После шестилетнего кандидатского стажа Исландия отказалась от вступления в ЕС. Переговоры были приостановлены после того, как к власти пришли евроскептики, представляющие правоцентристскую коалицию. Но никто в Исландии не кричит: "Караул, мы изолированы от остального мира, теперь никто не захочет с нами торговать!" Наоборот, Исландии лучше вне ЕС.
Кроме того, никто в Европе не будет смотреть на исландцев как на нецивилизованных людей, наоборот, через несколько лет там скажут, что именно Исландия первой из европейских стран поставила заботу о благополучии и национальной идентичности своего населения на главное место. Правительственная коалиция, состоящая из Партии прогресса и Партии независимости, приостановила переговоры о вступлении в сентябре 2013 года, после прихода к власти весной того же года на парламентских выборах. Коалиция шла на выборы под лозунгом провести референдум по вопросу вступления страны в ЕС.
Эта небольшая северная страна первой в Европе пострадала от кризиса 2008 года, когда в результате краха американского инвестиционного банка Lehman Brothers обанкротились три крупнейших национальных банка. Они набрали в Америке дешевых кредитов и были вынуждены обратиться за помощью в МВФ, чтобы расплатиться за них после того, как рухнула пострадавшая экономика страны.
На волне всеобщей паники тогдашнее правительство решило, что вхождение в Евросоюз поможет в дальнейшем предотвратить подобные инциденты. Но переговоры сразу зашли в тупик, поскольку Брюссель потребовал ввести квоты на главные экспортные отрасли — рыболовство и сельское хозяйство.
В марте 2014 года ЕС достиг соглашения по торговым квотам по рыбе с Норвегией и Фарерскими островами, но не с Исландией. Рейкьявик счел, что договорились за его спиной. А потом произошли события в Греции, чьи национальные интересы, как выяснилось, никого в Брюсселе не волнуют, и вопрос о вступлении в ЕС был был решен без всякого референдума.
"Интересам Исландии лучше соответствует пребывание вне ЕС", — распространило в минувшую пятницу правительство страны свое заявление. А почему бы и нет? Исландия расплачивается с долгами и вновь переживает экономический рост (ВВП вырос на 1,9 процента в прошлом году). А вот будущее еврозоны туманно и непривлекательно. Тем более Исландия является членом шенгенской зоны и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), что дает ей доступ к единому рынку ЕС без каких-либо ограничительных квот и тарифов для рыбной и сельскохозяйственной продукции.
"Этот шаг правого правительства Исландии вполне логичен и ожидаем, потому что опрос общественного мнения однозначно показывает, что население не поддерживает идею вступления с в ЕС, а экономика Исландии растет, — сказала Правде.Ру руководитель Центра политической интеграции института Европы РАН Людмила Бабынина. - Заявка на вступление была вызвана как раз крахом банковской системы и резкой дестабилизацией экономики в связи с кризисом 2008 года.
Сейчас с экономической точки зрения ситуация гораздо лучше. Кроме того, в двусторонних отношениях Исландии и ЕС существуют хорошо известные проблемы, которые не нашли своего решения в ходе переговоров о вступлении. Это в первую очередь вопросы, касающиеся рыболовецкой отрасли, китобойного промысла и сельского хозяйства".
"Камень преткновения — это рыболовецкая отрасль, у Исландии здесь сугубо практические интересы, потому что квоты на вылов рыбы в ЕС определяет еврокомиссия, государство не имеет здесь национальных полномочий. А для Исландии этот вопрос принципиален, потому что это крупнейшая отрасль хозяйства в этой стране", — отметила Людмила Бабынина.
"Я думаю, что нынешние политические элиты Исландии пришли к выводу в свете происходящих в мире экономических и политических процессов членство в Евросоюзе не улучшит положение страны и не приведет к разрешению ее проблем", - сказал Pravda.Ru Владимир Шаповалов, директор Института политики, права и социального развития МГГУ им. Шолохова. По мнению политолога, отзыв заявки — это мера политическая, демонстративная, это послание гражданам Исландии, поддержкой которого правительство хочет заручиться. Кроме того, это некая заявка своей позиции мировому сообществу.
Это достаточно наглядным образом свидетельствует о том, что Евросоюз теряет свою притягательность среди европейских стран, сказал эксперт. Это происходит потому, что Евросоюз вошел в состояние кризиса. Евроинтеграционная идея, которая привела к современному состоянию Евросоюза, — это создание единой валюты, достаточно жесткая унификация, объединение как экономик, так и политических сфер. Сейчас зашла в очередной раз речь о том, что хорошо бы создать армию Евросоюза.
По мнению эксперта, такая жесткая интеграция приводит к размыванию суверенитета стран, накладывает на страны и народы дополнительные тяготы по подчинению евробюрократии, но не дает им никаких ощутимых преимуществ. Более того, пример Греции свидетельствует о том, что пребывание в Евросоюзе — это не решение экономических проблем, а наоборот, такая экономическая западня, которая может привести к очень серьезному экономическому кризису, если не коллапсу, сказал Владимир Шаповалов.
Исландия не первая страна, которая делает подобного рода заявления. Можно назвать Турцию, Венгрию, заметил политолог. Налицо ситуация, при которой Евросоюзу в пору не думать о прирастании какими-то новыми членами, а думать о том, как сохранить те государства, которые сейчас находятся в составе Евросоюза, сказал Владимир Шаповалов.
На этом фоне повышающегося евроскепсиса стремление некоторых стран постсоветского пространства, прежде всего Украины к вступлению в Евросоюз любыми способами с потерей собственного достоинства и потерей национальных интересов, кажется эксперту достаточно нелепой.
Согласимся. Сегодня мир нацелен на "деглобализацию", и все, что ему нужно, - это общий рынок, а не политическое управление. ЕС стал бюрократическим монстром, который управляется юристами, защищающими интересы транснациональных корпораций. Европейцы же все больше отдают приоритет местному производителю, с более короткими цепями поставок и устойчивыми, экологически осознанными экономическими моделями.
Проект евро — это политический нарцисcизм, он не обоснован экономически. Это хорошо демонстрирует пример прибалтийских государств, где сейчас нет промышленности, нет сельского хозяйства. Цены на продукты питания, например, в Латвии, в два-три раза выше, чем в других странах ЕС. От 25 до 30 процентов от всего населения иммигрировало. Средний реальный доход составляет порядка 200 евро, 100 евро - средняя пенсия, которая облагается налогом.
Исландия видит такую перспективу и она ей не нужна.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.