Относительно того, как Москва должна выстраивать отношения с Киевом в условиях украинского кризиса, существуют две противоположные точки зрения. Первая точка зрения: Россия должна действовать методами хитрой дипломатии, не дать себя втянуть в войну. Другая точка зрения: нужно идти на крайние меры и готовиться к военному обострению с Украиной и США. На эту тему в эфире Pravda.Ru рассуждает исполнительный секретарь Изборского клуба Александр Нагорный.
— Александр, начать нашу беседу мне бы хотелось с вопроса: война — зло абсолютное или относительное?
— Это относительное зло. В середине 1980 годов во времена Михаила Горбачева пышным цветом расцвел лозунг: "Главное — чтобы не было войны". Следуя ему, Горбачев отступал везде, где только мог, и чем все закончилось — прекрасно известно. То, что сегодня русские стреляют в украинцев, а украинцы в русских, это в конечном итоге результат деятельности Горбачева, его постоянных уступок.
— С Горбачевым все понятно. А вообще с американцами можно когда-нибудь о чем-то договориться?
— Мне кажется, что и Путин, и Лавров американцам не верят, они просто играют в принятую всеми игру под названием "дипломатия". Но я не уверен, что это правильно.
— А вообще, есть ли у современных кризисов: украинского, сирийского, йеменского, какое-нибудь дипломатическое решение?
— Все зависит от обстоятельств и соотношения сил договаривающихся сторон. Если соотношение сил оказывается в нашу пользу, естественно, можно договариваться. А если нет, то можно не сомневаться — нас обязательно постараются обмануть.
Вот и недавний приезд госсекретаря США Керри в Сочи — это вынужденная реакция на блестящий маневр президента Путина в сторону Китая, на складывающиеся между ним и с Си Цзиньпином доверительные отношения. Недавняя статья Си Цзиньпина в "Российской газете" — это восклицательный знак.
Она дала понять американцам, что на этом "фронте" все сложилось: руководитель Китая, отметив, что его страна не стремится к военным союзам и хочет со всеми развивать независимые отношения, заявил, что вместе с тем, два братских народа готовы и сражаться бок о бок, как это было во время Второй мировой войны.
— Так кто же сегодня для США главный враг, Россия или Китай?
— В данный момент, конечно, Россия, потому что она позволила себе выйти за определенные ей рамки дозволенного. Соединенным Штатам удалось создать эффективную систему контроля за политическими элитами практически всех стран, за исключением Китая. Россию в 1990-е годы они тоже контролировали. Но контроль этот был утрачен с приходом Путина.
— Причины приезда Керри в Сочи больше лежат во внешнеполитической плоскости, или скорее объясняется тем, что в США началось выдвижение кандидатов на предстоящие президентские выборы?
— Я думаю, скорее, во внешнеполитической. Запад начал поиск обходных путей. С одной стороны, это объясняется, как я уже говорил, сближением России и Китая, а с другой — складывающимся соотношением сил в конфликте на Украине.
Запад пришел к пониманию, что если киевские власти ввяжутся в активные военные действия на востоке страны, украинская армия неминуемо потерпит поражение, тогда вполне возможны народные восстания в городах, подконтрольных официальному Киеву, и вся американская "украинская схема" рухнет.
Американцам нужно как можно надолго оттянуть момент неизбежного столкновения. И для этого инициировать переговоры с Россией, так сказать, запустить процесс поиска компромиссов. Американцы идут на это вполне осознанно, они понимают: через полтора-два года они практически полностью уничтожат на Украине пророссийскую политическую элиту, а после этого можно будет развязать войну между Украиной и Россией, отойти в сторонку и наблюдать за происходящим, довольно потирая руки.
