, был выбран Экспертный совет в составе 88 богословов. Страна вышла из-под санкций и стремится к развитию. Возможно ли это в условиях сохранения теократии? О внутриполитической ситуации и особенностях общественной жизни Ирана Pravda. Ru рассказал политолог Маис Курбанов.
— Как Иран устроен политически, национально и религиозно? Как живут там простые люди?
— Иран — одно из древнейших государств в мире, его истории — более 5 тысяч лет. Письменность там более 2 тысяч лет существует. Раньше страна называлась Персией.
Иран — многонациональное государство. После нашествий арабов, турок, естественно, там смешано много народов. Мир обязан Ирану за культуру, которая вышла оттуда. Нынешний Иран тоже дарит миру очень много выдающихся личностей.
Совместно с Россией Иран борется против всех тиранов, узурпаторов, террористов в мире. Иран всегда был и боролся с тиранами, узурпаторами и черными силами. В Коране говорится, что нет принуждения в религии. Пророк Мухаммад говорит: не надо было воевать, не надо было захватывать, было достаточно мне два раза поехать туда, где не арабы, и они, видя мое поведение и разговаривая со мной, приняли бы ислам.
То есть ислам, особенно шиизм, который исповедуют в Иране, против захвата других государств, нашествий, войны, джихада. Иран больше всех борется против этих же террористов, радикалов разных мастей, черных мыслителей, которые создают проблемы для человечества.
Основной книгой в Иране после Корана является "Нахдж-уль-балага" — "Путь красноречия". Он переведена на много языков и очень сильно распространена. Это — идеология равноправия всех.
В этом исламском государстве всегда жили и многие другие конфессиональные группы — евреи и христиане до сих пор живут. Они оставили за собой свою традицию, культуру, язык и все остальное.
Значит, получается, что эта религия — демократическая, не ущемляет права других. Ведутся выборы. Это государство — не банановое, как многие другие. Президента выбирает. Голосование происходит по точным демократическим методам. Иностранные наблюдатели никогда не выявляли никаких нарушений.
Права женщины в Иране соблюдаются, ислам дает им большие права. Иранские женщины всегда голосовали, были поэтами и добивались других успехов. И паранджа в исламе не обязательна. Женщины-миряне носят хиджаб, который свойственен и христианским женщинам. Еще 100 лет тому назад так было в Европе и России, до сих пор староверцы одеваются также. Но когда Иран объявил, что он является исламским государством, весь мир объявил ему блокаду. Была всемирная блокада. И плюс еще всяческими методами антииранскую пропаганду вели. И сейчас она ведется.
Советский Союз был атеистическим государством. Запад его не переваривал, потому что хотел держать все государства мира под колпаком. Иран тоже вышел из-под этого колпака и назвал Советский Союз и Америку шайтаном, проклинал их.
Мы видим, что совершают США и западники над многими государствами. Но с Ираном не получается. Тогда они натравили на Иран Ирак, полностью поддерживали Ирак в 8-9-летней войне. Естественно, они проиграли. Потому что шиитская система является именной такой, что воспитывает людей, которые отдадут все, чтобы защитить государство.
В Иране очень много проживает турок, но именно они сегодня за Иран больше борются, чем другие. Иранские руководители — в большинстве турки. Тот же самый Хомейни. Потому что шиитские методы воспитания людей полностью выводят национализм, создает общие идеологии. Турки и азербайджанцы раньше говорили на одном языке. Потом, когда Ататюрк появился, язык в Турции начал переделываться под французский.
— В Иране только что прошли парламентские выборы. Какую роль играет парламент в Иране? Ведь на верхушке политической власти стоит даже не президент, а Аятолла. Что Аятолла делает? Какие у него права и обязанности?
— Если посмотреть на всю историю и даже на сегодняшний мир, духовный лидер всегда большую роль играет. Он имеется в большинстве сообществ. А в Китае, допустим, советы старейшин. В России духовный лидер — патриарх Кирилл. С Папой Римским недавно Владимир Владимирович встречался. Наверное, это значение имеет.
— Но все-таки он не государственный лидер, как в Иране.
— Как не говорите, люди все равно верят в Бога. И на месте Бога, его представителем они считают, наверное, своих религиозных руководителей. Так — везде, в Иране — то же самое, только более реально и официально. Там власти у них больше, естественно.
— Это — преимущество Ирана, что над политиками стоит духовный лидер?
