Корреспондент Pravda.Ru встретилась с известным еврейским писателем Григорием Трестманом, пишущим по-русски и родившимся в Белоруссии. Григорий работал в пресс-группе экс-министра иностранных дел Израиля, лидера партии "Наш дом — Израиль" Агвидора Либермана. О прошедших выборах, политике Израиля и все же о литературе шел разговор с писателем.
Мир безумен
и прост:
всех несет на погост
экономика
высших
растрат.
Григорий (Гершон) Трестман
В этот день выходцы из Эфиопии вышли на улицы, чтобы выразить протест против произвола полиции по отношению к солдату-эфиопу, по отношению ко всем противоправным действиям. Дорога из Иерусалима в Тель-Авив оказалась перекрыта. А столица, золотой Иерусалим, роскошно сияла в лучах нежаркого и прозрачного солнца. Сияла нежно. Сияла властно. Мост Калатравы, — как случайно забежавшая в старую восточную лавку фигуристка, — прорезал стопку слепленных из иерусалимского камня домов бело-голубым легким конькобежным росчерком.
Люди в черных сюртуках и широкополых шляпах танцующим шагом плыли по мостовым. Я думала о своем собеседнике (к нему я ехала). Его книги охватывают еврейский мир мифологически — и лирически. Здесь история и выдумки, притча и поэзия. Злая поучительная фантазия "Голем". Современная абсурдистская поэма про Эстер.
"Иов", поле стихов юности — зрелости "Перешедший реку", опыт новой израильской биографии "Большая история маленькой страны". Дом наш — мал. Зато беды и смута неисчислимы…
Маленький кабинет в офисе партии "Наш дом — Израиль". Стол, два стула, все стеллажи заняты книгами. Всюду книги. Будто Нестор из былого ведет здесь свою летопись. Не забыл русский, выучил иврит — и скрипит себе пером. В этой комнате долго работал сотрудник пресс-группы НДИ ("Наш дом — Израиль"), писатель, академик Международной академии наук, технологий, образования и искусства (Калифорния, ЮНЕСКО) Григорий Трестман. Здесь шла внешняя, служебная его жизнь. Сюда звонили по работе (и не только) многие и многие люди. Сразу после последних выборов глава партии, бывший министр иностранных дел (до выборов он занимал этот пост) Авигдор Либерман уволил всю пресс-группу. Видимо, иссякли средства на ее оплату.
Мы сидим в комнате-наперстке, среди книг. Григорий Трестман пришел в это здание по каким-то делам — и мы назначили здесь встречу.
Я хочу поговорить и о политике, и о литературе. Хотя, казалось бы, это практически невозможно соединить.
— Скажи, пожалуйста, доволен ли ты результатами этих выборов?
— Безусловно, нет. Речь идет не обо мне, не о том, что люди, работавшие в команде, остались без места. Дело в том, что-то, за что боролись, сейчас практически рухнуло. То, чего мы уже добились, теперь под огнем, в опасности. Почти был решен вопрос о том, чтобы пожилые репатрианты получали около шести тысяч шекелей в месяц. На такие деньги уже можно жить. Еще, например, шла речь о том, чтобы у граждан были равные обязанности и равные права. У нас еврейское государство — но оно также и демократическое, и надо, чтобы, наряду с одинаковыми правами, были и одинаковые обязанности. Программа НДИ достаточно обширная, всего в одном интервью не перечислишь. Сейчас, после выборов, рулят религиозные ребята, и опять выходит так, что можно иметь все права — и не служить в армии. На ешивы уже выделены огромные средства — и это в ущерб другим важным вещам.
— …Я тебя перебью… Задам так вопрос: если знаменитая актриса Камерного театра Анат Ваксман позволила себе высказывания по поводу наших избирателей, их интеллекта и предпочтений, она враг? Ее надо лишать гражданских прав? Надо призывать бойкотировать спектакли с ее участием? Кричать о том, что она — позор нации?
