Узбекистан является одним из ключевых государств Средней Азии. В марте там прошли выборы президента, на которых вновь победил Ислам Каримов. Несмотря на поддержку со стороны населения и стабильность, далеко не все в Ташкенте довольны Каримовым. По мнению главреда Ферганы.Ру Даниила Кислова, который недавно побывал в гостях у Pravda.Ru, многим не нравится, что Каримов не называет преемника.
— Даниил, что означает переизбрание Ислама Каримова на должность президента?
— Ну, это одновременно и плюс, и минус. Президент является неким гарантом светскости Узбекистана, гарантом устойчивости того полицейского режима, который существует в этом государстве. Но так как он является этим гарантом уже 25 лет и до сих пор не назвал преемника, и кажется, не будет этого делать в ближайшее время, я думаю, что в этом есть большой минус для Узбекистана. Это своего рода политическая угроза.
— В России Владимир Путин тоже не собирается уходить. Тем не менее рейтинги у него сейчас просто зашкаливают, бьют все максимумы. В Узбекистане такая же ситуация? Народ действительно поддерживает президента? Или это боязнь подавления, репрессий?
- Вы совершенно уместно упомянули здесь Россию. Мне кажется, что российская политическая система и российская политическая жизнь достаточно успешно движутся в последние лет 10-15 в направлении узбекской модели. И в этом тоже нет ничего хорошего. Разумеется, рейтинги Владимира Путина очень высокие.
Да, очевидно, что, если бы узбекские выборы проходили честно и прозрачно хотя бы в день голосования, то реальные голоса, отданные за нынешнего президента, были бы, может быть, не 90 процентов, но все равно — 75-80.
Однако дело здесь не только в том, что народ поддерживает его лично и его модель власти, выстроенную им, но и в том, что народ не знает больше никого. Остальные кандидаты — это безликие пешки, марионетки, которые должны выполнить свою роль кандидатов, только играть ее несколько дней, а после оглашения результатов выборов они уже аплодировали президенту и говорили, что народ сделал правильный выбор.
Но если народ сделал правильный выбор, зачем вам нужно было выдвигать свою кандидатуру? Конечно, тотальный страх, который разлит в обществе, страх любого инакомыслия, страх любой политической гражданской активности — это второй аргумент в пользу Каримова или в пользу этих результатов.
— Вы считаете, что в России население голосует за Путина тоже из-за страха?
- Я не знаю, мне трудно об этом судить. Мне кажется, что нет никаких достоверных опросов, социологических опросов, которые могли бы показать истинный характер того, как человек осуществляет свой выбор.
Однако, например, "Гэллап" или другие серьезные международные службы проводили опросы жителей разных стран, насколько они счастливы. Узбекистан находится на первых позициях этого рейтинга. Это немножко диссонирует с тем фактом, что около четырех миллионов узбекских граждан уезжают на заработки за пределы республики, поскольку дома они просто не могут найти себе работу, чтобы кормить свою семью.
— В Москве работает довольно много узбеков, они хвалят президента Узбекистана за то, что он приструнил экстремизм и создал достаточно спокойные условия жизни. Конечно, свобода — это хорошо, но нельзя допустить, чтобы она переходила во вседозволенность и вела к таким событиям, как на Украине. Согласны ли вы с этим?
- Нет, абсолютно не согласен. Надо было задать узбекам-эмигрантам вопрос: почему ж ты тогда они уехали, если все так прекрасно, нет никаких проблем: по данным УФМС России, 2 миллиона 141 тысяча узбекских мигрантов постоянно находится на территории России. Эти люди приезжают с женами, детьми или отсылают на родину своим семьям по 100, по 200, по 500 долларов в месяц.
Даже такие деньги они не могут заработать на своей родине. Разумеется, Ислам Каримов, как я уже говорил, является таким, ну, гарантом светскости и стабильности государства, противником радикализма.
Но, на мой взгляд, этот экстремизм, исламский радикализм в очень большой мере миф, который придумал сам Каримов и его окружение для того, чтобы укрепить свою власть полицейскими методами, напугать людей тем, что из Афгана завтра придут исламисты (у нас в Андижане был исламистский мятеж), и закрутить гайки.
Абсолютно, так сказать, нормальное действие любой авторитарной власти, которую больше волнует продолжение этой власти, а не благополучие народа, который голосует против этой власти ногами и уезжает за рубеж, чтобы добыть кусок хлеба.
- Мы раньше жили в одной стране, и на примере Европы, например, видим общее экономическое пространство. Оно открыто, и если человек находит лучшую работу в соседней стране, то в этом нет ничего плохого. А макроэкономические показатели Узбекистана в последнее время впечатляют. ВВП растет на 7-8 процентов последние четыре года, бюджет строится с профицитом. Доход на душу населения — 2000 долларов, конечно, не очень много, но тоже растет. С чем вы связываете улучшение ситуации, такие хорошие показатели Узбекистана?
- Мне кажется, эксперты и аналитики, если не хотят видеть реальности, то они ее и не увидят. Ведь эти хорошие показатели — официальные данные, которыми оперируют министерства узбекского правительства, по которым свои расчеты делает Всемирный банк и другие международные финансовые организации. Однако, эти данные нельзя проверить — никто никогда не видел реальных экономических документов, оснований, на которых построены эти данные.
