Как расценивать данные о том, что Турция готовится к масштабному вторжению в Сирию? Возможно ли прямое военное столкновение России и Турции? Какие глобальные планы вынишивает Эрдоган? На эти и другие вопросы Pravda.Ru отвечает доктор политических наук, профессор МГУ Андрей Манойло.
— Турецкие власти никак не прокомментировали данные российского оборонного ведомства о подготовке Турции к вторжению в Сирию, но продолжили антироссийскую риторику. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что Россия совершает некие преступления на территории Сирии. Министерство обороны России предупредила Турцию о том, что система ПВО готова принять меры против Турции в случае ее враждебных действий. Обмен такими воинственными заявлениями означает, что ситуация резко обострилась?
— Да, это, конечно, означает повышение градуса напряжения в российско-турецких отношениях. Это — обмен даже не взаимными упреками, а некими взаимными предупреждениями. Российская сторона показала в публичной форме, что мы знаем о планах турецкой стороны.
Турецкая сторона заявила примерно следующее: несмотря на то, что Россия обладает всей разведывательной информацией, Турция не откажется от своего намерения. Фактически уже идет столкновение лоб в лоб. В российско-турецких отношениях наблюдается игра нервов. У кого нервы крепче, тот и одержит победу.
— Что именно хочет Турция сделать в Сирии? Каковы ее планы?
— На тактическом уровне, я думаю, Турция намерена разблокировать часть сирийско-турецкой границы, потому что последние действия войск воздушно-космических сил России совместно с подразделениями Сирийской армии и подразделениями курдов ведут к тому, что они активно продвигаются вперед вдоль сирийско-турецкой границы и намерены взять ее целиком под свой контроль, чтобы перерезать каналы поставки оружия, боевиков и боеприпасов из Турции группировке, которая сейчас продолжает находиться в Алеппо.
Штурмовать мегаполис всегда крайне сложно, и любое продвижение вперед всегда сопряжено с огромным количеством жертв. Поэтому половину города продолжают удерживать боевики "Джабхат ан-Нусра" и ИГИЛ. Если перерезать им пути снабжения, каналы поставки боеприпасов и живой силы, то группировка в Алеппо и под Алеппо будет обречена, их уничтожат. Турции это не нравится, и они собираются изменить ситуацию, оттеснив сирийские войска от границы.
Возможно, турки ставят перед собой задачу взять под контроль хотя бы одну магистраль, по которой шло снабжение этой группировки боевиков. На боевиков, которые сейчас находятся в Алеппо, у турков свои планы, поэтому они их столько времени поддерживали и снабжали. Они рассчитывают именно с помощью этих группировок отстаивать свои интересы в Сирии и реализовывать свои внешнеполитические интересы. Поэтому заявление российской стороны, что Турция готовит локальную военную операцию на территории Сирии, я думаю, — это правда.
— Как примерно будет выглядеть эта операция? Танковая бригада Турции с десантниками войдет на территорию Сирии и захватит какие-то ключевые позиции? Насколько масштабным может быть это вторжение?
— Это вопрос гипотетический, поскольку мы с вами всей полнотой информации не обладаем, но исходя из имеющихся сведений можно сделать вывод, что Турция действительно желает взять под контроль одну из дорог, по которой ранее велось снабжение группировки боевиков в Алеппо, чтобы продолжить это снабжение.
Возможно, Турция хочет открыть коридор для выхода заблокированной группировки из Алеппо на территорию Турции для переформирования, чтобы сохранить подразделения, которые Турция формировала и обучала. Понятно, что это будет наземная операция.
— О наземной операции активно заговорили также Саудовская Аравия и их союзники. Хотя они еще в Йемене не разобрались. Зачем Саудовской Аравии лезть с Сирию?
— По тем же основным мотивам. Йеменская проблема для саудовцев — вечная, им еще разбираться и разбираться с этой проблемой, но она так и останется. Недавно в Йемене началась новая фаза, новое обострение, которое просто не очень активно освещается средствами массовой информации. Там что-то зрело-зрело-зрело и опять назрело, поэтому проблем у Саудовской Аравии еще прибавиться.
Что касается вот этого заявления Саудовской Аравии направить ограниченный контингент в 2 тысячи солдат — это мизер для подобного рода военных операций. Они говорят, что свои силы вольют в группировку, которая формируется США для наступления на Эр-Ракку — это столица одноименной провинции в Сирии, нынешняя столица "Исламского государства". Эр-Ракка очень богата запасами нефти.
До начала гражданской войны она была нефтяной столицей Сирии. Не случайно исламисты "Исламского государства" заняли практически целиком эту провинцию и сделали ее своей основной резиденцией. Для того, чтобы развернуть наступление на Эр-Ракку, американцы провели колоссальные мероприятия, Обама получил разрешение конгресса, чтобы использовать авиацию в полном объеме для поддержки наступления именно на этом направлении.