— Я, к сожалению, не очень знаком с госпожой Ваксман и ее творчеством, но совершенно не согласен с тем, что за высказывания надо лишать прав. Это все равно что срывать спектакли, если их участники имеют свое мнение. Противоправными действиями я считаю оскорбление флага, гимна и других атрибутов государства, терроризм во всех его проявлениях. А цивилизованные методы борьбы и пропаганды: высказывания, критика в печати, митинги в установленных масштабах, — разрешены. Так же, как должна быть разрешена негативная реакция на высказывания г-жи Ваксман.
— А еще ответь мне на такой вопрос: недавно в главном современном дискуссионном пространстве, в "Фейсбуке", был рассказ о том, как религиозная дама пришла на урок по поводу традиций в школу и напрямик спросила, кто здесь не еврей. Предположила, что есть и "скрытые", замаскированные неевреи… Это уж очень мне напоминает старые недобрые времена Третьего рейха…
— Ну уж рейха… Безусловно, это недопустимо, вредно и преступно! Такие разговоры следует пресекать, как и любую провокацию.
— Но наш премьер-министр так, наверняка, не считает. Все хорошо помнят, как он чуть ли не лично призывал каждого избирателя идти голосовать, одним из аргументов был просто анекдотический: арабы идут и едут на выборы массово, спешите, иначе… А ведь он премьер-министр не только продавцов базара Кармель, но и всего народа, всех граждан страны. Евреев, неевреев…
— Биби готов на все, чтобы удержаться на месте премьера. С ним все понятно. Вопрос в другом: почему народ, зная, что слова и обещания Нетаньяху абсолютно несостоятельны (а он это постоянно демонстрировал), опять проголосовал за него?
— Боялся перемен? Но лозунги премьера очень изменились…
— Да, я лично помню, как он клялся не отдавать Хеврон. И благополучно его отдал. Были и другие его клятвы (имя им — легион), от которых он легко отрекся. Боюсь, что с таким народом Биби будет править столько, сколько обещаний он нарушил…
— Не дай Бог…
— Не дай…
— А лидер НДИ, Авигдор Либерман, изменился?
— Конечно. Хотя он сильный и целеустремленный человек. Он может держать удар. И если его даже ударят сзади, он встанет и пойдет тем же маршрутом. Тем более, что он стал мудрее, осторожнее. Просчитывает все варианты.
— Сейчас, когда идет дележ портфелей (а это и есть главная цель, правда?), мне очень страшно подумать, кто станет нашим министром культуры. Ну, конечно, это не будет умный и тонкий человек с прогрессивными взглядами. Я молюсь, чтобы это был человек, прочитавший хотя бы несколько книг. После Ариэля Шарона у нас нет истинных любителей искусства в правительствах.
— Вряд ли прочитанные книги могут изменить менталитет политика. Политик социально ориентирован. Для того чтобы добиться цели, он на каждом этапе своей карьеры вынужден освобождаться от лишних качеств. А это, наряду со щедростью, добротой и совестью, именно те качества, которые выбиты на божественных скрижалях. Тот же Шарон, несмотря на прочитанные книги, без всяких сомнений угробил сотни еврейских судеб из Гуш-Катифа, когда предпринял план размежевания. Шарон-премьер убил Шарона-генерала.
Тем не менее, израильская культура развивается и будет развиваться. Но не благодаря премьер-министрам и министрам, а вопреки им. Те, кто стоит у руля, меньше всего занимаются культурой. И если культура выживет — а она должна выжить! — она еще призовет к ответу тех, кто ее убивал. Ты часто повторяешь: "правые", "левые". И те, и другие нынче отличаются разве что названием. Склоки их уравнивают. Агрессия соединяет. И "чума на оба ваших дома", как говорил Шекспир. Надо быть нормальным. Льщу себя надеждой, что я — нормальный.
— Правда ли, что ты долгое время был "серым кардиналом" Либермана? Что многие его шокирующие высказывания, идеи, реплики вдохновлены тобой?
— Полагаю, у Либермана были более соблазнительные субъекты для вдохновения. Впрочем, если вдруг у него возникнет нужда в моем мнении, он меня с этим мнением познакомит…
— Как, по-твоему, будет ли Авигдор Либерман премьером? В каком случае это возможно?
