Что поменялось в раскладе сил на Ближнем Востоке после начала спецоперации РФ в Сирии? Почему Турция намеренно перессорилась со всеми соседями? Кто расчищал "Исламскому государству" дорогу на Дамаск? Эти вопросы в программе "Необычная неделя" обсуждают главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и директор Института стран СНГ Константин Затулин.
— Константин Федорович, в Сирии американцы летали целый год, совершили около семи тысяч вылетов, тут пришли русские и все испортили. Оказалось, что американцы даже не знают, что вообще надо бомбить и где. Что они там делали все это время?
— Дурака валяли весь год, вот и все. С одной стороны, США как страна должны уважать общественное мнение своего населения. И когда их граждане, став вдруг исламистами, режут головы другим американцам, это не должно оставаться без последствий. Поэтому президент Соединенных Штатов, лауреат премии мира, самый главный демократ на Земле и самый главный защитник добра и просто "капитан Америка" обязан заявить, что ИГИЛ — это страшное зло, и с ним надо бороться. А после этого публично начать бомбардировки.
С другой стороны, есть люди, которые планируют эти операции и которые прекрасно знают, что ИГИЛ выполняет в современном мире вполне определенную функцию. Причем полезную для США. А именно: ИГИЛ борется с режимами, которые Соединенные Штаты хотят сместить, в данном случае с Асадом в Сирии. Поэтому они решают: бомбить мы их будем, но так, чтобы при этом волки были сыты и овцы целы. Другими словами, США воюют не с ИГИЛ, а с Асадом.
С другой стороны, союзник Соединенных Штатов по НАТО, Турция, ведет бесконечные бомбардировки курдских отрядов, которые реально борются с Исламским государством, причем не только на территории Турции, где они все объявлены поголовно террористами, но и в соседних Сирии и Ираке.
Двадцать миллионов курдов исторически жили и живут на этой территории и с давних пор пытаются создать свое государство. А рядом есть замечательная, демократичная страна Турция. Есть только одно "но": все живущие в стране этой считаются турками, независимо от того, какой ты национальности. И не может быть в Турции никаких национальных автономий, никакого права на самоопределение. Поэтому передовая Турция объявила, что любая попытка курдов заговорить о какой-то автономии -антигосударственное преступление, с легкой душой окрестила их всех террористами и начала бомбить.
В итоге получается, что и Турция, и Соединенные Штаты вместо того, чтобы заниматься Исламским государством, весь последний год только и занимались тем, что расчищали ему дорогу на Дамаск. А тут пришли русские и разом всем все стало очевидно. Выяснилось вдруг, что у "борцов" с ИГИЛ нет ни планов, ни целей, ни информации, одна голая пропаганда.
— Но США от ИГИЛ далеко, а Турция рядом. То есть, ненависть к курдам у них пересиливает вероятность того, что ИГИЛ придет к ним?
— Дело в том, что Турция, по крайней мере определенные круги в Турции, с ИГИЛ активно сотрудничают. Я не могу судить о правдивости сообщений, но говорят, что люди, очень близкие к руководству Турции, конкретно наживаются на поставках нефти, иначе она бы не попадала на европейские и прочие рынки. Поэтому война войной, а обед по расписанию — вот как в Турции ведется эта война.
Почему так происходит? Назовем вещи своими именами. Правительство Эрдогана — националистическое правительство, которое впервые в новейшей турецкой истории поставило перед страной новую политическую цель -стать лидером исламского мира. Оно убедилось, что все ожидания, связанные с приемом Турции в Европейский союз ни к чему не приводят, ведь в этой очереди они стоят аж с 1960 года, и решило поменять курс.
Кто раньше был лучшим другом Турции в регионе? Израиль. Сегодня Турция намеренно испортила отношения с Израилем, чтобы доказать, что она разделяет беды арабского Востока и хочет повести исламский мир за собой. Турция начала вспоминать времена Османской империи. Раньше была внешняя политика "ноль проблем с соседями". Сейчас она трансформировалась в политику "проблемы со всеми соседями".
— Поссорились, действительно, со всеми.
— Со всеми. Это видно даже по реакции Эрдогана на российское вмешательство в Сирии. Но позиция Эрдогана встречает растущую критику в самой Турции. Мы пока не знаем, чем закончатся ближайшие внеочередные выборы, которые отложены из-за теракта в Стамбуле. Но очевидно, что модель, по которой Турция развивалась при Эрдогане, переживает очень острый и внутренний, и внешний кризисы.
В стране начались неконтролируемые процессы. Вообще складывается впечатление, что Турция в своих амбициях перенапряглась. С одной стороны, желание восстановить Османскую империю и сделать так, чтобы все видели во главе Турции "нового падишаха". А с другой стороны, реальность, которая говорит: "Нет, ничего не получится".
Сирия ведь тоже была когда-то провинцией Османской империи. И я так полагаю, что именно поэтому поссорился Реджеп Тайип Эрдоган с Башаром Асадом, ему в один прекрасный миг показалось, что Сирию легко поставить под контроль. Не получилось.
— А история с якобы российским беспилотником, зачем это-то им было нужно?
— Турецкое правительство сейчас в очень тяжелой ситуации. Его обвиняют, причем со всех сторон, в том, что оно или само организовало теракт, или оказалось неспособным его предотвратить. В частности, потому что с ИГИЛ сотрудничало, давало возможность создавать там лагеря на своей территории и так далее. В общем, такой вот "побочный эффект" мужских игр на свежем воздухе.
В итоге террористы, которые, по идее, должны были вообще заниматься врагами Турции, решили заняться ей самой, когда что-то в политике Турции им не понравилось. Предоставила Турция возможность американцам использовать военную базу "Инджирлик" для американских самолетов, которые принимают участие в бомбардировках Исламского государства, — все, этого достаточно, чтобы сама Турция стала врагом этого Исламского государства.
Турки запутались в собственных действиях, и им сейчас просто необходимо на кого-то это все списать: на якобы наши беспилотники, на самолет, который на секунду залетел в их воздушное пространство, и так далее. Им обязательно надо создать у собственного населения впечатление, что время сейчас непростое и не до критики турецкого правительства.
Раз вновь появилась Россия, все должны сплотиться. Любое правительство ведет себя так в подобной ситуации, и турецкое не исключение.
— Вот и в Саудовской Аравии кто-то из принцев войну нам объявил. А другой в это время приехал на переговоры с Путиным?
— Что касается Саудовской Аравии, то эта страна никогда не складывает все яйца в одну корзину. Она, безусловно, занимает вполне определенную позицию в этом вопросе, но на всякий случай прощупывает собеседника. При этом ищет какие-то периферийные сферы сотрудничества.
Кстати, Турция делает то же самое. Так что здесь нельзя сказать, что все на Востоке так уж однозначны в оценке друг друга. Саудовская Аравия не может не понимать, что появление России на Ближнем Востоке означает очень серьезный новый этап, и хочет как можно лучше к этому подготовиться, минимизировать ущерб от этого для себя, и наоборот, максимизировать выгоды. Эти поиски идут постоянно. Поэтому-то одни принцы объявляют войну, а другие приезжают в Россию.
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.