Решение по "Мистралям" еще не принято, сказал Франсуа Олланд после встречи с Владимиром Путиным в Ереване. Но приближается 16 мая, когда стороны должны либо денонсировать договор, либо исполнить его. Меж тем Париж стоит перед другой дилеммой: затопить "Мистрали" или поставить их на службу в свои ВМС. И то и другое — психологическая травма для нации.
Это также дикость и глупость, поскольку это не только вложенные деньги, но и огромный труд людей, которые спроектировали и создали два красивых, современных, мощных корабля.
Очевидно, что шансы на поставку их в Россию практически равны нулю, тем не менее французы перед встречей в Ереване протестировали и второй вертолетоносец — "Севастополь". Зачем, если все так плохо? Конечно, лазейка оставлена, и многое будет зависеть лично от президента Франции, который находится под мощным давлением Вашингтона.
Олланда в случае чего обвинят не только в нарушении солидарности, но и в предательстве. Как же так, вооружать современным оружием страну, с которой вот-вот начнется война. Бред, конечно, для любого француза, которые пишут президенту в соцсетях, что штрафы по сделке ему лучше заплатить из своего кармана. И напоминают, что юридически у Олланда есть железный аргумент — договор заключен в 2011 году и обратной силы в связи "украинским конфликтом" не имеет. Посмотрим, как поступит президент Франции, вопрос решится в ближайшие дни.
Тем временем во французских СМИ обсуждается вопрос, что Франция будет делать с "Владивостоком" и "Севастополем", если сделка сорвется. Французы — нация корабелов и путешественников, поэтому, по мнению французов, когда у кораблей уже есть имена, топить их — это как убивать людей. О том, что такое решение тоже обсуждается, сообщила газета Le Figaro.
"Некоторые придерживаются идеи по уничтожению кораблей. Подразумевается демонтаж вертолетоносцев или даже их затопление в открытом море", — пишет обозреватель французской газеты Le Figaro Изабель Лассер.
Как отмечает автор, вариант затопить "Мистрали"- наиболее экономичный (ежемесячно на обслуживание кораблей расходуют 5 миллионов евро в месяц), но в то же время самый шокирующий. "По отношению к рабочим верфей Сен-Назера, которые построили "Мистрали", это было бы немыслимо", — цитирует издание военного представителя Франции.
Нельзя сказать, что французы не пытались что-то сделать: в Москве два раза побывал Луи Готье, глава Генерального секретариата обороны и национальной безопасности. Но российская сторона не признала его доводы о форс-мажорных обстоятельствах, вследствие которых якобы французская сторона отложила передачу "Мистралей".
Это не форс-мажор, это "просто демонстрация геополитической слабости Франции", сказал председатель военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации Дмитрий Рогозин. Добавим, что продажа военной техники в любую страну всегда включает в себя риск, что в один прекрасный день это оружие может обернуться против тебя. Это тоже был бы отличный аргумент для французской дипломатии, но не было команды им воспользоваться. Le Figaro делает вывод, что "гнойник" под названием "Мистрали" будет долго омрачать российско-французские отношения.
Срыв данного контракта ослабит Францию. Во-первых, надо вернуть уже заплаченные Россией 890 миллионов евро в счет 1,2-миллиардного контракта. Путин пообещал, что не будет стремиться к "чрезмерным штрафам". Но и так набегает сумма более миллиарда евро. Кто будет платить по этим счетам? Государство из бюджета, поскольку у контракта есть госгарантия. Но экономика Франции совсем не процветает, поэтому ноша ляжет на плечи налогоплательщика.
Во-вторых, Франция останется с двумя протестированными, величиной с огромный дом кораблями, которые не продать, поскольку все программное обеспечение, все надписи - на русском языке, оборудование тоже российское. Дерусификация будет очень дорого стоить, поэтому шансы найти покупателя мизерны. Уже провалились переговоры с Австралией, Канадой, Египтом, Алжиром.
Есть идея поставить "Владивосток" и "Севастополь" на службу во французские ВМС. Этого военные моряки ждут со страхом, пишет Жан Доминик Мерше в газете L'Opinion. Это разрушит балансировку флота, который имеет уже три "Мистраля", 15 ведущих фрегатов и 6 атомных подводных лодок для ведения атакующих действий. Военный бюджет никто увеличивать не будет, поэтому надо будет выводить за штат фрегаты (есть уже якобы и запрос от Египта на их покупку), пишет журналист.
Удивительно, у Франции много внутренних угроз — терроризм, неуправляемая миграция, новый экономический кризис в связи с выходом Греции из еврозоны, но у президента Олланда только одна забота — насолить Путину в угоду своей "дружбе" с англосаксами. А ведь Россия никогда не нападала на Францию, Франция всегда была посредником между Россией и Западом, до последнего времени между Россией и Францией всегда были очень хорошие отношения. И вот страна втянулась в украинский конфликт, который к ней не имеет никакого отношения, и платит за это дорогую цену.
Срыв контракта подорвет военную промышленность Франции, которая действительно уникальна и независима. Это повлечет снижение занятости в этой передовой отрасли и рост социальной напряженности.
Что означает срыв контракта для России? "Отказ от поставки кораблей по действующему контракту - это, конечно, плохой знак, но для нас, с точки зрения поддержания обороноспособности, это не имеет никакого значения. Мы в свое время эти контракты заключили, прежде всего, для того, чтобы поддержать наших партнеров и обеспечить загрузку их верфей", — заявил глава российского государства 16 апреля на "прямой линии" с народом.
Все опросы общественного мнения, не говоря уже о мнении экспертов в российском ВПК, говорят о том, что Россия негативно относится к такому типу партнерства со странами НАТО, желая полагаться более на свои технологии. Тем более после того, как наши специалисты, что называется, "пощупали" эти "Мистрали".
Справка. Технические характеристики десантного вертолетоносца класса "Mистраль". Имеет стандартное водоизмещение 16,5 тыс. тонн, полное — 21,3 тыс. тонн. Длина — 199 метра, ширина — 32 метра, высота 64,3 метра, осадка — 6,3 метра. Скорость полного хода — 18,8 узла. Дальность плавания — до 19,8 тыс. миль. Вертолетная группа корабля включает 16 машин (8 десантных и 8 боевых штурмовых вертолета). Одновременно на взлетной палубе может размещаться шесть вертолетов. Кроме того, судно способно нести четыре десантных катера или два судна на воздушной подушке, до 13 основных боевых танков или до 70 машин, а также до 470 человек десанта (кратковременно 900).
Читайте также:
Депутат ГД: Пусть французы думают, как отдать нам деньги и куда деть вертолетоносцы
"Мистрали" подмочили имидж Парижа
Игорь Коротченко: Индия убедилась, что Франция - ненадежный партнер
За что боролись в Минске. За "Мистрали"?
Владимир Оленченко: Франция ищет предлог передать "Мистрали"
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.