— Это зависит не только и не столько от Либермана, сколько от избирателей. А вот убедить их, чтобы они проголосовал именно за Либермана — задача Либермана. Справится он с этой задачей или нет — мы скоро увидим.
Но вообще, если говорить об избирателях, увы и ах, вынужден констатировать, что далеко не все они понимают, за кого голосуют. Создается впечатление, что вместо ушей у них радио, вместо глаз — телевизор, а вместо мозгов — штампованные мифы.
— Почему НДИ потеряла голоса?
— Подоспел "полицейский скандал". Старые элиты предприняли атаку на НДИ. Объединились представители полиции, многие журналисты и часть полицейского истеблишмента. Они подумали, что таким образом можно партию и ее лидера уничтожить. Вспомни, с момента создания НДИ, не было выборов без полицейских наездов.
Семнадцать лет часть израильской Фемиды искала компромат на Либермана, на это были истрачены огромные средства, следователи объездили кучу стран, а когда все это дело лопнуло, взялись за окружение Либермана. К Либерману можно относиться как угодно, но последнее дело, развязанное полицией, явно продиктовано криминальным мышлением. Я сам могу свидетельствовать, какими подлыми приемами пользовались следователи. Меня вызывали на допросы, где меня запугивали, говорили, что меня сегодня же посадят в тюрьму, если я не сдам Либермана, перед моим носом размахивали кулаками. Более того, подвергли многочасовым унизительным допросам мою семью, хотя ни моя жена, ни моя дочь вообще с Либерманом не общались. А частые случаи избиения отдельными полицейскими неповинных стариков, на которых тут же заводились дела, будто бы сами старики нападали на полицейских. Стыдно за такую полицию.
— Эта партия восстанет из пепла?
— Ей не надо восставать из пепла. Она жива. В условиях такой мощной промывки мозгов (газетами, радио и ТВ) набрать шесть мандатов — это победа.
— Кто реально стоит за спиной Нетаньяху? Кто дает ему советы?
— У меня такое впечатление, что у него два советчика: один — умный, второй — дурак, и Биби слушает обоих, хотя предпочтение отдает второму. Уж больно его поступки напоминают хамелеона, который устроился работать флюгером. Но я бы пожелал Биби советоваться с его собственной книгой "Место под солнцем". Не следует поступать вопреки слову, подписанному тобой же.
— Ты занимаешься литературой…
— …пишу, это да, а вот занимаюсь ли…
— Знаменитая Майя Каганская, масштабная и принципиальная, сказала, что написанное тобой уже стало великой страницей еврейской культуры и что ты сказал о евреях много истинного. Что это явление и подвиг…
— Майя Каганская была исполинской личностью. Еврейской Анной Ахматовой и Бяликом в одном лице. Мне лестны ее слова. Но дело не только в евреях. Еврейская история — сфокусированная история мира. Литература же уязвима. Иделогия ее стремится поработить, с музыкой, которая свободна от слов, это сложнее сделать. Иногда литература бывает талантлива несмотря на идеологизированность. Иногда идеологизированность все перекрывает. Литература пользуется словами. И люди дают словам собственные трактовки. И чем дальше идет жизнь, тем более произвольный вид обретают эти трактовки. Литературе нужен и совестливый писатель, и талантливый читатель. Отсутствие любого из них литературу убивает.
— Какая она, еврейская, израильская литература сегодня? Что с ней происходит?
-Я бы не взял на себя смелость говорить о еврейской литературе. Тем более, о литературе Израиля. Я не знаю иврита, и судить о созданных здесь произведениях мне трудно. Поначалу, когда приехал, заняться языком мешала необходимость кормить семью, потом моя работа была связана исключительно с русскоговорящими людьми… Меня интересует в Израиле литература, написанная на русском. У нас создалась уникальная ситуация. В маленькую страну приехал миллион. Среди приехавших огромное количество пишущих. Стихи, романы, пьесы. Мы последние могикане на этой земле, желающие выразить себя по-русски. И имеем колоссальную возможность выносить, выпестовать из себя тот шедевр, который нас оставит в истории. Мы обладаем некой массой, которая может стать "критической": из пишущих по-русски в Израиле кто-то наверняка войдет в сонм мировых великих авторов.
