Будет ли ядерная война между Россией и НАТО

США готовятся к ядерному прыжку

Сфера ракетно-ядерных вооружений стала одной из самых проблемных в отношениях Россия-США. И дело даже не в участившихся обменах "любезностями" между Москвой и Вашингтоном. Это лишь вершина айсберга. А в том, что США ведут перегруппировку ядерных сил. Об этом Pravda.Ru рассказал доктор военных наук, председатель Союза геополитиков Константин Сивков.

— Константин Валентинович, обмен громкими заявлениями — это политическая риторика или что-то действительно меняется в ядерной стратегии России?

— Идет плановая замена ракет, которые выслужили свои сроки, на новые. 40 штук новых ракет будут поставлены на вооружение наших вооруженных сил, в этом нет ничего особенного. Старые ракеты по технической надежности и в силу длительного пребывания на боевом дежурстве будут утилизироваться.

Ограничения, которые накладываются договором СНВ-3, — это не более 700 межконтинентальных баллистических ракет морского и наземного базирования. Российская Федерация строго соблюдает эти нормы. Больше того, наших ракет меньше, чем-то количество, которое определено договором СНВ-3, тогда как Соединенные Штаты Америки должны провести утилизацию своих ракет и сократить свой ядерный потенциал.

Российская Федерация ведет плановую работу по обновлению ядерного потенциала с тем, чтобы поддерживать его на уровне, обеспечивающем стратегическое ядерное сдерживание.

— Какие ракеты уходят и какие приходят?

— Сейчас поступают на вооружение ракеты типа "Ярс", а снимаются с вооружения ракеты МР-УР-100. Это предшествующие проекты, которые были сделаны в конце 70-х — начале 80-х годов. Отчасти снимаются с вооружения ракеты Р-36М2 — это "Воевода", по американской классификации "Сатана" SS-18, но им на замену будет идти другая ракета — это "Сармат", которая по своим тактико-техническим характеристикам будет примерно равноценна "Сатане".

— Почему Запад так возбудился по этому поводу? Называет этот процесс "эскалацией ядерной гонки", впервые с окончания холодной войны НАТО обсудил в кулуарах свою новую стратегию.

— Военных профессионалов это никак не беспокоит. Это информационная кампания в средствах массовой информации Запада, ориентированная на внутреннего потребителя и направленная на формирование из России образа врага.

Запад точно так же проводит плановую замену своих ракет на новые. У них ракеты морского базирования "Трайдент-П", отслужившие 20-30 лет, меняются на новые. Что касается изменения западной стратегии, то здесь надо заметить следующее: идеологом западной ядерной стратегии являются Соединенные Штаты Америки, поскольку они владеют наибольшим ядерным потенциалом и здесь задают тон.

В изменении западной стратегии просматриваются следующие направления: явное — это стремление обосновать право выхода из договора РСД-РМД, что позволит Соединенным Штатам Америки развернуть в Европе группировку баллистических ракет средней дальности, крылатых ракет наземного базирования, которые позволят им рассчитывать на нанесение так называемого обезглавливающего и обезоруживающего ядерного удара по России.

С другой стороны, это позволит США отвлечь часть ядерного потенциала России с территории США на территорию Европы, то есть превратить Европу в потенциальный театр ядерной войны и сделать ядерным заложником США.

Второе направление, оно еще никак не оглашено, — это изменение критерия ядерного поражения противника, то бишь России. Сегодня, судя по данным открытой печати, критерием ядерного поражения является нанесение неприемлемого экономического ущерба, что предполагает поражение около 200-250 ключевых экономических объектов на территории России.

Теперь может быть введен другой критерий. Этим критерием может быть "критерий Макнамары" — уничтожение живого потенциала нации, то есть нанесение ударов не столько по экономическим объектам, сколько по административно-политическим и иным центрам с целью уничтожения не менее 60-70 процентов населения Российской Федерации в первом ядерном ударе и в последующем до 80 процентов за счет вторичного поражения.

Вот примерно такой критерий может быть введен при изменении этой стратегии, но это мое предположение.

— Вы сказали, что американцы могут выйти из договора о ракетах средней и меньшей дальности? Но они как раз в этом обвиняют Россию, основываясь на том, что ракеты, которые мы сейчас запускаем, на самом деле могут поражать цели более чем 500 км.

 - Совершенно верно, и не только это. США ссылаются на то, что по договору РСД и РМД должны размещаться на наземных установках крылатые ракеты средней дальности. Но российская ракета Р-500 имеет дальность менее 500 км. Специально занижены характеристики этой ракеты с тем, чтобы она не попадала под договор РСД и РМД.

Это ракеты тактического назначения, предназначены для комбинированного поражения хорошо защищенных объектов ПРО. То есть, с одной стороны идут баллистические ракеты комплекса "Искандер-М" и одновременно идут ракеты Р-500. Вот такой комбинированный удар обеспечит надежное преодоление противоракетной обороны даже на глубину первых стратегических эшелонов группировки ОВС НАТО на театре военных действий.