Американцы собрали и вооружили курдов, договорились с Высшим военным советом ассирийцев-христиан, боевые отряды которых также влились в этот союз, перетащили часть группировок из Сирийской свободной армии и тоже влили их в этот ударный контингент. Они сформировали приличную группировку, которая может успешно наступать и иметь стратегический успех. Зачем им Эр-Ракка — тоже понятно. Здесь по крайней мере два мотива есть.
Если американцы сейчас возьмут столицу ИГИЛ, это позволит им приписать все лавры в войне с терроризмом исключительно себе, потому что они взяли штурмом столицу. А второй мотив, по всей видимости, заключается в том, что воевать и наступать-то можно по-разному. Можно, как Сирийская армия при поддержке российских военно-космических сил, когда идут жестокие бои за каждый населенный пункт, идет война на уничтожение, практически не берут в плен, выбивая террористов из каждого населенного пункта, а те ожесточенно сопротивляются.
А можно наступать так, как те же американцы, англичане и другие коалиционные силы в конце Второй мировой войны. Когда они подходили к очередному рубежу, немецкие войска им сдавались, они их разоружали, и вместо того, чтобы использовать на строительных работах или распустить по домам, они загоняли их в специальные лагеря, и там продолжались военные тренировки. Те дивизии Вермахта, который были взяты ими в плен, сохраняли даже свою командную структуру.
Потому что американцы уже начинали готовится к будущей войне против Советского Союза, и эти немецкие формирования могли бы им пригодиться. Здесь также вполне может использоваться эти же методы. Когда коалиционные силы будут идти на Эр-Ракку, то наиболее оголтелых боевиков, лидеров, которые засветились, и которых уже нигде не спрятать, будут уничтожать, а большую часть боевиков Исламского государства будут превращать в так называемую умеренную оппозицию.
Они сбреют бороды, их соберут в лагерях, куда-нибудь выведут, и представят как борцов за свободу. Тем самым военную мощь террористов они сохранят, переформируют и потом под новым названием бросят опять в Сирию или куда-нибудь еще, да хоть в Йемен. Американцы собираются также развернуть наступление на Мосул. Но это уже совершенно другая операция.
— Но это все-таки долгосрочная перспектива. А Турция в ближайшее время пойдет на какую-то очередную провокацию? Возможна полномасштабная агрессия против Сирии? И будет ли Запад, НАТО ей помогать?
— Большого масштаба сейчас там не будет. Как я понимаю, стоит задача пробить коридор в Алеппо и взять под контроль небольшой участок границы, чтобы вывести боевиков. Поэтому операция не будет массированной. Турция не будет сразу бросать массированный кулак, разворачивать полномасштабную агрессию.
Скорее всего, они сделают военную провокацию. Это нужно для того, чтобы было сложно определить кто прав, кто виноват. А если разу огромная турецкая армия на протяжении всей сирийско-турецкой границы пойдет в наступление, это уже будет бесспорный факт. Тогда все обвинят Турцию и поддерживать ее даже на словах будет проблематично.
А при серии провокаций, мелких столкновений, которые пойдут по нарастающей, уже будет сложно определить: чья была шинель — то ли он украл шинель, то ли у него украли. Появляется огромное пространство для интерпретаций.
Это уже может стать основанием для того, чтобы НАТО, возможно, вмешалось в этот конфликт. Потому что Турция, если она планирует такую операцию, то она наверняка не планирует ее реализацию в одиночку.
Она надеется, что получит определенные заверения из Вашингтона. Ведь политическим элитам Запада очень не нравится, как в Сирии сложилась ситуация с мирным урегулированием кризиса, и особенно, что Россия всех их там переиграла.
— Запад пока наблюдает за тем, что там происходит, и еще не известно, поддержит Турцию или Россию, а может, вообще никого не поддержит?
— Запад в любом конфликте поддерживает ту силу, которая побеждает. Поэтому если будут определенные успехи у Турции, то он будет поддерживать Турцию, если успехи будет развивать Россия, то снова прилетит Керри с "оливковой ветвью мира", и начнутся какие-то переговоры и совместные заявления. В этом позиция Запада вполне понятна, потому что постоянна. Но есть еще один момент, который позволяет предположить развитие сценарий на перспективу.
Конфликт в Сирии начинался как цветная революция во время арабской весны, затем перерос в вооруженный мятеж, а потом гражданская война превратилась в войну гибридную. Сейчас по большому счету на сирийском театре военных действий Россия и Запад ведут самую настоящую гибридную войну.
В гибридной войне великие державы никогда не сталкиваются лоб в лоб, потому что это — огромные риски, неизвестно кто победит. Они меряются силами на различных театрах военных действий, сталкивая своих союзников, сателлитов, послушные военные силы.
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.