У нас есть литературное пространство, существует литературный процесс. Думаю, осталось недолго ждать того, кто наиболее мощно выразит время, жизнь и душу этого периода.
— Ты думаешь, что этот человек уже пишет?
— Думаю, он уже родился…
— А что, партия понесла серьезные потери? Пошатнулось ее положение среди избирателей?
— Партии как люди. Они тоже рождаются, живут и умирают. Как все на земле. Вот, к примеру, "Исраэль ба-алия". Партия естественно возникла — и так же естественно ушла в Лету. В ней были талантливые люди, которые занимались не столько интересами репатриантов, сколько своими амбициями. И всем известно, чем это кончилось. Щаранский "влил" партию в "Ликуд" — и она исчезла. "Исраэль бейтейну" более, чем другие партии, выражает интересы русскоязычных граждан страны. В противном случае, партия просто перестанет существовать.
— Ты — израильтянин? Сын этой страны? Или сын Белоруссии, где родился?
— В моем понимании, я, безусловно, израильтянин. И я эту страну люблю. Люблю настолько сильно, насколько не приемлю изжившую себя, античеловечную бюрократическую систему нашего государства. А если обозначить мое душевное родство — я, скорее, плоть от плоти российской имперской культуры. Я поэт. И это делает меня самим собой. В Минске, кстати, издали моего "Иова". Эта книга уже довольно давно держит первое место по продажам.
— Ты живешь в Нокдиме. Это очень небезопасное место. На дороге были трагичные инциденты, погибли мирные люди. Ты не боишься?
— Какая может быть трусость у поэта, которому 67 лет?!
— Как у тебя с Богом?…
— Я не ортодокс и не атеист. Мои отношения с Богом до сих пор не выяснены. Меня часто обзывают ересиархом! Но и это не так. Я попросту с Богом не знаком. Мы с ним не были представлены друг другу, и поэтому я ничего не ведаю о Его сущности и существовании. Я готов допустить, что он существует. Готов признать, что он идеал во всех смыслах. Абсолют и абсолютный камертон всего. Но я его себе не представляю. Кто это или что это? Закон или личность? Может быть, были допущены неточности в переводе? И мы несем, используем неточные понятия о нем? Мы с ним живем вне друг друга. Но ничего против него я не имею. И хочу надеяться, что это взаимно. У меня, безусловно, есть тоска по диалогу с ним. Диалогу, который будет знаком и откровением. Хотя, может быть, Бог — это только одно из зеркал во вселенской комнате смеха?
Недавно один раввин, кстати, близкий мой друг, сказал, что с моими воззрениями меня в христианстве возвели бы в ранг святых, но в иудаизме я ноль. Насчет христианства сомневаюсь, но насчет иудаизма он прав. Думаю, что я нахожусь даже левее нуля.
— Что ты сейчас пишешь?
— Книгу стихов и повесть. О моей семье, о войне. О Белоруссии. Об отце. О себе. Про поток мыслей, которые передаются виртуально.
— Что читаешь? Что из книг лежит сейчас на твоем рабочем столе?
— Не столько читаю, сколько ищу ту книгу, которая во мне отзовется. Поэтому утром я обнаруживаю у себя в постели десяток-полтора томов, причем художественных меньше, чем философских и исторических.
— А что будет с Украиной? Как мы там себя проявим?
— Как проявим? Был договор, что Россия не помогает Ирану, а мы не помогаем Украине. И тут Путин начал продавать оружие Ирану. А в точности знать ничего нельзя. Ты можешь дать гарантию, что у Израиля нет отношений с Ираном?
— Да нет…
— Ну вот. Мы многого не знаем. Правительства состоят из людей. А от человека можно ждать чего угодно.
Читайте также:
Владимир Бортко: О России и присоединившихся к ней
Израиль роет на Ближнем Востоке яму для США
Земля Обетованная? Да просто военная база США
Десантник Нетаньяху умнее эстета Герцога
Зачем врага Израиля позвали в Белый дом
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.