Закарпатцы давно выступают за независимость. Еще в 2008 году здесь была провозглашена Республика Подкарпатская Русь. Политик, фактический хозяин Закарпатья Виктор Балога собирается запустить в регионе борьбу за отделение от Украины. Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал премьер-министр самопровозглашенной республики Петр Гецко.
— Петр Иванович, как вы оцениваете итоги уходящего года для вашей республики?
- Говорить о республике пока не приходится, пока мы говорим о Закарпатской области. Но прошлый год был одним из самых продуктивных для русинов в плане отстаивания своих прав, отстаивания итогов закарпатского референдума 1991 года, в плане приобретения некой международной субъектности, налаживании контактов с венгерской общиной Закарпатья и с диаспорами русинской Румынии, Венгрии, Чехии и Словакии.
Итоги работы по Венгрии и Румынии можно оценивать как детонатор дальнейшего развития. На уровне венгерского правительства, премьер-министра и "Йоббик" были выступления с поддержкой закарпатского референдума и с осуждением милитаристской политики Украины. В поддержку русинов выступили президент Чехии Земан, премьер-министр Словакии Фитц. То есть год был очень продуктивным.
Есть и относительные негативы — СБУ неймется. Весной открыли криминальное дело против меня за сепаратизм и прочая, прочая… Все в плане, что русинское движение планирует отделять Закарпатье от Украины. Осенью — еще больше. Наши мирные мероприятия и все инициативы, которые были в странах Центральной Европы, где проживают русины, были обозначены, что это чуть ли не какой-то "Хамас", террористическая организация. Хотя все наши требования, которые мы пытались мирно выдвинуть в к руководству государства и региона, блокировались.
Этот контрпродуктивный подход во взаимоотношениях между русинами и Украиной вынудил нас на другой, абсолютно не связанный с Украиной путь. Это легитимизация итогов закарпатского референдума через соседние страны. И настолько удачно все это прошло, что понятна реакция СБУ, которая обвинила меня в госизмене и сепаратизме. Но я к этому отношусь критически.
С 1 декабря 1991 года, когда произошел референдум, на котором закарпатцы проголосовали за самоуправляемую территорию Закарпатья как субъект Украины, не было ни одной силовой акции с нашей стороны.
Куда опаснее, что в последнее время появились сведения, что в Закарпатье присутствует 5 тысяч человек, которые уже воевали против Новороссии. Фактически это реальные террористы из Правого сектора.
Вот это — реальная угроза. Если наши люди и действия — это только декларация, мы изо всех сил воздерживаемся от силовых провокаций по отношению к властям, то эти 5 тысяч — это реальная угроза всевозможных провокаций.
Они об этом публично говорят, но СБУ почему-то террористами обозвало нас. В качестве террористов выбрали троих пенсионеров. Обыскали их, конфисковали оргтехнику, бумаги. А вот 5 тысяч человек с незарегистрированным оружием, которые не относятся ни к каким законным формированиям, СБУ не видит. СБУ — это реально структура, которая сама дестабилизирует обстановку. Это просто основной источник вражды, разжигания межнациональной розни и так далее. Мы надеемся на помощь международных организаций. Запланирован приезд уполномоченных по правам человека европарламента, Венгрии, Чехии, Румынии, Словакии.
— Вы называетесь премьер-министром республики Подкарпатская Русь. Когда она была провозглашена
- Началось еще с периода Австро-Венгрии. Когда империя распадалась, Закарпатью была предоставлена автономия под названием Русска Окраина. Новейшая история начинается с 1991 года. Кстати, тогда именно Киев и три галицкие области на всесоюзном референдуме проголосовали против сохранения СССР.
А 1 декабря 1991 года 78 процентов закарпатцев проголосовало на закарпатском областном референдуме за специальную самоуправляемую территорию как субъект, не входящий ни в какие иные территориально-административные образования.
— У вас есть духовный лидер священник Дмитрий Сидор. Именно в 2008 году он провозгласил декларацию русинов. Что с ним?
- Да, но он просто зачитал постановление. Именно это стало поводом для открытия против него криминального дела. СБУ начало его преследование. В итоге после четырех лет всяких экспертиз, кучи допросов и так далее оказалось, что они могут обосновать виновность Сидора только через лингвистическую экспертизу, где слова вырваны из контекста. А уже был и меморандум и многое другое… Фактически вся процедура по признанию независимости была выполнена. Под самопровозглашением независимости были подписи всех делегатов. Это было на втором европейском Конгрессе, все подписи делегатов Конгресса были под меморандумом, под всеми документами. После этого были и другие конференции.
Но почему-то взяли в оборот только отца Дмитрия как прочитавшего. Фактически эта представительная конференция в Минске дала еще один очень мощный толчок нашему движению. Дмитрий Сидор как бы взял огонь на себя. Я сам был свидетелем, когда выламывались двери в храме. Там была толпа придурковатых СБУшников, когда напали на матушку ни с того ни с сего. Отец Дмитрий в то время повел себя мужественно и достойно, как настоящий лидер. Сейчас у него только весной закончился условный срок — три года. Он вынужден был молчать, иначе по любому его заявлению в поддержку русинов срок перешел бы из условного в настоящий.
— Он и сейчас в Ужгороде живет?
— Да.
— Смело.
— Он не исчез, и он с нами. Я за него не буду говорить, но я знаю, что теперь у него все в порядке.
