Конфликт в Йемене грозит перерасти в полномасштабную войну на всем Ближнем Востоке. Этот пессимистичный сценарий будет точно реализован, если Саудовская Аравия начнет в Йемене наземную операцию. Об этом в эфире видеоканала Pravda. Ru рассказал старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Сергей Серебров.
— Сергей, в Йемене Саудовская Аравия во главе коалиции из десяти стран начала военную операцию. Пока это только бомбардировки. Как вы считаете, чем вызвано обострение ситуации в Йемене?
— Обострение вызвано тем, что в результате длительной посреднической мирной миссии во главе с Совбезом ООН верх в очень сложной внутриполитической борьбе в Йемене одержали силы, не прогнозированные Саудовской Аравией и Соединенными Штатами Америки, которые выступали главными спонсорами этого процесса. Неожиданно верх одержало движение "Ансар Алла", которое ранее в момент начала этой миссии в 2011 году занимало маргинальное положение на политической сцене страны.
Но "Ансар Алла" одержала победу над салафитскими группировками партии "Ислах" и другими силами "Аль-Каиды", их влияние распространилось на 12 провинций северной части Йемена.
Они несправедливо позиционировались лояльными Ирану. На региональном уровне конфликт между Саудовской Аравией и Ираном давно уже имеет доминирующее влияние на все процессы.
Суннитско-шиитский конфликт вырос именно на почве этого противостояния. Это может разрушить всю ткань общества. Такое уже случилось в Ираке, Сирии, имеет место и в Ливане. В Йемене не было факта переворота. Хуситы были одной из сил, которые участвовали в переговорном процессе для завершения мирного перехода власти от президента Салеха, который ушел в отставку в 2012 году, через переходного президента Хади к новому режиму, основанному на новой Конституции.
В процессе внутриполитической борьбы хуситы резко повысили свое влияние. Они из маргиналов превратились в членов ведущей коалиции сил, стали серьезным претендентом на участие в создании будущего правительства. Они могли начать оказывать определенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны после завершения мирного процесса. Что к власти к Йемене могут прийти нелояльные Соединенным Штатам Америки и Саудовской Аравии силы, вызывало у них серьезное беспокойство.
Натянутые отношения между Соединенными Штатами Америки и хуситами появились давно. Перед накалом революции в Йемене в 2011 году США помогали режиму Салеха воевать как раз с хуситами. То есть их позиция была абсолютно четко выражена. Этой же линии придерживалось и Королевство Саудовская Аравия, которое в 2009 году даже принимало участие непосредственно в войне с хуситами, но достаточно неудачно.
Хуситам удалось не только отбить атаки, но и окружить там одну из частей саудовской армии и пленить несколько человек. Потом они были возвращены, и конфликт был улажен, но не закончен.
Противостояние суннитов и шиитов, как раковая опухоль, поражает весь Ближний Восток. Оно было главным мотивом, который побудил Королевство Саудовской Аравии создать мощную военную коалицию, к которой присоединились еще девять стран, и наносить бомбовые удары под лозунгом борьбы с хуситами, разрушить всю военную инфраструктуру Йемена.
То есть декларируемые цели в этой кампании не соответствуют тому, что реально происходит, поскольку страна, лишенная военной инфраструктуры, является легкой добычей для иностранных держав в случае желания ее расчленить. Вот такая катастрофическая ситуация и возникла.
— Саудовская Аравия решила напасть на Йемен, объясняя это влиянием Ирана на хуситов. То есть они хотят исключить иранский фактор на своих границах?
— Этот фактор имеет решающее пропагандистское значение, но к реальности имеет очень небольшое отношение, поскольку хуситы представляют зейдитское коренное население страны. Они составляют примерно 30 процентов населения Йемена.
Так случилось в политической истории Йемена, что примерно тысячу лет основу государственности составляла как раз зейдитская община. Прежде всего хуситы руководствовались национальными интересами и рассматривали Иран исключительно как союзника наряду с Саудовской Аравией, роль которой ни один здравомыслящий политик в Йемене не может не учитывать.
Это могущественный сосед, имеющий протяженную — более 2 тысяч км — границу с Йеменом. После того как хуситы стали усиливаться во внутриполитической борьбе, Саудовская Аравия перестала оказывать финансовую поддержку Йемену. Страна встала перед фактом банкротства. В феврале уже не было в бюджете денег для выплаты зарплаты госслужащим. Поэтому хуситы и вели интенсивные контакты с Ираном в надежде получить поддержку у них.
Они заключили торгово-экономические соглашения. Это событие было истрактовано так, что якобы хуситы являются марионетками Ирана. Но это далеко не так. Они не являются даже союзниками Ирана. Они отражают интересы населения, стремящегося к выводу страны из кризиса на основе мирного процесса переговоров со всеми политическими силами и партиями страны. Они не раз это доказывали.
Они хотят создания в Йемене современного республиканского демократического государства, где бы уважались права всех религиозных общин, в том числе и меньшинства, которое они представляют.
— Почему на Западе представляют все совершенно иначе? Почему они считают истинным демократом и поддерживают президента Хади, который сейчас сидит в Адене и призывает бомбить хуситов?
— Президент Хади считался очень лояльным человеком по отношению к кураторам мирного плавного урегулирования кризиса в Йемене во главе с США и Саудовской Аравией. А хуситы призывали его проявлять больше национальных, патриотических качеств, оторваться от внешнего диктата и сосредоточиться на действительном примирении, исходя из интересов каждой стороны.
Президент Хади не был свергнут хуситами, несмотря на то, что эта мысль часто встречается в прессе. Президент Хади ушел в отставку добровольно 22 января.
Парламент страны не принимал его отставки, его долго уговаривали, в том числе и хуситы, чтобы он вернулся обратно к должности. Но он отвечал отказом. А спустя месяц 21 февраля он выбрался из своей резиденции в столице Сани, перебрался в Аден и сразу приступил к подготовке армии для военного решения проблемы.
Также он обратился за помощью к странам Залива, которые быстро, очень быстро, подозрительно быстро откликнулись на его призыв и начали военную операцию.
— Введут ли войска, решится ли Саудовская Аравия на наземную операцию?
— Это может перерасти не только в наземную операцию в Йемене. Ситуация может перекинуться на соседние страны и стать катализатором внутриполитических катаклизмов в самой Саудовской Аравии. Там очень трудно предсказуемый сценарий, поскольку речь идет о сегментированном обществе с большими группами племен. Племена склонны менять альянсы, тем самым нарушая баланс сил. Кроме того, исторически Йемен и Саудовскую Аравию связывают многие проблемы.
В 30-е годы Саудовская Аравия аннексировала три провинции, которые входили в состав Йемена во время Османской империи. Так что на территории Саудовской Аравии проживают племена, родственные йеменским племенам, которые как раз находятся на территории контролируемой хуситами.
Предсказывать, по каким направлениям пойдет этот удар и насколько сильным он будет, сейчас сложно. Наземная операция, безусловно, вызовет патриотическую реакцию йеменцев. Они славятся этим. Возможно, даже те, которые сейчас поддерживают в принципе этот удар и рассматривают хуситов как своих политических противников, ответят сопротивлением иностранной агрессии.
Несомненно, в любом случае будет большое число жертв. Конфликт станет намного более серьезным и пойдет дальше. Именно в этом и состоит основная угроза происходящего. Решение об ударе было принято, когда не были исчерпаны мирные пути решения проблем страны, которая находится в глубоком кризисе с 2011 года.
И главное, что я не вижу прозрачных целей этого удара. Они собираются бомбить 30 процентов населения страны? Но у хуситов есть масса последователей и в суннитской части Йемена. Какую долю населения страны они хотят уничтожить?
Или результатом этой кампании будет уничтожение военной инфраструктуры? Сейчас удары наносятся по военно-воздушным базам, по силам специального назначения, которые были созданы специального для борьбы с "Аль-Каидой" в Йемене. Они были созданы с помощью США, подготовлены американскими инструкторами за 10 лет стратегического партнерства.
