Действительно ли Киргизия начала разворот в сторону России и в сторону евразийского сотрудничества? Насколько серьезным можно считать недавнее постановление правительства Киргизии о денонсации соглашения с США от 19 мая 1993 года? О нынешней внешнеполитической стратегии Бишкека Pravda.Ru рассказал заслуженный экономист Киргизии Жумакадыр Акенеев.
— Жумакадыр, для чего в свое время был заключен этот договор и почему его решили денонсировать?
— Кыргызстан — это единственная постсоветская республика среди центральноазиатских республик, где в начале 90-х годов руководителем стал не первый секретарь ЦК компартии, а президент национальной академии наук Аскар Акаев. И при первом посещении Соединенных Штатов Америки он сказал — дайте мне три года, и я сделаю из Кыргызстана вторую Швейцарию. К сожалению, они только остались словами. Потому что мы сегодня делим последнее место среди стран СНГ с Таджикистаном.
Но тогда, в 90-х годах, со стороны Соединенных Штатов Америки было предложено заключить соглашение между США и Кыргызстаном об оказании так называемой льготной помощи. То есть, американцы по разным каналам привлекали доноров в разные сферы и отрасли экономики, и в сферу образования, здравоохранения, другие отрасли.
Для осуществления этих проектов создавались неправительственные организации и практически все средства, которые привлекались, освобождались от уплаты всех видов налогов. А люди со стороны США и привлекаемые ими эксперты приобретали статус дипломатов, то есть статус неприкосновенности.
У нас буквально в течение трех-четырех лет образовались несколько тысяч неправительственных организаций. И по большому счету, результат революций 2005-го года и 2010-го года — это результат того, что определенным политическим силам удалось эти НКО использовать в своих целях.
И когда сегодня наш бывший первый президент Аскар Акаевич говорит, что в так называемой революции марта 2005-го года были замешаны США, то он не делает открытия. Мы в Кыргызстане знаем, что американский посол сыграл огромную роль, чтобы НКО организовали людей против тогдашнего правления Аскара Акаевича.
Что явилось причиной денонсации. Анализ показал, что какая-то помощь оказывалась: выдавались льготные кредиты фермерам, предпринимателям, но никакой революции не совершилось ни в экономике, ни в управлении. В основном эти деньги уходили на заработную плату и мизерная часть на конкретную экономику. И вот государственный департамент США присудил свою премию правозащитнику Аскарову, который осужден на пожизненное заключение по событиям 2010 года.
Отмечу, что был суд, где была собрана большая доказательная база, что это раньше он занимался правозащитной деятельностью. А в те дни, когда эти события были, он непосредственно участвовал на стороне узбекских сепаратистов в убийстве людей из правоохранительных органов, в частности начальника РУВД. И присуждение вот этой премии всколыхнуло людей, особенно на юге страны, и не только кыргызов и узбеков.
Не отреагировать на такую награду было нельзя. На местах люди начали собираться на митинги, выступать, требовать, чтобы прервать эти отношения. И правительство пошло на одностороннюю денонсацию льготного договора.
Отмечу, что было очень много случаев, когда граждане США на территории Кыргызстана совершали разного рода проступки, дорожные происшествия со смертельным исходом. Но используя дипломатический статус неприкосновенности, они избегали наказания и выезжали на территорию США.
За последнее время несколько человек были объявлены персонами нон грата и выдворены за пределы Кыргызстана. Порядка 70-ти с лишним процентов населения страны поддерживают решение правительства.
— У вас же парламентские выборы будут этой осенью? И президент Атамбаев заявил, что американцы готовили у вас пояс хаоса, что после выборов предполагалось объявить их нелегитимными и опять спровоцировать в Киргизии конфликт. Не знаю межэтнический, не межэтнический. То есть Киргизия шла к денонсации договора, видя, что готовится новая цветная революция, и награждение Аскарова премией — это лишь предлог?
- Я думаю, что награждение Аскарова этой премией входит в комплекс мероприятий. Напомню о выводе американской военной базы, которая у нас пробыла 12 лет и занимала столичный аэропорт. Этот аэропорт мы реконструировали в международный аэропорт, затратив 300 с лишним миллионов долларов. И через него должны были летать транзитом крупные международные авиакомпании.
И из-за того, что эта база находилась в столичном аэропорте, все эти международные компании отказались летать в целях своей безопасности. И, конечно, эта база была освобождена от всякого вида арендной платы, налогов. Так вот именно после вывода этой базы сразу наметилось охлаждение.
Особенно после вступления нашей страны в Таможенный и Евразийский Экономический Союз. Со стороны США начали в последнее время выплескивать в СМИ очень большой негатив. Это не только награждение Аскарова — уже проявляется целый комплекс исследований, что Кыргызстан является страной-транзитом, где продаются в сексуальное рабство женщины, дети, мужчины.
Якобы Кыргызстан является страной-поставщиком граждан для ИГИЛ. Что в Кыргызстане не так хорошо дело обстоит с организацией бизнеса, что мы в рейтингах занимаем одно из последних мест, наряду с африканскими странами.
