Как живут сирийцы в разгар борьбы против Исламского государства? Возможна ли победа над боевиками ИГИЛ без Башара Асада, на отставке которого настаивают США? На эти и другие вопросы корреспонденту Pravda.Ru ответил арабист, сопредседатель российского комитета Солидарности с народом Сирии и председатель благотворительного фонда "РУССАР" Олег Фомин.
— Олег Иванович, скажите, пожалуйста, с вашей точки зрения, возможно ли достижение мира в Сирии без участия Башара Асада?
— Я считаю невозможно, хотя бы потому, что Башар Асад был избран подавляющим количеством голосов во время военных событий уже и до сих пор большинство населения, а практически все крупные города, находятся в руках режима, поддерживают Башара Асада. Более того, вы, наверное, знаете, что в Сирии более 80 процентов жителей - сунниты, Башар Асад — алавит, и поэтому враги Сирии пытаются на этом играть. Но армия же тоже на 80 процентов состоит из суннитов, из детей рабочих и крестьян, из простых, и вот эта армия истекает кровью уже пятый год отстаивает территориальную целостность, национальный суверенитет страны и Башара Асада не сдает.
— Вы в Дамаске были недавно. Там вода есть, водопровод работает?
— Водопровод работает все время. В последнее время есть перебои с электричеством. Но они терпят, время от времени включают. Тяжело им было зимой. Зимой там везде полы каменные, бывает очень холодно. Даже если не минусовая температура, они обычно отапливают — или паровое отопление, а большинство такими буржуйками — собби, вот не хватало мазута. Потому что, кстати, Исламское государство 50 процентов скважин сирийских захватили и сами их используют, продают нефть по дешевке - по 20 долларов за баррель. Охотно Турция покупает и даже в Европу они доходят, и в результате эти игиловцы, по-моему, чуть ли не 3 миллиона ежедневно на продаже нефти зарабатывают.
— Олег Иванович, а сколько процентов территории контролирует Асад?
— Если взять по площади, то у этих врагов режима, у противников Сирии территории может быть даже и больше, но это в основном пустынные, малонаселенные районы. Сирийской армии просто не хватает живой силы, чтобы во всех пунктах держать гарнизоны. Но все крупнейшие города находятся в руках режима, в руках Башара Асада. Это и Дамаск, и Алеппо, и Хомс, и Хама. В Латакии, на побережье, там вообще следов не чувствуется.
— А как Башар Асад формирует бюджет? Вы сказали, нефтяные месторождения у него отобрали. За счет чего живет Сирия? Это промышленная страна?
— Видимо, были у них валютные запасы. Потом, Сирия в отличие от всех других арабских стран на Ближнем Востоке всегда сама себя кормила. Пшеницу она не импортировала. Сама себя поила, сама себя одевала — и текстиль, и одежда у них прекрасная. Даже еще покойный Евгений Примаков, будучи там, всегда не отказывался купить несколько костюмов за 100 долларов каждый. И сами себя обували. У них хорошая обувь. Ну а сейчас с нефтью, с нефтепродуктами в основном им помогает Иран. Из Ирана поставляется через Ирак миллионы тонн.
— Вы сказали, что есть города, допустим, часть побережья, которые война не затронула даже. Насколько вы видите развитие ситуации в позитивную сторону? Будет ли увеличиваться эта территория в плане установления на ней мира? Или будет латентно продолжаться гражданская война?
— Не чувствуются войны в городах Тартус, Банияс, Латакия, туда очень много тоже приехало беженцев из районов, где неспокойно. Я думаю, что пока дух народа силен, дух доблестных вооруженных сил силен, пока Россия будет поддерживать Дамаск, Сирия будет сражаться.
— У нас с Сирией были большие контракты на поставку оружия. Их никто не отменял?
— Правильно, их никто не отменял. Мы выполняем все свои прежние обязательства, и более того, даже могу об этом сказать, выполняем просьбы, с которыми они и сегодня к нам обращаются. Так что, они имеют эту помощь и практически они вооружены. Может быть, не хватает им авиатехники.
Когда я разговаривал с офицерами, они говорили, что им не хватает вертолетов и некоторых боевых самолетов. Но, кстати, я видел сообщение, что Сирии передано чуть ли не две эскадрильи Миг-31, это очень совершенные самолеты. Можно сказать, что это самолеты если не пятого, то четвертого поколения.
— А насколько реальны страшилки о зверствах Исламского государства? Показывают отрезание голов, в прессе мелькают сообщения, что на мальчика надели пояс шахида и взорвали его. Это действительно имеет место быть?
— Это никакие не постановки. Постановками "Аль-Джазира" занималась в свое время, когда показывала то, что происходило в Ливии. Но здесь кому? Сирийцы этим не занимаются. Американцам это не выгодно, им, наоборот, приходится скрывать, потому что они несут ответственность за само существование ИГИЛ.