То есть уничтожаются арсеналы оружия, которые необходимы для борьбы с "Аль-Каидой". В некоторых районах "Аль-Каида" уже помогает силам саудовской коалиции воевать с хуситами. То есть появляются совершенно новые оси конфликта, которые делают его совершенно непредсказуемым.
— Чем вызвана такая непоследовательность поведения Соединенных Штатов Америки, которые боролись-боролись с "Аль-Каидой", а теперь фактически ей помогают?
— Хуситы недостаточно лояльны Саудовской Аравии и Соединенным Штатам. США создали систему региональной безопасности. А этот регион является экономическим нервом всей мировой экономической системы, поскольку там находятся основные месторождения нефти. Вдоль Йемена проходят пути транспортировки нефти. Регион обладает особым стратегическим значением для глобальной экономики. На лозунге по борьбе с "Аль-Каидой" в Йемене американские военные сотрудничали с правящим режимом в области разведывательной деятельности, военного строительства и так далее.
Но сейчас вот, поскольку произошло усиление хуситов, эта система начала рушиться. Возможное усиление влияния хустов на политику будущего Йемена после реформы составляла очень мощную угрозу американским интересам. Они могли сказать, что сами справятся с "Аль-Каидой", нам не нужны американские удары по нашей территории. Следовательно американским спецслужбам придется эвакуироваться, закрыть некоторые базы, часть военного бюджета урезать.
Там задействованы большие стратегические интересы. Саудиты являются главными сторонниками США и стремятся укрепить свои позиции этим конфликтом.
— На саммите арабских государств министр иностранных дел Сауд Аль-Фейсал высказал неудовольствие в связи с обращением Путина решить конфликт в Йемене мирным путем. По его мнению, Россия дестабилизирует Сирию, помогая Башару Асаду. Что означает это заявление?
— Это означает, что Саудовская Аравия понимает слабость легитимной базы для вторжения в Йемен. 22 марта Совет Безопасности ООН подчеркнул намерение продолжать мирные процессы в Йемене под руководством самих йеменцев, то есть без внешнего вторжения. А Саудовская Аравия прямо нарушила решение самого авторитетного органа мировой политики и вторглась, не получив никаких санкций. Может быть, было одобрение от Соединенных Штатов Америки, которые создали в Саудовской Аравии совместный штаб операции. Видимо, именно американские военные и определяют выбор целей.
Это заявление вписывается в глобальную кампанию по дискредитации России, отстранения России от международного влияния и решений. А ведь такую же позицию, как и у нашего президента, занял Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, который призвал к скорейшему завершению этой операции. Такая же позиция была у йеменского министра иностранных дел вправительства президента Хади, который призвал как можно скорее закончить эту операцию.
То есть саудовский министр иностранных дел избрал атакующую линию, понимая, что позиции Саудовской Аравии базируются исключительно на поддержке Соединенных Штатов Америки. Их роль представляется в неприглядном виде в связи с тем, что удар наносится по хуситам — эффективной силы борьбы с "Аль-Каидой". А именно "Аль-Каида" была в центре американской политики в этом регионе на протяжении более 10 лет. То есть американцы входят в противоречие с собственными заявленными целями. Именно эта слабость и определяет такой агрессивный тон.
— Ваш прогноз по развитию ситуации?
— Военные потенциалы несопоставимы. У Йемена практически нет боеспособной армии. Саудовская Аравия вооружена до зубов. Но партизанская война в условиях пересеченной местности в Йемене, пожалуй, принесла бы победу не тем, кто лучше вооружен, а тем, кто пользуется доверием местного населения. Поэтому наземная операция приведет к затяжному конфликту и совершенно непредсказуемому результату.
Запад, Россия, Совбез ООН сейчас просто обязаны принять все меры для скорейшего прекращения конфликта, не допуская наземной операции. Иначе это может привести к мощнейшему взрыву на всем Ближнем Востоке. Что уже никто не будет рассуждать о ценах на нефть и каких-то сиюминутных выгодах. Ситуация очень опасна не только для этого региона, а для всех, для целого континента практически.
Читайте также:
Эксперт: Россия может воспользоваться ситуацией в Йемене
Цены на нефть: покер по-йеменски
События в Йемене - это война между Саудовской Аравией и Ираном - мнение
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.