Я думаю, что правительство сделало правильный выбор, что пошло на закрытие этого льготного соглашения. Как я уже сказал, общий приоритет показывает, что за эти 22 года они такого какого-то такого революционного прорыва ни в экономике, нигде не совершили. Хотя, надо признать, что на самом деле у нас студенты выезжали по обмену за границу, даже в США, другие страны Запада получать образование. Но я думаю, что мое мнение поддержит большинство народа Кыргызстана.
— Появилась информация, что у вас в американском посольстве была чуть ли не какая-то база слежения за всем регионом. Что здесь правда, что не правда?
— На военной базе Манас с помощью Турции, которая выделила грант, собирались построить вышку и установить радарные установки, над которыми висели бы разведывательные самолеты "Авакс". С их помощью просматривалась практически половина территории России, половина территории Китая. Ну, а уже говорить о том, что Центральной Азии республики, не приходится.
Но после вмешательства депутатов парламента этот проект не был осуществлен именно на территории аэропорта Манас. Но сегодня есть предположение, что США все равно свою задачу решили осуществить, но уже на территории посольства. Оно занимает около 10-ти гектаров — ни одно посольство нигде в мире не имеет такой территории.
Там уже заканчивается строительство зданий, в числе которых какое-то здание квадратной формы, рядом с которым казармы выстроены. Какие-то грузы пребывают самолетами, они не подлежат досмотру, их перевозят, устраивают.
Но я думаю, раз это все на нашей территории делается, наше гражданское общество рано или поздно потребует провести экскурсию, показать, что это за здания, для чего. Зачем эти казармы для полутора тысяч человек вообще абсолютно непонятно.
— США потеряли в лице Кыргызстана стратегического партнера в Центральной Азии. Они ведь, наверное, будут как-то отыгрываться?
— Они просто так уходить не будут. Но дело в том, что мы являемся не только членом ЕврАзЭс, но и членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Те задачи, которые Соединенные Штаты Америки ставили по Афганистану, что ежегодно будут вливать туда 5-6 млрд долларов, и буквально в течение 10-ти лет Афганистан станет одной из самых развитых стран региона — все эти мечты провалились.
Почему? Потому что единственное достижение в Афганистане — это производство наркотиков, которое увеличилось с 1200 тонн в 2001-м году, когда у власти там были талибы, до 20 тыс. с лишним тонн. А как такое количество наркотиков перевезти? Это по горным тропам, в покрышках автомобилей?
Там нет железной дороги и, естественно, напрашивался вопрос — а что возили вот эти грузовые самолеты, которые через нашу базу летали без досмотра? Я думаю, что основной транзит незаконных вещей как раз осуществлялся через эту базу.
Почему мы были ее противниками? Потому что не хотим быть транзитной страной для наркотиков и оружия. Наши ни таможенники, ни пограничники не имели право эти грузы досматривать. Поэтому, я думаю, что принято решение правильное — обезопасить себя.
— Какие основные проблемы стоят перед Кыргызстаном?
— В первую очередь, это проблема экономическая. Мы, к сожалению, не можем использовать свой потенциал, который имеем. Потому что, вступив раньше всех в ВТО, мы просто-напросто использовали товары Китайской Народной республики для перепродажи и вот на этом, грубо говоря, процентов 60-70 населения и жили. И наши стратегические отрасли, такие как сельское хозяйство, энергетика, горнодобывающая отрасль, местная промышленность, пришли в упадок.
Мы превратились в такую страну, где 70 процентов внутреннего валового продукта занимает сфера услуг. Поэтому стоит задача резкого развития экономики. И Евразийский экономический союз поможет нам упадочные отрасли реанимировать. И у нас может получиться. Почему?
Потому что у нас дешевая электрическая энергия, дешевая рабочая сила, либеральная экономика, НДС у нас 12 процентов. Если даже сегодня привозить лес из Российской Федерации и делать у нас двери и окна, а потом отвозить назад в ту же самую Россию, то это обойдется на 15-20 процентов дешевле, чем эти изделия изготавливать в самой России.
Второе — это укрепление внешних границ. У нас произошла делимитация внешних границ с Китаем, с Казахстаном у нас подписаны соглашения. Но с Узбекской республикой и с Таджикистаном у нас очень большие проблемы. У нас где-то 50 процентов границ не определено с Таджикистаном, и где-то в таком же процентном отношении с Узбекистаном.
У нас где-то порядка одного миллиона этнических узбеков, они не могут пойти к своим родственникам, а эти родственники из Узбекистана не могут прийти к нам. Эта проблема очень болезненная.
Ну и, конечно, третья проблема — нам надо сохранить мир. Кыргызстан — многонациональная республика, 80 с лишним национальностей. Кыргызы, как коренное население — это свыше 60 процентов. Нам нужно сохранить эту стабильность, мир.
Если мы нормально поработаем в течение буквально ближайших десяти лет, я думаю, что у нас должно получиться не хуже, чем в соседнем Казахстане.
Читайте также:
Киргизия взяла дурной пример с Украины
Уйдут ли американцы из "Манаса"?
США: двойные стандарты в Центральной Азии
Подготовил к публикации Сергей Шаров
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.