Поэт в России больше, чем поэт, но гораздо более значима роль поэтов в общественной жизни в арабских и особенно в говорящих на персидском языке странах. И тем большие гнев, разочарование и непонимание вызвала состоявшаяся в один день в Саудовской Аравии казнь 47 человек, среди которых были известный палестинский поэт Ашраф Файад и популярный шиитский проповедник, шейх Нимр ан-Нимр.
И это не могло не вызвать очень резкую реакцию в мусульманском мире. В Иране, как известно, протестующие, смяв охрану, разгромили посольство в Тегеране и консульство в одном из известнейших центров шиизма, в городе Мешхед. Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с Ираном, Тегеран принес свои извинения — посольства, конечно, нельзя громить.
Саудовская Аравия надавила на своих партнеров по линии Лиги арабских государств, многие из которых разорвали отношения с Ираном, где — между тем — приняли меры, выявили зачинщиков нападения на диппредставительства, задержали их, наказали тем или иным способом.
Надо понимать, что в Иране "базар" — люди, которые составляют большинство городского среднего класса в Тегеране, имеет много, конечно, хороших качеств, но к ним очень трудно отнести уважение к дипломатическим представителям. Это уже давняя традиция, иранский базар не уважает иммунитет иностранных послов. Мы помним, как нашего великого драматурга, композитора и дипломата Александра Грибоедова убили в Тегеране. Также мы помним захват студентами американского посольства. И вот сейчас базар опять разгромил саудовское посольство.
В Иране нет единой политической воли, это демократическое государство, в котором существуют различные политические тенденции, в том числе, связанные с поддержкой (или отказом от поддержки) шиитских движений во всем мире. Нынешний президент Исламской республики Хасан Рухани, победивший уже в первом туре прошлых выборов, то есть выражающий стремления большинства персов, считается представителем умеренной линии, но кроме него существует значительное число более радикальных политических сил, которые считают, что Иран должен поддерживать своих шиитских братьев более активно по всему миру.
В целом, иранские духовные наставники и шиитские лидеры в других странах, как, например, вождь ливанской "Хезбаллы" Хасан Насрулла призывают шиитов к сдержанности — ни в коем случае не поддаваться на провокацию, которую организовал Дом Саудов с целью ухудшить отношения между простыми шиитами и суннитами и внести раскол в мусульманскую умму. Они обвиняют конкретно режим Саудовской Аравии в совершенном беззаконии.
Тут важно помнить, что и Европа заблаговременно, до казни осудила несправедливый приговор. Обезглавить в одну ночь 47 человек — это, конечно, варварство, неприемлемое в XXI веке, что там говорить! Но ведь дело даже не в этом. Скажем, МИД Германии до казни говорил о том, что судебный вердикт неприемлем с формальной точки зрения — у Саудовской Аравии нет независимой судебной власти в принципе. То есть, королевская семья сама выдвигает обвинения против несогласных с средневековым мракобесным абсолютизмом, сама судит, сама же выносят им приговор и сама же казнит. Ни о справедливости, ни о милосердии, ни о гостеприимстве Дом Саудов представления не имеет.
В арабских странах не принято казнить поэтов. Мудрый султан никогда в жизни не поднимет руку на поэта, тем более на поэта палестинского, пользующегося правом гостя в бедуинском обществе. Но это только мудрый султан. А правители Саудовской Аравии рубят головы налево и направо. Почему? Дело в том, что в Саудовской Аравии расширяются протестные настроения самого разного характера, причем уже ставящие под угрозу само существование этой абсолютной монархии.
Саудовская Аравия ведь в определенной степени искусственное образование, связанное только вооруженным насилием и религиозным террором. От знаменитых мусульманских веротерпимости и свободомыслия, превративших ислам за исторически короткий срок в великую мировую религию, в королевстве мало что осталось.
А сама Саудовская Аравия возникла только в первой половине прошлого века, между мировыми войнами, и там нет единого чувства национального единства, люди ощущают себя представителями того или иного племени или города (как в случае с Меккой или Мединой) либо жителями исторических государств — Хиджаза, Лхасы, Асира, Неджда и так далее, либо — наоборот — представителями арабской нации или единой мусульманской уммы. Но нет такой самоидентификации — саудовец. Это слово вообще означает принадлежность к семье, к клану короля, а не к нации.