Это на самом деле жестокие люди. В самом деле, они искренне верят в то, что они делают. Но ИГИЛ — это очень интересная структура. Там есть интеллигентные люди, с высшим образованием. Там есть бывшие офицеры иракской армии, члены партии "Арабского социалистического возрождения". Там есть геологи, нефтяники. Там есть врачи. Там есть уже такие силы, которые могут в любой момент создать министерство, то есть институты государственной власти, халифата, который они мечтают создать.
И они уже в свои территории включают, помимо территории Сирии, Ирака, большую часть Ливии, утверждают, что большая часть Синая в Египте тоже им принадлежит. Они грозят даже добраться до Мекки и разрушить там Каабу, черный камень. Они уже уничтожили много могил святых мусульман и готовы идти дальше.
Но все-таки они определенную поддержку в некоторых населенных пунктах имеют. Даже большей частью в Ираке, чем в Сирии. Ведь произвол, коррупция, например, в Ираке многим уже надоели. Потому что кому война, а кому мать родна. И вот когда они приходят, они наводят порядок, начинают жить по шариату. Человек украл что-то или какую-то коррупционную сделку совершил, ему всенародно отрубают руку. Народ доволен. Так что, это на какое-то время может и привлечь. Потому что многие в них видят тех, кто возвращает народ к жизни праведной — не воруй, не прелюбодействуй.
— Олег Иванович, а не изменится ли позиция США по отношению к Башару Асаду в связи с тем, что США сейчас идет на некий мир с Ираном, заключили они этот договор об иранской ядерной программе?Возможно, они перестуанут и требовать отставки Башара Асада?
— У них там, видимо, тоже есть ястребы и голуби. Иногда вроде тот же Керри в беседе со своим коллегой Лавровым говорит "да, мы чувствуем, что без Башара Асада там бороться нельзя против религиозного экстремизма". Потом его заместитель на следующий день говорит, что Башар Асад должен уйти, ему нет места в урегулировании. Но они все чаще говорят о том, что, в конце концов, Башар Асад менее опасен, чем это террористическое исламистское движение, которое выходит из-под их контроля. Можно сказать, что уже вышло.
— Все-таки дожмет Лавров эту точку зрения, чтобы включить Башара Асада в антииголовскую коалицию и вместе наступать?
— Многое будет еще зависеть от позиции Лиги арабских государств. Потому что в свое время все предали Сирию, еще в 2011 году, и поэтому бедные сирийцы вынуждены были идти на демонстрацию с транспарантами "Мы не арабы, мы сирийцы". То есть противопоставляли себя арабам, которые как бы их продали.
Говорят, что сейчас меняют свою политику в этом плане ОАЭ. Нам сам говорил Башар Асад, когда мы с ним встречались, что "иорданцы с нами и даже иорданский король, но они вынуждены так выступать и какие-то производить действия, поскольку полностью финансово зависят от Саудовской Аравии. Я считаю, что наступит время, когда Башар Асад будет считаться таким же былинным героем, как Салах ад-Дин, который разбил крестоносцев и который похоронен недалеко от мечети Омейядов.
— В американской прессе сегодня часто звучат мнения, что США возвращаются к позиции, что те режимы, которые он сместили в свое время, лучше той вакханалии, которая сейчас творится — эти беженцы, которые заполонили Европу. То есть они приходят к выводу, что надо возвращаться к тем режимам, которые можно контролировать, как режим Саддама когда-то. Это так?
- Правильно, Саддама Хусейна повесили, а при нем ни один волос с головы христианина не падал, там много еще ассирийцев живет, они православной веры или греко-католической, в основном ассирийцев там было до полутора миллионов. В результате американской агрессии они были вынуждены бежать, в основном в Сирию. Здесь они на границе обосновались. Потом начались эти события. Сейчас они бегут дальше в Ливан, в Европу.
Замысел США, замысел Израиля — раздербанить и Сирию, превратить ее в алавитское государство, которое было бы на побережье, государство друзов на границе с Иорданией, суннитское, где Алеппо, Хомс, и курдское на севере. Вот эта концепция создания нового Ближнего Востока, в первую очередь в интересах Израиля.
Израиль хотел бы, чтобы ему не противостояли такие сильные государства, как Сирия, как Ирак, чтобы вокруг были слабые государства, чтобы Израиль возвышался неприступной, мощнейшей скалой, да еще со своим атомным оружием. И, кроме того, израильтяне хотели бы, чтобы все христиане ушли со Святой земли.
Во-первых, я думаю, что это у них вековая мечта такая, чтобы иудеи были врагами христианства, особенно такая мечта присутствует у ортодоксальных иудеев. И чтобы они могли бы оправдывать все свои преступления против палестинцев и других мусульманских народов: вот мы против исламских зверей, недочеловеков боремся, христиан здесь нет.
— Вы чувствуете, что Россия в Сирии все-таки остается, или она все-таки уходит?
— Я чувствую, что она остается и я знаю, что Россия активно развивает отношения с Сирией.
Читайте также:
Сирия - последний бастион перед атакой на Россию
Восток - дело тонкое. Особенно Ближний...
ИГИЛ намерен вернуть миру халифат
Вашингтон нарвался в Сирии не на тех
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.