— В украинских СМИ появляются статьи, что ваше движение — фейк, несерьезное или просто бред сумасшедшего. В то же время приводятся примеры, что воспринимали Губарева, Пушилина тоже как сумасшедших, а вот что получилось!… Вас называют подпольным прокремлевским лидером. Но ваш бывший губернатор, депутат Верховной рады Виктор Балога тоже хочет отделяться.
— Сейчас его команда расширилась. В верховном совете его братья Иван и Павло, двоюродный брат Василий. Я откровенно говорю, что отношение к Балоге у меня лично и вообще в Закарпатье довольно негативное. Но учитывая сложившуюся ситуацию, что Закарпатье на грани войны, именно от бандеровцев идет такая угроза, их действия нужны. Именно Балога и русинское движение — реальные силы, которые могут как-то повлиять на процесс, остановить угрозу и мирно урегулировать. Именно так, а не то что, как утверждают иногда украинские СМИ, Балога содержит русинское движение.
Он раньше позиционировал себя как русина. Но примерно в 2004 году с Ющенко связался. С тех пор он — тильки украинец, тильки свидомый. Это его позиция. Его же никто не заставлял и за язык не тянул.
Как это будет воспринято потомками, он еще этого сам не понял. Имея шикарнейшую возможность действительно возглавить движение. Если бы он себя называл русином до сих пор, то тогда ни один русин бы против него не пискнул. А сейчас русинское движение уже реально приобрело очень мощную финансовую базу. Бизнес нам помогает.
— Как вы прокомментируете сообщения украинских СМИ, что есть легальное русинское движение, есть ваше — нелегальное. Сейчас все, включая Балогу, нашли общий язык, и в ближайшее время собираются отделяться?
- Нет, насчет отделения — исключено. Сейчас наши позиции обозначены. Есть политическое русинское движение о реализации итогов Закарпатского областного референдума. Кроме того, есть политическое решение России относительно единой федеративной Украины, есть политическое решение Венгрии по Закарпатской автономии в составе единой Украины. Все это связано с Украиной. Другой вопрос, что Украина просто делает вид, что и мы там чуть ли не кучка маргиналов. Но это именно они даже не с огнем играют. С огнем они играли, пока еще была легитимная власть.
Сейчас они нас сами откололи. Мы им говорим, что мы хотим быть в Украине, причем я это открыто и сейчас говорю, они говорят: нет, вы сепаратисты. Ну тогда мы уйдем, но мы уйдем с землей. Они же даже в дурном сне не могут представить, что это абсолютно реально, особенно сейчас, когда начали взаимодействие с диаспорами. И это мы еще даже 5 процентов из тех резервов, ресурсов, возможностей, которые у нас есть, не использовали. Если сейчас мы на всю катушку конгресс подключим…
— Это что за конгресс?
— Мы можем подключить США, Канаду, старую Европу. У нас все возможности есть.
- У вас там большое лобби?
— Конечно. Они это в черном сне представить не могут. Мы пока подключили только три-четыре-пять стран, только наших соседей, и это треть Европы всколыхнуло и шарахнуло.
— В позиции венгерского, чешского и словацкого президентов ваша доля участия есть?
— Детонатор и бикфордов шнур — это именно мы, не наша доля, а именно мы.
- То есть у вас таем есть свои люди, которые ведут работу?
— На очень высоком уровне, и самое главное, элита русинская — это не маргиналы, как думают. Украинские власти хотят создать такое впечатление. Но у нас есть и доктора наук, и бизнесмены, и спортсмены… — многие уважаемые люди. То, что нам удалось, — это красноречивый факт. Уже без реальных переговоров и согласования позиций с русинским движением всемирным советом украинские власти ничего у нас не сделают. Но именно в урегулированию ситуации Балога и русинское движение — это две ключевые региональные силы. Они реально могут это сделать. И я думаю, что мы это сделаем.
— Вы найдете с ним общий язык?
— Найдем. Я думаю, что при всем том, что негатива очень много, мы найдем. Главное сейчас — не допустить и не запустить того, что происходит в Новороссии. А мы под током сейчас, мы буквально на грани. Это говорю со всей ответственностью. Особенно после последних заявлений и действий Правого сектора и СБУ. Все наши действия в Европе, в европарламенте именно на это направлены. Снизить и свести к нулю любые попытки развязать войну уже не на Украине, а в центральной Европе. Потому что сейчас именно об этом идет речь.
— Как вы считаете, будет ли сейчас пересматриваться Конституция Украины в плане федерализации?
- Нет. Украинские власти сейчас не будут даже рассматривать этот вопрос. Там как бы марионетки. Но это произойдет в любом случае, но только по факту. По Донецку, Луганску и по Закарпатью это произойдет, но произойдет по факту. Мы в Закарпатье хотим свести к нулю возможность развязывания войны в центральной Европе, все сделать мирно с помощью Европы.
У нас очень хорошие связи на уровне европарламента. И вот тогда Украине просто ничего не останется делать. Она будет поставлена перед необходимостью внесения изменений в Конституцию. Надеюсь, нам удастся избежать войны, надеюсь, все произойдет мирно.
Беседовала Любовь Люлько
Читайте также:
Петро Гецко: Русины в 2015 году станут свободными
Прокуратура Украины обвинила Петро Гецко в попытке провозгласить "Закарпатскую республику"
Евгений Гильбо: На Украине три новые нации
Лидер русинов: Распад Украины неизбежен
Закарпатье объявляет Киеву войну? - Прямой эфир Pravda.Ru
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.