В 1925 году Неджд — самое отсталое, но воинственное государственное образование в глубине Аравийского полуострова — захватило один из важнейших исламских мировых центров Хиджаз, где расположены две главные мусульманские святыни — Мекка и Медина. Затем они захватили Лхасу и Катифу — тот самый район, где сейчас добывается основная часть нефти Саудовской Аравией.
Захватили саудовские короли и прилегающий к Йемену Асир, пытались захватить и Йемен, но гордые и воинственные йеменцы, принадлежащие к зейдисткому ответвлению шиизма, отбились.
Всемогущий послал Саудовской Аравии очень много дешевой нефти, и они стали богатыми, но тем не менее, по-прежнему одна семья из наиболее отсталой части полуострова абсолютно контролирует всю политическую власть в государстве. И сейчас, когда цены на нефть низкие, а запросы у людей растут, монархия уже не может в рамках своей архаической системы продолжать функционировать в XXI веке. Оно просто стало анахронизмом — абсолютная монархия, отсутствие независимой судебной власти, отсутствие свободы совести и свободы волеизъявления, принадлежность всех высших должностей в стране членам одной семьи, казни поэтов путем отрубания головы и так далее.
И в стране не мог не начаться политический кризис. И Саудовские власти выбрали полицейские способы решения социальных, экономических и религиозных проблем, несомненно привлеченные простотой полицейского решения. Правящая семья категорически не желает делиться властью. А для оппозиции у них есть опытные и, как говорят, умелые палачи.
Но королевство, как говорят у нас в народе, начало "сыпаться", причем не только в нефтедобывающих восточных регионах, где шииты составляют либо компактное меньшинство, либо даже, как утверждают некоторые, компактное большинство. Причем это очень уязвимое место, если там начнется массовое восстание и если в Тегеране продавят свою политическую линию радикалы, которые требуют поставлять оружие протестующим шиитам. И если там полыхнет, то это будет очень опасно для нефтебодычи в королевстве.
Но и в Хиджазе, в самой развитой части Саудовской Аравии — в Мекке и Медине — растет недовольство. В сытые годы там сформировались богатейшие семьи мультимиллиардеров, очень богатые, но абсолютно лишенные доступа к политической власти, которая полностью принадлежит семье Дому Саудов из отсталого Неджа. И до тех пор, пока королевская семья могла от них откупаться, делая хиджазских богачей все богаче и богаче, те согласны были терпеть.
Но сейчас, во время острого финансового кризиса, когда бюджет Саудовской Аравии сформирован с большим дефицитом, когда растет задолженность королевства, когда мировая конъюнктура низкая, любой мультимиллиардер, лишенный политической власти, с неизбежностью начинает поддерживать "гражданское общество". И в наиболее развитой части Саудовской Аравии, в Хиджазе, всегда считали себя культурными людьми, а бедуинов Неджда дикарями, тоже нарастают протестные настроения, хотя там они носят совершенно иную форму. И хиджазские лидеры общественного мнения вполне могут оказаться сторонниками сотрудничества с шиитскими вождями, хотя бы чисто из коммерческих соображений.
Между суннитами и шиитами нет жесткой разницы, это не отличия между православными и католиками или протестантами. Шииты могут ходить в суннитские мечети и наоборот, могут слушать проповеди. Это одна религия, это одна умма, и различие между ними только в правоприменении, в судебной власти, в семейном праве, например, в правилах развода, и в политических воззрениях. Строго говоря, я ни разу не видел ни одного мусульманского клирика, который бы мне четко ответил, что он однозначно предпочитает халифа Муавию (исторического вождя суннитов) Али (родственнику пророка Мухаммеда и главному герою шиизма).
