Известный военный эксперт Владислав Шурыгин выступил на II международной конференции "Россия, Новороссия, Украина", прошедшей в Ялте. Военный аналитик рассказывает о соотношении сил между украинской армией и ополчением Донбасса, роковой ошибке Киева, а также о планах Порошенко о привлечении к проблеме на востоке Украины натовской группировки.
— До военного сопротивления Новороссия была абсолютно стабильной территорией. Из вооружения там было только небольшое количество охотничьего оружия, потому что большой охоты там просто нет. Была большая военная инфраструктура, которая оставалась в подчинении украинской армии, но находилась на территории Новороссии. Фактически это был мирный демилитаризованный край.
Сейчас в Киеве любят рассказывать, что там банды или террористы. Самое главное — где нет террористов, там люди живут спокойно. И Донбасс до последнего времени жил мирно и спокойно. Можно вспомнить одну простую вещь: до того как на Донбасс пришли вооруженные силы Украины, там не было никаких батальонов ополчения, никаких бригад, вообще не было ополчения до того, как пришли каратели. За крайне короткое время нужно было создать силовые структуры, и объединить эти структуры в более-менее способную организацию. Теперь ее можно смело называть армией Новороссии.
Хотя это пока с небольшим преувеличением. Когда насчитывалось уже достаточно большое количество защитников, нужно было решить вопросы с организационной структурой ополчения. Самая главная проблема заключалась в том, что фактически их психология была местечковой. То есть люди защищали свои родные очаги, свои родные города. Очень неохотно, очень тяжело выходили за них, практически отсутствовала свобода маневра.
Украинская армия к этому моменту уже четко нащупала эту слабость и врезалась клиньями. То есть украинские батальоны и тактические группы тыкались в оборону и, как только нащупывали какой-то стык, пустоту, туда же прорывалось несколько групп и начиналось очередное наступление. Донецк, Луганск были почти отрезаны от снабжения. Оставалось немного, чтобы взять уже Луганск сначала в тактическое, а потом в оперативное окружение.
Проблема украинской армии и других силовых структур заключалось в том, что когда их бросили в бой, у них тоже отсутствовала реальная система. Украинская армия со своей очень короткой 23-летней историей прошла очень драматичную картину развала. К 1995 году от самой мощной военной группировки на территории бывшего Советского Союза уже мало чего осталось. Украинская армия стала большим магазином — военторгом, торговавшим серым вооружением. Вся Африка и Латинская Америка в основном покупала украинское вооружение.
Часто оно снималось и забиралось даже у тех частей, которые непосредственно несли боевое дежурство. Самый известный пример — появление БУКов у грузинской армии. Они были взяты из украинской дивизии и в полном составе вместе с советниками, которые были переименованы в экипажи, были отправлены в Грузию. Они принимали участие в войне 08.08.08.
К моменту, когда самому украинскому руководству стало понятно, что вооруженных сил как таковых нет, возникло две концепции. Окончательно это стало ясно уже к приходу Ющенко. Он трезво оценил возможности и наметил путь в НАТО. Мы будем делать компактную (порядка 160 тысяч), но очень хорошо вооруженную и оплачиваемую армию. Под это дело армию взяли и просто сократили с 400 тысяч до 160. Но денег все четыре года никто не давал.
Через четыре года новый президент Янукович сказал, что в НАТО мы не идем, мы будем возвращаться к старым структурам и строить традиционную армию, как у наших соседей в России. Поэтому будем все начинать заново, но никто ничего заново не начал. Армия так и не стала развертываться. Новое вооружение перестало поступать вообще. Последнее тактическое обучение украинской армии проходилось в 2006 году. Фактически к началу событий на востоке Украина вооруженных сил не имела.
Было несколько более-менее укомплектованных бригад, причем они жили, в основном, зарабатывая деньги в различных иностранных операциях. Некоторые работали в составе группировки войск в Ираке, потом в различных миротворческих контингентах. За счет этого они поддерживали небольшое ядро и аэромобильность. Все остальное было либо раскадрировано, либо как-то обслуживало само себя. И вот эту структуру нынешнее киевское руководство попыталось резко бросить на восток. Все видели по телевидению первый драматичный месяц жизни украинской армии, когда их выбросили просто в голое поле.