Огромная миграция людей, уехавших на заработки, прежде всего, говорит о плохой ситуации в экономике. Поэтому я делаю вывод, что эти цифры фальшивы. В Европе, действительно, свободный рынок труда, переток рабочей силы. Но нет ни одного россиянина, который поехал бы работать в Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, кроме как только на российские объекты.
Россиянин может найти работу у себя дома, Россия предоставляет работу огромному количеству мигрантов, потому что есть вакансии.
У вас избыточный рынок рабочих мест, а у нас безработица достигает 35 процентов. Я не знаю, можно ли верить цифрам о росте ВВП и доходов на душу населения, если не только узбекская провинция, но и такие города, как Андижан, Фергана или Самарканд зимой живут без газа. Весь газ продается на экспорт. В основном его покупает КНР.
И правительство нашего прекрасного президента, который достиг таких успехов в экономике, продает весь газ на экспорт, не оставляя практически ничего для потребления внутри республики. Разве это — хороший экономический показатель?! Может быть, из-за продажи на экспорт какие-то цифры, макроэкономические показатели растут. Но реальные люди очень часто живут в холоде, без газа и без электричества.
— Вы затронули вопрос про андижанские события. Как вам кажется, можно ли провести параллели с Майданом или это совсем другая история? Все-таки события были кровавые достаточно, были большие человеческие жертвы. Виктор Янукович не решился остановить радикалов, а Ислам Каримов в 2005 году решился. Как вы считаете, оправданы ли были те жертвы? Должен ли был Янукович поступить подобным образом и действовать более жестко?
- Параллели здесь проводить можно, но с огромным количеством оговорок. Это очень тяжелый вопрос. Вообще, до сих пор многие ученые думают, что же произошло в Андижане в 2005 году. В этом году уже будет 10 лет расстрелу в Андижане. И до сих пор еще нет окончательных данных для того, чтобы делать четкие выводы.
Но понятно одно — это не был Майдан, это была протестная акция очень узкого круга, узкой направленности и с маленьким количеством участников. Но в этой акции принимали участие совершенно разные люди. Большинство были мирными жителями, которые просто вышли на площадь и ждали президента целый день, они наивно полагали, что прилетит президент и решит проблемы, которые возникли на уровне отношений местной власти и местного исламского бизнеса.
Однако президент не приехал. Поэтому люди оккупировали мэрию города. Я разговаривал лично с одним из организаторов, так сказать, мятежа. Когда ему позвонил журналист московского издания, он сказал: позвоните Путину, попросите Путина, пусть он приедет сюда и разрешит наши проблемы. В исламе, действительно, есть радикалы, антигосударственные, антисоциальные элементы. Но будут ли они просить приехать сюда президента России? А почему не президента Америки?
Власти Узбекистана очень часто обвиняют Запад в том, что он инспирировал андижанский мятеж. Это тоже как-то немного диссонирует с тем обобщенным видом, что в Андижане было восстание религиозное, а президент сделал совершенно правильно, что подавил и расстрелял несколько сотен народа.
Кстати, до сих пор не известно количество погибших. Андижан поставил абсолютно жирное пятно на любой возможности политической активности людей. Еще до этого, за 5-7 лет до Андижана, вся оппозиция, которая была в начале 90-х годов, была выдолблена, Узбекистан стал выжженным полем, где политическая жизнь заключается только в речах и выступлениях президента.
Граждане не знают своих министров, депутатов, лидеров партий или каких-то других политиков. Они знают только одного человека. А что будет, если эта вертикаль рухнет? Возможно ли будет какое-то позитивное развитие?…
— А почему она должна рухнуть, с вашей точки зрения?
- Она должна рухнуть, потому что нынешний президент считает, что будет жить вечно. Но ему 77 лет, он болен. Перед выборами он пропадал на 21 день. Показывали какие-то кадры, видео, которые были смонтированы, созданы искусственно. Он выжил, потому что у него хорошая медицина. Но он очень слаб, у него целый букет болезней.
В любом случае человек в этом возрасте вряд ли уже может эффективно управлять государством. Бог бы с ним. Все давно ждут, что Каримов поступит как Ельцин. — Что он назначит преемника, назовет имя какого-то лица из элиты власти, которому он передаст полномочия посредством выборов или как угодно, но такой человек должен быть.
Мы должны знать его имя. Для того, чтобы понимать, что произойдет, если президент умрет. Каждый день приближает нас к этому часу. Но Каримов не называет имени. Упорно не хочет никому передавать власть. Не терпит даже намеков на эту тему. Соответственно, становится все больше и больше опасений по поводу будущего Узбекистана. Нет плана действия в этих экстремальных условиях.
— Ваше видение перспективы Узбекистана на ближайшие годы?
- Возьмем ближайшие 5 лет, потому что именно на такой срок только что избран президент Узбекистана — до 2020 года. Хорошо, если ему суждено досидеть до этого конца, но проблемы будут расти все больше и больше.
Это безработица, рост радикального исламского движения, причем эти энергии усиливает сама репрессивная политика узбекских властей. Обострятся объективные проблемы — нехватка воды и газа, добыча его падает каждый год на 2-3 процента. Из-за истощения почв выращивают каждый год меньше урожая. Проблем объективных очень много. Поэтому, боюсь, оттуда будут только плохие новости.
Читайте также:
Игры Узбекистана в эпоху санкций
Как спасти русский мир в Центральной Азии
Почему Гугушу Каримову обидел отец-президент?
ГЭС намыла Узбекистану мысли о войне
Страны СНГ уличили в несвободе
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.