Президент Бразилии Дилма Руссеф на саммите МЕРКОСУР говорила о госпереворотах, вспоминая операцию "Кондор". А тем временем парламент Бразилии поставил на повестку дня вопрос об импичменте президента. Тень хищной птицы вновь нависла над странами континента… Изменились технологии, но цель все та же — ликвидация лидеров, поддерживающих Россию.
На 48-м саммите политического и экономического блока МЕРКОСУР (Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Уругвай, Парагвай), завершившегося в минувшую пятницу в Бразилиа, статус полноправного члена получила Боливия. На форуме было отмечено, что за время существования объединения объем внутрирегиональной торговли увеличился почти в 12 раз, в то время как мировая торговля всего лишь в пять.
Рассматривались вопросы подтягивания более слабых экономик к "индустриальным экономикам" Аргентины и Бразилии, распределение средств поддержки из общего фонда в 1 миллиард долларов, а также территориальный спор между Венесуэлой и Гайаной по вопрросу эксплуатации нефтеносного шельфа.
Но главным в повестке дня стал вопрос об усилении в регионе угрозы государственных переворотов, пишет бразильская газета Carta Maior.
"В Южной Америке больше нет места антидемократическим авантюрам", — цитирует газета слова Дилмы Руссеф. Она вспомнила о президенте Жоане Гуларте-Жангу, свергнутом в результате переворота 31 марта 1964 года и погибшем в изгнании 6 декабря 1976 года в Аргентине. За ним вели слежку секретные агенты, связанные с операцией "Кондор", — репрессивной кампанией, проводимой диктаторскими правительствами, сказала президент.
Операция "Кондор" — это была тайная операция США, которая уносила жизни граждан стран Южной Америки, сказал Sputnik Жоау Клаудио Питилью (João Cláudio Pitillo), сотрудник Государственного университета Рио-де-Жанейро (UERJ).
Многие были похищены или убиты, поскольку были политическими оппонентами диктатур. "То, что это сегодня признается на уровне саммита МЕРКОСУР, имеет большой вес, потому что указывает на возможное наказание", — сказал эксперт. Он отметил, что Бразилия позже других стран континента включилась в обсуждение проблемы.
Сейчас президент Дилма Руссеф без обиняков указывает на виновных, раньше такого не было, и это тоже очень важно, заметил Жоау Питилью.
Можно предположить, однако, что операция "Кондор" на самом деле никогда не останавливалась, об этом свидетельствуют перевороты в Гондурасе (2009) и Парагвае (2012). Менялись лишь ее методы. И если в Гондурасе это был еще обычный государственный переворот с помощью армии, то в Парагвае Фернандо Луго сместили уже конституционным путем — через парламент с помощью информационных технологий.
А именно, в одной из латифундий сповоцировали кровавый конфликт, в котором погибли одиннадцать крестьян, несколько десятков были ранены. Общественное мнение разогрели соответствующим образом, и парламент принял решение отстранить президента от власти, так как он не справляется со своими обязанностями и не контролирует ситуацию в стране.
"Возможно, есть новый план ("Кондор"), который не будет реализовываться путем военной интервенции, он будет более изощренным, — сказала на саммите Кристина Фернандес де Киршнер. — Кто знает, может, в настоящее время они называют себя грифами, а не кондорами. Но это всегда хищные птицы, и потому мы в большей степени, чем когда-либо должны укреплять демократию". Аргентинский президент у себя в стране называет грифами-стервятниками американские хедж-фонды, которые своей деятельностью спровоцировали в Аргентине технический дефолт.
Государственный переворот, какую бы форму он ни имел, в эпоху интернета должен подкрепляться массированной обработкой сознания граждан. Если в 70-е годы прошлого века общество подготавливалось угрозами типа "Бразилия попадет в руки коммунистов", то сейчас оно подготавливается формированием негативного отношения к правительству.
Например, исключительно музыкальная бразильская радиостанция "Радио Порту-Алегри" каждый час выпускает блок новостей, который сообщает о росте цен на бензин, о сокращении финансирования социальных программ, о расследовании дела о коррупции в госкомпании "Петробраз", о хищении денежных средств в консульстве Бразилии в Нью-Йорке, о повышении ссудного процента в банках, о том, что противник Дилмы назвал тех, кто не требует импичмента — предателями, и что "Дилма уехала в Мексику".
Этот новостной блок крутится весть день, в подсознание закладывается установка, что все пропало, а ей нет до этого дела — укатила в Мексику. Или вот заголовок в одной из популярных бразильских газет: "Параллели. Он не знает. Он не видел. И он не хотел. Блаттер: разновидность Дилмы управляет ФИФА".
Возможно, на днях будет спровоцирована бойня где-нибудь в фавеле Рио, и парламент скажет: "Ах, да она еще и страной управлять не может… ".
"Я думаю, что современные технологии далеко ушли от операции "Кондор", хотя задачи, которые решались тогда и сейчас, они схожи", — сказал Правде. Ру Владимир Давыдов, директор Института Латинской Америки РАН, доктор экономических наук, профессор, академик.
По мнению эксперта, в Латинской Америке "мы видим войны компроматов, инспирированные протесты против тех руководителей государств и правительств, которые дружественно относятся к России". "Если раньше спецслужбы США практиковали преимущественно агентурную работу, подкуп, финансирование радикальной оппозиции, сотрудничество местных спецслужб с американскими спецслужбами для физического устранения тех или иных лидеров, то сейчас они начинают использовать механизм информационной войны".
Но какую-то внутреннюю силу все равно надо привлекать. По мнению Владимира Давыдова, в Бразилии "это местная мафия, которая почувствовала угрозу своим позициям в фавелах".
"Правительство начало серьезную работу против господства наркомафии в фавелах, началась рекультивация фавел, и тогда мафия мобилизовала свои боевые отряды для того, чтобы превратить мирные протесты в серьезные бунты".
Кристина де Киршнер нашла противоядие новой операции "Кондор" — это внутриблоковая солидарность. По мнению президента, нельзя признавать приход к власти неконституционным путем, надо устраивать таким странам обструкцию, исключать из региональных блоков. На прошедшем саммите венесуэльский лидер получил поддержку МЕРКОСУР в своем протесте против декрета США, расценивающего Венесуэлу как угрозу национальной безопасности.
В окончательном документе, подписанном пятью правительствами, "подтверждается приверженность принципу невмешательства и неприятие исполнительного декрета правительства США от 9 марта 2015 года".
И, конечно, надо организовывать контрпропаганду. Пока в Латинской Америке с этим плохо.
Читайте также:
Аргентина бросает вызов нефтяным магнатам
Китай перезагрузил Латинскую Америку
Шойгу ударил США ниже экватора
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.