Понятно было, что с такой армией воевать нельзя. И здесь Киев допустил совершенно системную ошибку, которая очень сильно работает на нас. Киев вместо того, чтобы все-таки пытаться создавать армию, решил оперативно и быстро создать добровольческие батальоны. С одной стороны, они были очень выгодны олигархам, потому что это была легализация собственных криминальных армий. А с другой стороны, это позволяло объединить очень убежденных, что называется свидомых ребят.
С военной же точки зрения их ценность близка к нулю. Они не имеют нормально подготовленного командного состава, не имеют тяжелого вооружения. По сути, они некая легкая пехота. Как только они оказываются без поддержки техники, то несут тяжелые потери и начинается вой, ной по всем интернетам, телефонам и всему остальному.
Украинское командование сточило все свои самые боеспособные части. Можно констатировать, что военного пути решения для Киева на востоке просто не существует. Надо понимать, что время уже окончательно упущено. Заканчивается структурирование обороны Донбасса, армии Новороссии. Создано очень боеспособное ударное ядро. Естественно, это благодаря огромной помощи, прежде всего организационной. Эти люди в советской армии назывались "золотые воротнички". Многие действительно имеют опыт не одной войны. Поэтому любимый тезис многих наших диванных войск о том, что Россия все слила, Россия все предала, он конечно смешон для любого человека, который хоть какое-то отношение имеет к реальности.
Большого желания служить в украинской армии ни у кого нет. Мобилизационные волны страшно понижают боеспособность армии. Одно дело, когда призывают на борьбу с внешним противником. Совершенно другое, когда заставлять воевать против своего же населения. Если взять первый котел знаменитый, то его почти месяц мариновали, пока они не начали сдаваться. Потом не прошло и недели, как в новом котле уже сотнями стали поднимать руки. Боеспособность частных армий чрезвычайно низка. Они хороши как каратели против населения, они могут поддерживать порядок на контролируемой территории. Но они совершенно бесполезны для боевых действий, против организованного противника. Самый лучший батальон Коломойского против любого нормального, хорошо подготовленного батальона ополчения — как щенки против волков.
Украинская армия воюет обреченно, общий тезис — нас предали, у нас плохое командование. Ополчение воюет лихо, задиристо, иногда нахально. Это говорит об очень высоком моральном превосходстве. А именно в таких войнах моральное превосходство является определяющим. Но необходимо понимать, что это не конец войны. Киев будет вынужден пересматривать военные подходы, будет просить помощь извне — у американцев и НАТО, они попытаются сформировать хоть какое-то боевое ядро, которое попытаются кинуть в наступление. Надеюсь, что это у них не получится зимой, но в начале весны опять попытаться что-то развязать.
С другой стороны, если же за это время такими же темпами будет идти строительство армии Донбасса, можно сказать, что эта армия надежно блокирует любые попытки уничтожить Донбасс. Сейчас необходимо решить оперативные задачи. Прежде всего, отбросить карателей от Донбасса, где можно будет дальше выстраивать политическую систему. Безусловно, все-таки нужно заканчивать с Гуляй-полем.
Потом необходимо зафиксировать и отстоять территорию Новороссии.
Если мы сможем гарантировать населению спокойную жизнь в этой агломерации, то спустя какое-то время, накопив резервы, можно будет говорить о серьезном наступлении. Ясно, что просто сидеть на месте и ждать нельзя. Нужно постоянно наносить удары, делать рейды, такие как рейд на Мариуполь или на Харьков. Нужно все время смешивать планы карателей, потому что только так можно не допустить попыток опять наступать на Новороссию. Только вот такими ударами можно расширять наши возможности.
Читайте также:
Война в Донбассе назначена на 2 ноября
Донбасс неуклонно отдаляется от Украины
Иосиф Кобзон: Мрази из СБУ не помешают мне приехать в Донбасс
Донбасс: чтобы власть работала для народа
Донбассу нужна экономика, а не гуманитарка
"Рада родила закон о Донбассе"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.