Почему сирийские события вызвали такой переполох на Украине и что стоит за последней встречей в "нормандском формате"? Об этом главный редактор "Правды.Ру" Инна Новикова в своей авторской передаче "Необычная неделя" побеседовала с главным редактором журнала "Национальная оборона" Игорем Коротченко.
— Украинская пресса, наша любимая, недавно писала о том, что в Сирии сбили три российских самолета. Двух летчиков расстреляли в воздухе, третьего взяли в плен. Он оказался из Севастополя, ему отрезали голову и чуть ли не посылкой отправили ее к нему домой. Страсти, да и только. Это как вообще понимать?
— Я по этому поводу у себя в "Твиттере" написал: после консультации Украины с "Исламским государством" исламисты заявили, что крылатые ракеты, которые поразили базы боевиков в Сирии, были картонными.
— "Арматы" на параде в Москве тоже, оказывается, были картонными…
— И "Арматы" были картонными, и все у нас из картона. Украинские фейки вызывают, в общем-то, презрительную жалость. Именно презрительную жалость по отношению к тем должностным лицам Украины, которые генерируют подобный бред. Если уж вы занялись информационной войной, хотя бы делайте это немного профессиональнее. А так они только демонстрируют собственную беспомощность.
— Украина с первого дня нашей операции в Сирии занервничала. Ее руководители хором заговорили о том, что Россия провоцирует всемирный хаос, а безопасность на планете зависит от одной Украины.
— Фактически, согласитесь, они выступили в защиту "Исламского государства"!
— А сайт "Миротворец" вывесил фотографии якобы российских пилотов, которые сейчас летают в Сирии. Вот только как теперь Порошенко и Яценюку убедить всех в том, что они уже год как воюют с российской армией? Как Россия умеет воевать, сегодня воочию увидели все. И увидели, что случается, когда Россия действительно приходит. С кем же Украина воевала весь этот год?
— Все просто. Украина воевала со своими собственными гражданами, с шахтерами, которые вышли из забоев и взяли в руки оружие, чтобы отстоять жизни своих родных, близких, да и свои собственные.
— Время от времени слышатся слова обиды: "Россия пришла и помогла Сирии, а Донбасс вроде как оставила воевать один на один с незаконным правительством Украины и НАТО"…
— Давайте разберем эту ситуацию. В принципе, российские танки за несколько дней спокойно бы дошли до западной границы Украины. И ситуация была бы решена абсолютно однозначно. Но здесь вступает в действие анализ внешнеполитических рисков. Готовы ли мы, в случае чего, к ядерной войне с Западом? И, вообще, нужна ли нам такая война? Что мне ответят на этот счет те, кто призывает нас двигаться вперед?
Минские соглашения — это блестящий дипломатический успех России, равно как и двух республик — ЛНР и ДНР. Почему? Потому что конструкция Минских соглашений такова, что без согласования с ДНР и ЛНР ничего невозможно. В первый раз в Минске Порошенко допустил колоссальный просчет. Не знаю, был ли он уставшим, или неадекватным, а может, у него были очень плохие советники, но он принял на себя такие обязательства, которые фактически оказались капканом для Киева. И когда украинцы вернулись домой и все проанализировали, то пришли в состояние обморока от того, что теперь Украине нужно выполнить. А там записано: конституционная реформа, особый статус Донбасса, согласие Украины на то, что у ЛНР и ДНР будут свои вооруженные силы, пусть даже называться они будут народной милицией. Фактически Минские соглашения — это легитимизация ДНР и ЛНР, пусть и в составе Украины. Вот только никто не знает, что в обозримом будущем ожидает саму Украину — то ли конфедерация, то ли полный распад.
Порошенко попал в ловушку. Поэтому тактика киевской власти на протяжении 2015 года состояла в том, чтобы не выполнять Минские соглашения: постоянные обстрелы, демонстративный отказ от политического диалога, экономическая и финансовая блокада Донбасса. А с другой стороны, Порошенко имитировал, что выполняет обязательства, которые Украина на себя взяла. Обстреливали ополченцев и всем говорили, что это они сами себя обстреливают. Филькины грамоты, которые принимались в Верховной раде, Порошенко выдавал за огромный успех в деле децентрализации политической системы Украины и т. д.
