В Саудовской Аравии для борьбы с терроризмом создана "исламская военная коалиция". Как и две другие (западная и российская), эта коалиция будет бороться с ИГИЛ. Разговоры о сотрудничестве трех коалиций — это разговоры ни о чем, так как стратегические цели у всех разные. Поэтому чьи духовные скрепы окажутся сильнее, тот и победит.
В коалицию, помимо Саудовской Аравии, вошли такие страны, как Иордания, ОАЭ, Пакистан, Бахрейн, Турция, Тунис, Судан, Сомали, Палестина, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Малайзия, Египет, Нигерия, Йемен.
"Государства, вошедшие в коалицию, приняли решение создать военный альянс, руководимый Саудовской Аравией, для борьбы с терроризмом. В Эр-Рияде будет находится единый операционный центр для координации и поддержки военных операций", — говорится в распространенном заявлении. В нем сказано также, что коалиция будет "координировать" усилия по борьбе с терроризмом в Ираке, Сирии, Ливии, Египте и Афганистане в отношении "любой террористической организации".
"Это будет международная координация с крупными державами и международными организациями. С точки зрения операций в Сирии и Ираке, мы не можем взять на себя проведение этих операций без согласования их легитимности с международным сообществом", — цитирует The Guardian. То есть заявлено о соблюдении международного права, по крайней мере, в Сирии и Ираке.
Это уже третья коалиция в борьбе против ИГИЛ. Первые две — российская (в нее входят Сирия и Иран) и западная (ее возглавляют США. И в эту коалицию, кстати, входят и Саудовская Аравия и многие другие страны, вошедшие теперь в новую, третью, коалицию).
Зачем же понадобилась новая суннитская коалиция? Обеспокоенность суннитов понятна — "Исламское государство" пообещало свергнуть монархии Персидского залива и совершило ряд нападений на шиитские мечети в Саудовской Аравии и Кувейте. Не хочется раздражать местных шиитов, которые проживают на нефтеносных территориях. Поэтому понятна и цель — уничтожение "Исламского государства". Но если "халифат" — это мировое зло, то почему же три коалиции не могут действовать сообща. Потому что у всех разные интересы.
"Саудовская Аравия и Турция заинтересованы в том, чтобы создать в Сирии суннитский консервативный режим, который позволит Турции восстановить свое влияние на просторах бывшей Османской империи, а Саудовской Аравии осуществлять энергетические проекты через этот район, — сказал Правде. Ру Михаил Александров, ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО. — У США и Израиля цель состоит в том, чтобы не дать усилиться Ирану. А для этого надо разорвать шиитскую ось — Иран, Сирия, Ливан, "Хезболла" и Ирак, где сейчас шиитское правительство".
Для этого Западу тоже выгодно создание "суннитского государства, суннитского буфера, который перережет коммуникации между Ираном, Сирией и Ираком".
По мнению эксперта, Россия не заинтересована в ослаблении Ирана. "Мы, наоборот, заинтересованы ослабить влияние США в этом регионе, влияние Запада, влияние Саудовской Аравии, которая постоянно поддерживает террористов на нашей территории. Поэтому мы поддерживаем Сирию и Иран в этой борьбе", — сказал Михаил Александров.
Можно сделать вывод, что Москва выстраивает свой "пояс безопасности", а Крым и Сирия здесь ключевые точки приложения силы. Россия должна укрепиться на Ближнем Востоке, чтобы отодвинуть от своих южных рубежей враждебные силы НАТО и расположить в Средиземном море свои военные базы, защищающие от Турции.
Стратегическая цель Эр-Рияда — создание суннитского государства в Сирии и Ираке для вытеснения "чужеродных" России и Ирана. Турция же строит свою Османскую империю. И, вероятно, уже договорилась с саудитами о разделении сфер влияния.
Возможна ли наземная операция суннитской коалиции при поддержке западной с воздуха? Возможна, если операцию поддержит, например, Организация арабских государств (ОАГ). Это будет считаться легитимизацией конфликта. Суннитские духовные скрепы не слабее российских. Посмотрим, сможет ли Россия отстоят свое желание быть "полюсом силы" на Ближнем Востоке.
"Эта коалиция пока достаточно условна, - сказал Михаил Александров. — Каждая страна-участник должна будет сама определять, что ей делать в этой коалиции, что не делать. Некоторые страны пошли на это только для того, чтобы подыграть Саудовской Аравии, не портить с ней отношения. Тем более, что не все страны там реально участвуют.
Например, как может участвовать Йемен, когда его правительство не контролирует страну? Другие страны — Египет и Пакистан - повязаны с Саудовской Аравией финансовым интересом. Саудовская Аравия реально платит за участие в коалиции".
Добавим, что исламская коалиция — это информационный проект, направленный на то, чтобы снять с Саудовской Аравии обвинение в поддержке терроризма. Понятно, почему президент Путин предложил идею всеобщей коалиции, чтобы как бы представить российскую внешнюю политику в благоприятном свете, показать, что мы готовы со всеми сотрудничать. Но это вовсе не значит, что президент считает, что эта коалиция реально возможна.
Что касается отношений с США, то Москве важно не допустить прихода к власти в Сирии сил, ориентированных на Запад.
"Нам необязательно, чтобы была диктатура Асада, но нам надо гарантировать наши интересы, в частности наше военное присутствие, поэтому и был нами введен термин "светского государства", в котором не могут доминировать ни сунниты, ни шииты, в котором в равной мере представлены этнические, религиозные общины. Если это будет сделано, то Сирия будет в более-менее таком нейтральном положении, как Ливан, например. И мы сохраним там свои интересы", — сказал Михаил Александров.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.