Вторая претензия, которая нам предъявляется, это по ракете РС-26 "Рубеж", ее дальность стрельбы 6 000 км от минимальной дальности стрельбы 2 000 км, но по минимальной дальности стрельбу никто не меряет. Дело в том, что минимальная дальность стрельбы всех межконтинентальных баллистических ракет — и американских, и российских, и морского, и наземного базирования — лежит в пределах от 2 000 до 3 000 км. То есть, баллистической ракетой межконтинентального радиуса действия можно решить задачу поражения объектов на территории Европы.

Главная проблема состоит в том, что межконтинентальная баллистическая ракета по своим массово-габаритным характеристикам и по траектории полета более уязвима для систем территориального ПРО, нежели баллистическая ракета среднего радиуса действия, которая имеет настильную траекторию.

Более того, время подлета баллистической ракеты межконтинентального типа на небольшую дальность примерно в 1,5-2 раза больше, чем у баллистической ракеты среднего радиуса действия, которая идет по настильной траектории. С учетом этих двух факторов и была задача устранить наши и американские баллистические ракеты средней дальности и оставить ракеты межконтинентальные.

А межконтинентальные ракеты попадают под все договоры, начиная с ОСВ-1 и кончая последним, который мы сейчас имеем. Их количество жестко регламентировано, где они размещены — все определено этими договорами. Поэтому ракета РС-26 представляет собой не что иное как ракету "Ярс" с более тяжелой боевой частью, и по сути дела является в чистом виде межконтинентальной.

По договору РСВ и РМД определено, что ракета средней дальности — это ракета, которая имеет дальность полета в пределах от 2 000 до 5 000 км, а РС-26 имеет дальность 6 000 км, поэтому она является в чистом виде межконтинентальной. Она поступает на замену устаревших комплексов "Тополь", построенных еще в советское время.

На Западе это используют как повод для того, чтобы обосновать в глазах западного обывателя свое право выхода из договора РСД и РМД. А это им нужно для того, чтобы потенциально могла возникнуть возможность для ядерного обезоруживания России, а потом ядерного шантажа в ее отношении.

— Скажите, а ядерное оружие России — это по-прежнему единственная сдерживающая сила или у нас разрабатывается высокоточное оружие?

— Да, ядерное оружие России — единственная наша сдерживающая сила. По моим личным оценкам, численный состав вооруженных сил Российской Федерации на сегодня — менее 800 тыс. человек, между тем, минимально необходимый численный состав вооруженных сил, при которых они способны решать задачу обеспечения национальной безопасности силами общего назначения, составляет 1 200 тыс. человек.

Сегодня российские вооруженные силы без применения оружия массового поражения способны эффективно решать задачи небольших военных конфликтов. Уже локальная война нам не под силу даже при полном мобразвертывании вооруженных сил. Группировку численностью 800 тыс. человек, как создавали американцы для ведения войны "Буря в пустыне".

В России нет необходимых мобресурсов, нет необходимого обученного военного резерва. НАТО по своему потенциалу сил общего назначения нас превосходит от 5-6 до 10 раз.

— То есть вы считаете данную риторику президента Путина оправданной?

— Это не риторика Путина. Просто Владимир Путин объявляет планы развития российских ракетно-ядерных сил. И это нормально, это правильно. Он мог не объявлять, но все равно он будет делать в этом направлении все необходимое.

Никаких нарушений международных договоров Российская Федерация не осуществляет. Действует она строго в пределах существующих международных договоров и международного законодательства.

Но если Соединенные Штаты Америки будут выходить из договора РСД и РМД, и будут создавать ракеты средней и меньшей дальности, и развертывать их в Европе, то естественно, Российская Федерация будет принимать меры. Надеюсь разумные и симметричные.

 - Многие аналитики говорят, что подобная риторика с двух сторон может привести к ядерному конфликту? Ваша точка зрения?

— Это полнейшая глупость, потому что к ядерному конфликту приводит не риторика, а приводят конкретные действия и конкретные потенциалы, конкретные события.

То, что сегодня дело может дойти до военного столкновения между Россией и НАТО, это, я считаю, реальность, причем реальность ближайшего времени, очень серьезная опасность. Казус белли, то есть повод к такой войне, и зона предстоящих военных действий — это Приднестровье. Сегодня оно находится в состоянии полной изоляции от внешнего мира за счет того, что она окружена двумя враждебными России и Приднестровью государствами.

И в этих условиях Россия может оказаться перед дилеммой: либо согласиться на физическую гибель 200 тыс. своих граждан, живущих в Приднестровье, за счет экономического удушения, либо решать задачу пробивания коридора через территорию Украины. Кратчайший коридор там есть, если смотреть с Черноморского побережья, то это высадка морского десанта.

Именно такая реакция может послужить поводом столкновения России и НАТО. А дальше риск возникновения ядерного конфликта весьма высок, и, видимо, понимание этого факта толкает американцев на развертывание ядерных сил на территории Европы.

— То есть вы считаете, что ядерный конфликт возможен?

— Я считаю, что конфликт Россия-НАТО очень вероятен, переход его в ядерную фазу пока маловероятен, но Соединенные Штаты Америки активно готовят Европу к тому, чтобы на ее территории была возможность ядерного конфликта с Россией.

Читайте также: 

"Самое опасное - ядерное противостояние РФ и США"

СНВ-4 будет, но только на условиях России

У России есть "ядерный сюрприз" для США

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Подготовил к публикации Владимир Беляев

Беседовала

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить