ЕС и Британия согласовали "особый статус" Королевства в ЕС. Еврочиновники изображают восторг, а евроскептики называют договоренности "пустыми". По сути, Brexit это вопрос не экономический, а политический. Поэтому выхода Великобритании из Евросоюза не будет.
"Мы с Европой, но не в ней, — сказал Уинстон Черчилль в Палате общин в 1953 году. - Мы связаны, но не объединены. Мы заинтересованы и связаны, но не поглощены".
Так чем же отличается "особый статус" Великобритании, добытый нынешним премьером-тори Дэвидом Кэмероном от статуса 1953 года? Ничем, это изложение той же позиции, но другими словами: "Давайте жить! Но давайте жить другим".
Почему евроскептики называют соглашение об особом статусе "пустым"? Первые два требования Кэмерона к ЕС (чтобы правительство попросило британцев голосовать за "да" Евросоюзу) были: Великобритания не входит в еврозону и не присоединилась к Шенгенской зоне. Это было принято. Но в этом, как было сказано выше, нет ничего революционного.
В-третьих, Великобритании должно было быть предоставлено право не исполнять неудобные стране указания Брюсселя и отменять существующие в ЕС законы. Это не было принято.
Четвертым пунктом предлагалось реформировать сам Евросоюз: чтобы 19 стран еврозоны не доминировали над девятью странами, находящимися вне еврозоны. Здесь возражал Франсуа Олланд, который не хотел, чтобы Сити были предоставлены особые права. Похоже, что договорились, но только в исключительных случаях. Например, о регулирующей финансовой роли Банка Англии, а не ЕЦБ.
Договорились об изменении механизма "социальной защиты", но не так радикально, как просил Лондон. Мигранты не будут иметь права пользоваться пособиями в течение 7 лет, а не 13, как просил Кэмерон.
При этом "испытательный срок", в течение которого новоприбывшим мигрантам не будут выплачивать социальные пособия, составит четыре года. Ограничения на выплату детских пособий не будут введены до 2020 года.
Премьер-министр Дэвид Кэмерон сделал много "сепаратистских" заявлений. "Великобритания никогда не будет частью европейского супергосударства. Великобритания никогда не станет частью еврозоны, а фунт будет защищен. Главным будет не Европейский центральный банк, а Банк Англии. Великобритания не будет спасать евро. Национальная безопасность Великобритании будет находиться исключительно под контролем Лондона. Великобритания никогда не станет частью европейской армии", — заявил он.
"Мне никогда не нравился Брюссель. И мне не нравится Евросоюз. Но то, что организация вызывает раздражение, не значит, что она не приносит выгоды. Великобритания будет чувствовать себя в большей безопасности в единой и реформированной Европе", — отметил Дэвид Кэмерон. Что же, дух Черчилля присутствует, но не более того.
Отметим, что далеко не все члены правительства готовы выступить в поддержку заключенного соглашения. Так, министр юстиции Майкл Гоув уже сообщил, что намерен призывать избирателей высказаться за выход Великобритании из Евросоюза. Есть и другие оппоненты - мэр Лондона Борис Джонсон и министр внутренних дел Тереза Мэй.
Главный обсуждаемый сейчас в Королевстве вопрос - как отразится выход Британии из ЕС на экономике страны. Одни говорят, что освобождение от тирании Брюсселя принесет эру процветания, сохранит миллиарды платежей от расточительной и коррумпированной бюрократии ЕС, сократит иммиграцию и восстановит экономический суверенитет страны.
Другие настаивают, что страна "прыгнет с обрыва" и совершит акт экономического самоубийства. Так полагает, например, Нейл Киннок (Neil Kinnock), бывший комиссар ЕС.
Реальность такова, что Brexit не может кардинально изменить экономические показатели Великобритании. "Никто не может знать наверняка, какой результат мы увидим. Но это не будет ни катастрофой, ни процветанием", - пишет экономист и финансист Нейл Вудфорд (Neil Woodford) на страницах The Guardian.
Анализ Вудфорда, сделанный при поддержке консалтинговой компании Capital Economics, указывает на то, что разрыв с ЕС может принести Королевству падение в 2,2 процента ВВП к 2030 году, или это может добавить 1,6 процента к ВВП, в зависимости от того, как будет конкретизировано соглашение.
Экономисты делают вывод, что простой британец практически не почувствует перемен. Если вы работник частного сектора, то ваши пенсионные деньги в значительной степени зависят от состояния фондового рынка. Но большинство крупных компаний (список FTSE 100) уже настолько глобализированы, что прибыль и дивиденды от деятельности ВР или Glaxo не зависят от состояния британской экономики.
Может упасть арендная плата, могут упасть цены на мясо, или может подорожать роуминг, отпуск станет дороже из-за падения фунта по отношению к евро, но это будут незначительные колебания, которые не отразятся на вашем кармане, успокаивает Вудфорд потребителей.
Вопрос о выходе Британии из ЕС - это чисто политический вопрос. Внутриполитический — это отдушина для британских националистов из UKIP, которым Камерон обещал как-то даже портфели в своем кабинете.
Но это также вероятность спровоцировать "конституционную дискуссию" об увеличении полномочий для Шотландии. Это "дурной пример" для евроскептиков внутри Евросоюза. Это и геополитический вопрос европейского единства, которое нельзя рушить в момент противостояния с Россией.
Поэтому можно предсказать итоги референдума, который пройдет в июне, учитывая, что Кэмерон "всем сердцем и душой" будет агитировать "за". Британия останется в ЕС, хотя дискуссии будут жаркими. Это будет спектакль с таким же итогом, как на референдуме о независимости Шотландии. Этому будут способствовать и британские СМИ, находящиеся в руках у Руперта Мердока, который хочет укрепить свои позиции по спутниковому телевидению в Великобритании, Германии и Италии. А для этого ему нужна Британия в ЕС.
"В Брюсселе евроинтеграционные элиты пришли к выводу, что нужно идти по пути двухскоростной Европы, — сказал Правде.Ру Константин Воронов, завсектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН. - Британия останется на внешней орбите Евросоюза, она не будет строить объединенную Европу. А вот на внутренней орбите останутся страны-члены, которые будут участвовать в тесной, углубленной интеграции. Это лучше, по их мнению, чем Британия, которая вообще бы порвала все отношения и вышла бы из Евросоюза".
Эксперт полагает, что предсказать итоги референдума сложно, так как в Британии очень сильные евроскептические настроения.
"Миграционный кризис будет нарастать, приобретать разные аспекты, будут нарастать долговой, финансовый кризис в Евросоюзе, проблема с Грецией. Мы не знаем, что будет на Ближнем Востоке, какие будут подвижки в отношениях между странами-членами Евросоюза и так далее. Настроения широких масс британцев будут тоже достаточно изменчивы в ту или иную сторону. Поэтому формула фифти-фифти для итогов референдума сейчас подходит", - заключил Константин Воронов.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.