И в этой ситуации Саудовская Аравия умудрилась еще и начать в войну в Йемене. Владыки Неджда давно мечтали захватить Йемен, делали несколько попыток — и в 60-е годы прошлого века и в 30-е годы, но йеменцы всегда героически отбивались. Сейчас саудовцы купили большое количество американских бомбардировщиков и другого оружия и решили начать прямую агрессию против Йемена, вмешались в его внутренние дела и потерпели фактически полное военное поражение, хотя они контролировали воздух над Йеменом. И сейчас если йеменские шииты-зейдиты приобретут в Тегеране современные средства ПВО, позволяющие им нейтрализовать превосходство Саудовской Аравии в воздухе, то они в состоянии перейти в наступление и нанести поражение на земле саудовским вооруженным силам. Саудовцы не любят воевать, они не очень хорошие воины и сомнительное это удовольствие умирать за неумеренные амбиции одной, пусть и королевской семьи.
А йеменцы — наоборот, бедные, но гордые воины, напоминающие некоторые наши кавказские народы или голландских нищих — гёзов, и они могут сломать сопротивление саудовских войск очень быстро. Больше того — та часть территории Саудовской Аравии, которая прилегает к Йемену — Асир, была завоевана поздно, в конце 30-х годов прошлого века. И там люди ощущают себя второсортными по сравнению с племенами, которые живут в Неджде, а, с другой стороны, они близки к йеменцам.
Наконец, тяжелая ситуация и в Эль-Хасе на побережье Персидского залива, именно оттуда пршли знаменитые катары — ответвление шиитов-исмаилитов, которые в свое время захватили Мекку и вывезли оттуда священный камень Кааба.
В саудовской ситуации все затряслось. Страна находится реально близко к ситуации, когда начнинается мощный сепаратизм. Ну просто невозможно жить в XXI веке в стране с таким архаичным режимом, с такой безответственной властью. Мудрый султан на Востоке — и любой араб это понимает, тем более любой перс это понимает — никогда не станет рубить голову поэтам. Это самая большая глупость, которую можно сделать на Востоке. Про это писалось в исторических хрониках от века, со времен арабского завоевания. Но саудовская королевская семья решила, что раз у них есть власть, то они имеют право рубить головы поэтам и проповедникам. Они, видимо, ошибаются. Но будущее покажет. Пока Иран не хочет войны.
Как мы знаем, цены на нефть сейчас на очень низком уровне, и возникает резонный вопрос — почему?
И есть у меня очень сильное предчувствие, что нынешний уровень цен на нефть — это результат сговора, не политико-экономического заговора, как у нас любят рассуждать разного рода политтехнологи (что якобы кто-то пытается вытеснить сланцевую нефть, что Саудовская Аравия играет против Ирана и так далее), а откровенно спекулянтского. В мире есть три-четыре- пять, ну, может, шесть крупнейших финансовых брокеров, которые контролируют львиную долю торговли "бумажной нефтью" — рынка вторичных нефтяных ценных бумаг — и умеют управлять психологией мелких инвесторов.
Они обладают информацией, кто покупает нефтяные фьючерсы, а кто их продает. И не нужен открытый сговор, там есть взаимопонимание у брокеров, их очень немного, и они хорошо друг друга знают — вместе пиво пьют и часто общаются, они могут неформально, имплицитно договориться.
И они в состоянии повлиять на рынок, потому что они распространяют аналитические материалы, они разговаривают со своими клиентами, с огромной массой мелких инвесторов, которые часто подвергаются паническим настроениям и которыми, в общем-то, легко управлять. И вот эти крупнейшие финансовые брокеры решили почистить рынок от инвестиционной мелочи и сами себе прилично подзаработать. Это вроде бы противозаконно, но это не доказать регуляторам — брокеры научились быть осторожными.
Это нормальная вещь, есть даже специальный термин (который в середине 90-х я ввел в научный оборот на русском языке) — ректификационный или очищающий кризис. Это такие рыночные механизмы, которые очищают рынок от мелких инвесторов, высасывают из них капиталы, разоряют их, выгоняют их с рынка. И крупные инвесторы забирают себе львиную долю богатств разорившихся мелких спекулянтов.
Потом все постепенно восстанавливается, но такая ректификация происходит время от времени. И мне кажется, что крупнейшие брокеры сейчас намерены провести ректификацию. И мне кажется, что вот в самое скорое время, очень быстро нас ждут очень крупные сюрпризы в области цен на нефть. Нам не нужно будет ждать до конца этого года.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.