"Досрочных парламентских выборов!"- с таким лозунгом тысячи недовольных штурмуют здание парламента Молдавии. Причиной всему стало незаконное избрание на пост премьер-министра страны Павла Филипа - представителя правящей Демократической партии Молдавии. Назначение Филипа проходило в кулуарах кишиневского парламента в ночь на 21 января, в тайне от всех.
Однако несмотря на быстро меняющуюся ситуацию в столице и прогнозы политологов и мировых СМИ, предсказывающих "зеркальное" развертывание украинского сценария в Молдавии, следующим майданом Кишинев вряд ли станет.
В отличие от оранжевых революций, акции протеста удивительным образом объединили как сторонников проевропейского политического курса, так и приверженцев России. Две полярно разные стороны сходятся лишь в одном: стране необходима немедленная смена власти и прекращение затянувшегося политического кризиса.
Политический кризис Молдавии берет свои истоки еще с момента подписания властями соглашения об Ассоциации с ЕС в рамках "Восточного партнерства". С 2005 года молдаванам пытались внушить в сознание "европейскую мечту".
Как вспоминает Юрий Витнянский, депутат городского совета Кишинева: "после подписания соглашения интернет и СМИ пестрили пропагандой проевропейского характера, а правительство гордо провозгласило ориентированный на Европу политический курс и интеграцию с Евросоюзом.
Однако в реальности все оказалось гораздо более пессимистичным. Так называемые "гранты", выделяемые Брюсселем на экономическое развитие, в 99 процентах случаев оказались вовсе не грантами, а кредитами с очень высокими процентными ставками. К примеру, на развитие железнодорожной инфраструктуры был выделен "грант" размером 105 миллионов долларов. В действительности, 95 миллионов долларов от общей суммы этого гранта оказались кредитом с завышенной процентной ставкой.
Обострилась ситуация и с квотами на ввоз продуктов из Молдавии в ЕС. Особенно показательным стало лето 2015 года, когда Молдавия пестрила гниющими фруктами на деревьях и переполненными винными погребами".
Подписание невыгодного соглашения с Брюсселем, с одной стороны, и наложенное Россией эмбарго на Молдавию, фактически оставило страну никому не нужной. При этом вынужденное сокращение бюджета привело к сокращению социальных выплат и снижению уровня жизни в стране.
"В среднем пенсионное пособие составляет 1000 — 1500 лей в месяц, а средний счет за коммунальный услуги — 2000 лей. Конечно, пенсионеры не в состоянии оплатить такие счета. Соответственно, они и не платят", - добавил Юрий Витнянский.
Насаждение румынского языка и культурных ценностей молдаванам уже давно перестало быть лишь социальным фактором, став политической инициативой. Коррумпированность, а скорее, "продажность" чиновников и наличие у многих "власть имущих" двойного гражданства сыграли чуть ли ни ключевую роль в румынизации страны.
Виктор Поляков, лидер молодежного крыла "Молодая гвардия" Социалистической партии, рассказал о том, как произошел переход судебной системы Молдавии на румынский язык: "На сегодняшний день, согласно Конституции, официальным языком нашей страны является молдавский. Однако несколько лет назад группа из радикально-политических партий выступила с открытым предложением к Конституционному суду с требованием признания румынского официальным языком гражданско-процессуального кодекса на основании Декларации Независимости.
В результате пять судей из шести, у которых имелось двойное гражданство, выносят решение о том, что Декларация Независимости имеет преимущественное значение над Конституцией и признают румынский официальным языком судебной системы".
Вспоминая личный пример из жизни, Виктор негодует: "Когда я поступил в лицей, на первом моем занятии учитель поставил передо мной учебник румынского языка. А первым домашним заданием было выучить наизусть гимн Румынии…"
Апогеем всего стало воздвижение румынского флага рядом с флагом Молдавии на здании президентуры в 2010 году. Можно ли придумать еще большее оскорбление национальной гордости народа?
Но, как правило, беда не приходит одна. Несмотря на экономические и социальные проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются молдаване, с приходом в политику известного олигарха Владимира Плахотнюка страну словно обуял демон. Владимир Плахотнюк, молдавский олигарх и политик, по мнению молдаван, имеющий немалый вес в принятии основных политических решений правительством — фигура весьма противоречивая. В Молдавии о нем ходит много слухов и самых разных историй.
В политику он пришел в 2010 году в качестве депутата. До этого он занимался бизнесом, в частности, именно ему приписывают владение несколькими телеканалами, гостиницами, АЗС, контроль импорта нефтепродуктов и рост цен на бензин. Но, как говорится, наш пострел везде поспел.
На фоне безвольного президента Тимофти Плахотнюк занял весьма почетное и влиятельное место. По мнению молдаван, именно по его инициативе был тайно назначен на пост премьер-министра Павел Филип. Другими словами, это не народ избрал Филипа, а Плахотнюк выбрал себе премьера-марионетку, с помощью которого он будет контролировать власть.
Не повезло олигарху лишь, пожалуй, с поддержкой Запада. Плахотнюк стал единственным политиком, кого не поддержал Вашингтон и чуть ли ни первым, кого дискредитировал Брюссель после громкого скандала с хищением 1 млрд долларов (1/8) ВВП из бюджета Молдавии и выведением его в офшоры.
Впрочем, и тут Плахотнюк вышел сухим из воды. Будучи некогда с ним в коалиции любимец Брюсселя Влад Филат, лидер либерально-демократической партии, сейчас находится под следствием как главный обвиняемый в "краже века". А Плахотнюк снова у власти.
Молдавия, крохотная страна на периферии между Европой и Россией, словно утонула в "вечном" политическом и экономическом кризисе. Несмотря на низкий, далеко не европейский, уровень жизни, высокий уровень безработицы и растущие налоги, у молдаван, пожалуй, сохранилось чувство патриотизма.
Палаточный лагерь, раскинувшийся на центральной площади Кишинева более шести месяцев назад, продолжает расти, а главная оппозиционная партия страны — Социалистическая партия — все больше и больше получает поддержки у населения (по данным 2015 года партия социалистов получила 19 мандатов из 51 в городском парламенте).
"Молдаване — очень мирный, любящий свою страну народ. Он никогда не пойдут на то, чтобы громить здания и устраивать пожары, — замечает Юрий Витнянский. - И хотя социальный раскол в стране исключать нельзя, Молдавия вряд ли станет следующей Украиной, по крайней мере, пока. Потому что Молдавии не нужна революция".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.