— Я как раз к этому и подвожу. И посмотрите к чему пришла европейская система, когда они отошли от религии. Раньше люди не были равнодушны друг к другу. В России на каждой улице стоят церкви. Церковь создает в человеке настоящую человечность. Вера в Бога, естественно, это — очень хорошо.
В Коране ясно сказано, что спасение одного невинного человека — это спасение всех людей на свете, а убийство одного невинного человека приравнивается к убийству всех людей на свете.
И любой политик знает: что Аятолла скажет — это закон. Его слова — железные. То есть даже бумагу не нужно подписывать. Политики — везде одинаковые и все могут сказать. Когда он сказал, что ядерное оружие запрещено, все поверили, что это так. Они не хотят, Иран не нуждается в атомном оружии.
— Но на Западе не поверили и до сих пор не верят.
— Да потому что судят по себе. Но Иран ядерное топливо передал в Россию. Никаких противоречий не нашли до сих пор. Все договоренности железно выполнялись до точнейших, мельчайших пунктов на 100 процентов. Поэтому Аятолла играет большую роль в этом деле.
В Иране армия — 1 миллион, но при возникновения любой угрозы в течение суток она до 20 миллионов может увеличиться. Люди всегда считают себя солдатами этого режима, Аятоллы, и они не раз это уже доказывали. То же самое происходит сейчас в Сирии, также — везде, где притесняют мусульман.
Иракцы Азербайджану очень много помогли. Естественно Азербайджан и Иран имеют общую историю, они были неразделимы. В российско-иранской войне Азербайджан перешел на сторону России. Недавно президент Ильхам Алиев ездил в Иран, это не просто так было. Действительно иранская и азербайджанская культура никак не отличаются. Оба государства — шиитские и веротерпимые к другим религиям.
В Иране отмечают навруз, который к исламу отношения не имеет. Вот 21 марта будет новый год по зороастризму. Истоки этого — еще в Персии, "Авесте" — книге зороастризма. Пророк говорит: если праздники не противоречат шариату, можно их отмечать. В этот день люди ходят друг к другу. В этот день мирятся, подарки друг другу дарят, веселятся все. Это очень хороший праздник весны.
— Какова роль президента в Иране? В западной прессе, анализируя итоги парламентских выборов, говорят, что Роухани намного усилил свои позиции. 290 мест получили его сторонники. Это позволит ему обеспечить такой реформаторский курс и вести более прозападную политику. Насколько это верно?
— Роухани закончил западный институт, он хорошо знает английский язык, даже без переводчика с ними разговаривает. Но на выборах президента он был в духовной одежде, хотя остальные были в костюмах. Выиграл он. Это значит, что он и народ любят ислам. В этот раз тоже доказано, что народовластие принадлежит исламу.
Несмотря на жесткое противостояние, народ понимает, что все равно голодными власти их не оставят. Власть старается для народа.
Западу этот человек тоже нравится, потому что не радикал, учился там. Он и дальше с ними дружит, но это не означает, что он возьмет европейские якобы ценности, например, однополые браки, которые никакого отношения к Европе не имеют. Запад хочет всех втянуть за собой в это. Так быть не должно. Это — просто какая-то дьявольская система. Ну, конечно, Роухани не будет за ними следовать.
Вообще ислам — это самая сильнейшая демократия. В исламе женщина не выходит замуж, если не хочет, ее силой никто не может выдать. Женщина имеет право не мыть посуду. Она может сказать мужу: заплати, тогда помою. И не западным либералам учить мусульман свободе и демократии. Россия тоже имеет свое я, имеет свое мнение. В России люди разумно смотрят на религию.
— То есть мы сможем объединиться в борьбе за нравственность, духовные ценности?
— Да. Православные говорят, что самое главное — это человечность, нравственность. И шииты — то же самое. Мы никому подчиняться не будем. Мы Запад признавать не будем. Пусть они идут у себя наведут вначале порядок, а потом кого-то учат. Естественно, здесь менталитет совпадает.
Потом есть общие персидские и российские корни, очень много сходства. Геополитических и каких-то других разногласий между Россией и Ираном не существует. Вместе эти страны могут противостоять всему мировому закулисью.
Иран видит, что рядом с ним находится Россия, где люди — современные, умные, набожные, религиозные, мужественные. Где бы ни была Россия, там всегда царила справедливость. Она помогла Средней Азии, Кавказу и Закавказью. Вот Украина сейчас без России — какие у них там трудности. Все равно Украина рано или поздно придет к России.
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.