В чем был его расчет? Имитировать минский процесс, дотянуть до декабря, а дальше обвинить ДНР и ЛНР в том, что они ничего не выполнили, и дальше переговоры запустить по новой, уже с привлечением американцев. Но на последней встрече в "нормандском формате" случился прорыв. Порошенко приехал с отчетом о том, как он успешно выполняет Минские соглашения, и с намерением вылить ушат помоев на ДНР и ЛНР. Но произошла накладка. Меркель и Олланд открыто сказали ему: "Это Киев не выполняет то, что обязан выполнить". И сколько Порошенко ни пытался соскочить с этого разговора, его очень жестко взяли в оборот. Тем более, что юристы Олланда и Меркель, с участием наших, естественно, очень детально объяснили украинцам, что ими выполнено, а что не выполнено. Порошенко получил очень мощный втык. Он пытался выкрутиться, но Меркель поговорила с ним предельно жестко. Франция и Германия доходчиво объяснили Порошенко, что в Европе от Украины изрядно устали, его бесконечные пляски на костях уже никого не устраивают и у них самих полно проблем с беженцами. Так что если ты, друг Порошенко, не будешь выполнять Минские соглашения, то нарвешься на очень жесткую, а значит, принудительную реакцию со стороны Франции и Германии. Вспомним лицо Порошенко — лицо абсолютно растерянного человека, впавшего в прострацию. Он потерял над собой контроль, не понимал, что происходит.
А дальше все было сделано очень элегантно. Первоначально объявленные выборы в ЛНР и ДНР отменили. Донбасс сказал: "Хорошо, мы согласны с предложениями лидеров Германии и Франции пролонгировать минский процесс на 2016 год. Для этого мы отменяем выборы, которые хотели провести по своему законодательству, и согласны в первом квартале 2016 года провести их по украинскому законодательству". Но вся штука в том, что прежде чем выборы будут проведены, Порошенко обязан будет решить вопрос об особом статусе Донбасса и выполнить целый ряд других вещей, которые он в принципе не может выполнить. Рада все заблокирует, а националисты вынесут его на штыках.
Это была очень тонкая дипломатическая игра. Самое главное для России — рутинизация минского процесса. Таким образом, мы укрепили де-факто государственность ДНР и ЛНР, дали им передышку. Обстрелы прекратились, уже под давлением Германии и Франции. Мы получили ситуацию очень благоприятную, как в свое время в Абхазии, в Приднестровье. Республики смогут заняться полноценным восстановлением своей экономики, а Россия будет их интегрировать в свое экономическое пространство. То есть, решена стратегическая задача. Поэтому я считаю, что это выдающийся, не побоюсь этого слова, успех и лично Путина, и группы переговорщиков, которые занимаются у нас Украиной. Франция и Германия выступили фактически нашими союзниками на стороне Донецка.
Что же до Порошенко, то он сегодня политический лузер, все проигравший. Если он не проведет свою часть конституционных реформ, то ДНР и ЛНР с легким сердцем проведут выборы уже так, как посчитают это нужным. Так что критики, которые сегодня пытаются "укусить" достигнутые соглашения, — либо люди недалекого ума, либо делают это из личной политической корысти.
— А еще на Украине продолжается так называемая "блокада" Крыма…
— Продолжается, но как-то вяло. На самом деле, целью блокады был элементарный рэкет — устанавливать поборы с дальнобойщиков, которые везут продукты в Крым. По принципу "хочешь проехать — плати". Как это было в начале 1990-х годов на наших дорогах. Мы-то все это помним. Просто на Украине все делается в "промышленных" масштабах.
Это показатель паралича государственной власти. Украина как государство рассыпается на глазах, и впереди, возможно, ситуация, когда власть совсем упадет, будет валяться под ногами. Кто ее поднимет? Очень бы хотелось, чтобы это были люди из Комитета спасения Украины, а не украинские отморозки-националисты, которые мечтают дорваться до власти и для которых Порошенко сегодня — такой же враг, как и люди, которые говорят решительное "нет" украинскому национализму.
— Такое ощущение, что положение страны хуже некуда…
— Да, это так. А впереди страну ожидает полномасштабное банкротство. Украина упала, это страна без будущего. Ее финансово-экономическая система в таком состоянии, что надо срочно идти на федерализацию, передавать полномочия центра в регионы. Это требование в стране звучит все громче.
А что до Донбасса, то у ДНР и ЛНР могут разные формы будущего. Может быть статус непризнанных государств, как у Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии. Может быть конфедерация, то есть формально на географических картах ЛНР и ДНР будут в составе Украины, реально же они там не будут. Ну и наконец, федерализация. Будущее покажет, какой на Украине реализуется сценарий.
Интервью к публикации подготовил Сергей Валентинов
Автор передачи "Необычная неделя" - главный редактор Pravda.Ru
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.