— На Украине остаются города, где, в принципе, исключительно сильно влияние российского капитала, те же Николаев, Запорожье, Херсон…
— Полагаю, что у президента РФ очень широкий круг советников. И те, кто представляют крупный капитал, говорят приблизительно следующее: "Мы сумеем все сгладить, сумеем найти компромиссные пути". Полагаю, что это ошибочный подход. Дух сильнее материального достатка, и дух этот демонстрируют на Украине националисты-бандеровцы. Найти в этой ситуации компромиссное решение невозможно.
Нынешнее украинское государство построено исключительно на националистических ценностях, и единственная возможность самосохранения для него — это война с Россией. Нынешние украинские власти готовы ее вести. И армия у них не такая плохая, как об этом принято говорить, а дальше она будет еще лучше, потому что уже заражена пропагандистским националистическим духом. И, конечно, никогда не надо забывать, что за спинами практически всех политиков в Киеве, как правых, так и левых, маячат США.
— Возвращаясь к приезду Керри в Сочи, я полагаю, что здесь сыграла свою роль и акция "Бессмертный полк".
— Акция эта прошла не только в России, но и на Украине, и в столицах западноевропейских стран. Неожиданно американцы увидели, что общественное сознание россиян консолидировалось, а это порой бывает важнее всего остального. Если люди готовы сплотиться вокруг своего лидера и двинуться на решение поставленных задач, справиться с ними невозможно.
"Бессмертный полк" продемонстрировал: политика Путина приобрела в стране огромную популярность и поддержку, он лидер нации, и бороться с этим невозможно. Стратегическая установка, которую американцы разыгрывают, — это максимально возможная консолидация украинского государства на бандеровских идеологических основах связана с тем, чтобы для России всегда был этот раздражающий фактор, чтобы шли столкновения, чтобы истощать российскую экономическую и финансовую машину.
С самого начала, в момент захвата бандой власти в Киеве, надо было заявить, что Россию такой поворот дел не устраивает, что мы будем делать все для его уничтожения. Далее должен был последовать разрыв всех отношений. Огромной ошибкой российской дипломатии стала организация побега Януковича. Он должен был не давать глупую пресс-конференцию в Ростове-на-Дону, а объявить в Харькове о создании законного правительства и приказать своим войскам двинуться на Киев. Уверяю, что это была бы гораздо более успешная операция, к тому же легитимная. А действия Запада в таком случае были бы нелегитимными. Сейчас же все получилось наоборот.
— На кого сейчас работает время, на Киев или ДНР И ЛНР?
— Безусловно, на Киев. Деньги ему по любому дадут. Деньги достаточные, чтобы содержать армию. Собственное население киевскую банду не интересует, ее интересуют транши и создание в стране атмосферы психоза, чтобы направить все силы на войну с Россией — и все. То есть, укоренение в украинском сознании бандеровской матрицы.
По данным украинцев, находящихся сейчас в нашей стране, у них на родине сейчас от 20 до 50 тысяч политических заключенных. Юго-восток оказался обкорнанным, он не может нормально функционировать как хозяйственный механизм. Стреляют по жилым домам.
Поэтому, я считаю, что только прямая военная помощь ДНР и ЛНР может развернуть эту ситуацию на пользу России. И здесь не надо стесняться ни мнения международного сообщества, ни Соединенные Штаты. Надо было пойти на это давно, помочь Януковичу, так же, как была осуществлена помощь Крыму. Такую же помощь надо было осуществлять всем восставшим городам левобережья. Чем дольше сохраняется ситуация "ни два, ни полтора", тем сложнее он будет для нас.
— Так все же хорошо или плохо, что Керри слетал в Сочи?
— И хорошо, и плохо. Если мы пойдем на поводу у американцев и включимся в процесс умиротворения киевского режима, будет плохо. А если посмотрим на это просто как на очередной вираж американской дипломатии, то ничего особенного.
Читайте также:
Павел Губарев: Януковича сгубила большая мошна
Украину разложат по коробочкам и продадут
Украина возвращается во времена Нерона
Подготовил к публикации Сергей Шаров
Беседовал
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.