Как оценивать факт сбития ВВС Турции российского Су-24? Как провокацию, защиту ИГИЛ или "заявление" о том, что "Сирия — турецкая вотчина"? Что изменится в стратегии России в Сирии после трагедии с Су-24? Эти и другие вопросы обсуждают главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и член экспертного совета Госдумы по транспорту Роман Гусаров.
- Совершено откровенно враждебное варварское действо. Все замерли. — Что будет? Как вообще могла Турция это сделать? Конечно, Эрдоган уже давно со всеми соседями поругался, но настолько ли он смел, чтобы совершить такую провокацию самостоятельно?
- Мы прекрасно понимаем, что операция, которую проводит российские ВКС в отношении ИГИЛ, Турции не нравится. Это для нее кость в горле. Потому что Турция уже давно прекрасно наживается на нелегальных поставках нефтепродуктов из Сирии и подготовке боевиков ИГИЛ на своей территории. Турция также заинтересована в смене режима в Сирии, а заодно еще и занимается перепродажей дешевой нефти в Европу.
- Это уже секрет Полишинеля. Но ведь ни Саудовская Аравия, ни Катар никогда не скажут что они поддерживают и финансируют ИГИЛ. И Турция тоже делает все это за кулисами. Но сбить российский истребитель — это другая история.
- Скорее всего, у руководства Турции сдали нервы, потому что мы нанесли достаточно серьезный урон этой системе нефтяных караванов. Само собой, они пошли на этот шаг не без консультации со своими партнерами по НАТО. По сути, Турция произвела воздушное прикрытие боевиков ИГИЛ против российской авиации.
Теперь российская авиация будет ограничена в возможностях по нанесению ударов по базам ИГИЛ, которые находятся у границы с Турцией.
Дело в том, что граница — это совсем невидимая виртуальная линия где-то там на земле. И пилот, нанося удары по конкретной точке, которая находится непосредственно возле границы, делает боевой заход. Само собой, в этой ситуации он может на несколько метров залететь на территорию другой страны. Возможно, были случаи, когда российские самолеты на короткое время при нанесении ударов, пересекали воздушное пространство Турции.
Потому что все эти базы находятся прямо вплотную к границе Турции. Турция их так опекает, оберегает, а теперь еще и прикрывает системами ПВО. Я думаю, Турция отстаивает свои экономические интересы, а со стороны блока НАТО, похоже, это провокация, чтобы сорвать создание наметившегося альянса, в которую с Российской Федерацией могут войти и некоторые члены НАТО. Уже складывается союз с Францией, но тут фактически Турция провоцирует конфликт с НАТО. Франция — это член НАТО. Соответственно, Франция не сможет остаться в стороне или принять сторону России, если вдруг конфликт выйдет за рамки политического, словесного противостояния.
Поэтому здесь, на мой взгляд, чистой воды провокация. Россия не должна на нее поддаваться. Уверен, что будет адекватный ответ. Надо спокойно проанализировать ситуацию, спланировать и ответить. Те операции, которые будут, покажут противнику или оппоненту, что он может получить ответный удар. Здесь самое главное — дать понять, что на слабо нас не взять.
В любом случае, эта провокация санкционирована Западом. Никогда бы турки не пошли самостоятельно на такой шаг, потому что понятно, что это серьезный международный конфликт.
- И это конфликт, который касается стран НАТО, не только Турции.
- Конечно. Турция находится под колпаком НАТО, понимает, что никто не будет воевать с НАТО. Ну, может, потом пришлют нам очередной алмаз Шах и скажут: извините, мы случайно. Такое уже было в истории.
А реакция Запада будет официально, наверное, никакая — отсидятся, отмолчатся. Недавно в ток-шоу Соловьева польский журналист открытым текстом сказал про украинский конфликт, что "чем больше вы друг друга поубиваете, тем нам лучше". У Запада это историческая позиция: деритесь ребята, а мы в стороне постоим, посмотрим, потом побитого подберем.
- Когда дело уже будет идти к победе, мы тогда откроем второй фронт, как это уже было…
— Это англо-саксонская политика, которая уже многие столетия реализуется на всем земном шаре.
- Какие коррективы, на ваш взгляд, будут внесены в нашу операцию?
- Я думаю, что фронтовые бомбардировщики будут сопровождаться многоцелевыми самолетами типа "Су-30", которые там присутствуют. Я думаю, что они полностью прикроют штурмовики-бомбардировщики как минимум от воздушных атак со стороны турецких ВВС. "Ф-16" не будет доволен, если встретится с самолетом "Су-30", потому что один такой самолет может вести сразу несколько целей и уничтожить их. И в случае агрессивных действий, думаю, будем отвечать.
- Насколько наши пассажирские авиаперевозки соответствуют уровню безопасности? Каково состояние нашего авиационного парка? У нас многое устарело или техника достаточно современная?
- Мы далеко не устарели, за минувшее десятилетие сделали огромный шаг вперед. Сейчас десяток наших авиакомпаний перевозят львиную долю пассажиров. Они за эти годы обновили парк воздушных судов. В "Аэрофлоте", компании S7 — одни из самых молодых парков в Европе. По сути, авиакомпании летают только на новых самолетах, современных, надежных, экономичных.
Также мы очень сильно подтянули и систему обеспечения авиационной безопасности. Аэропорты были оборудованы современными системами, периметрами, камерами, всяким другим оборудованием.
Аэропорты закупили всевозможные дорогостоящие сканеры, которые, в том числе, обнюхивают пассажира. Сегодня такое оборудование есть в аэропортах, его можно использовать. Просто его стараются не использовать, потому что оно слишком усложняет, замедляет процесс прохождения. В принципе, рамки, сканеры вполне обеспечивают надежный досмотр. А в процессе усложнения, усиления всех этих мер, к сожалению, растет и нагрузка на пассажира. Ведь за все это платим мы с вами.
И когда государство говорит, что авиакомпании должны посадить в самолеты маршалов авиационных или мы в каждый аэропорт отправим своих специалистов, то опять-таки государство не обещает сделать это за счет бюджета. Это должно быть сделано за счет авиакомпаний при снизившемся пассажиропотоке. Следовательно цены серьезно вырастут. А с экономикой авиакомпаний уже давно не все ладно.
На сегодняшний день авиакомпании уже испытывают гигантские трудности. Практически все, может быть, за малым исключением, находятся в отрицательной зоне рентабельности. Если этот спад спроса продлится долго, то на выходе из кризиса мы увидим, может быть, всего одну-две выжившие компании. Это не в лучшую сторону скажется на рынке авиаперевозок и на стоимости авиабилетов. Понятно, что будут монопольные цены.
Вот тогда государству придется взять на себя тех, кто выживет, и дотировать им перевозки. Все равно будем платить мы, только уже — из бюджета. Если мы не предпримем каких-то экономических шагов, для того, чтобы авиакомпании выживали самостоятельно, остались рентабельными, то надо не усложнять им задачу по приобретению воздушных судов и делать непомерными кредитные ставки, а упрощать и помогать. А у нас все время придумывают какие-то новые барьеры.
Сейчас говорят: давайте мы заставим всех перерегистрировать в российский реестр. Но дело в том, что если мы поставим такие условия, лизингодатели тут же поднимут стоимость лизинга в полтора-два раза. Они будут подстраховывать свои риски. Сейчас они страхуют это юридически, дальше будут страховать это финансово. То есть еще больше будет придавливание авиакомпаний.
Все-таки правильно было бы, чтобы государство взяло на себя обеспечение авиационной безопасности, создало единую структуру с профессионалами, которые бы занимались вопросами нашей с вами безопасности, а не перекладывали это ни на аэропорты, ни на авиакомпании. То же самое надо сделать и с системой управления.
Авиационная безопасность — это особая область, в которой должны работать, как в любой спецслужбе, профессионалы. И они должны подчиняться не частным компаниям. Это должна быть единая государственная силовая структура, которая будет обеспечивать безопасность наших граждан на транспорте.
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.