Об угрозе Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) заговорили в середине июля, когда боевики перешли в наступление и захватили стратегический город Мосул. Двумя неделями ранее было объявлено о создании на базе ИГИЛ государства "Исламский Халифат". В это время уже стало ясно, что на Украине самопровозглашенные республики закрепились материально и морально, санкции против России поссорили США с Европой, а рейтинг Обамы достиг минимальных уровней.
Надо было найти новую угрозу, чтобы переиграть партию, и вот уже выращенная заботливыми американскими руками ИГИЛ пригодилась. Вспомним визит сенатора Джона МакКейна в мае 2013 года в сирийский город Идлиб, где он встретился с лидерами "умеренной вооруженной оппозиции". Интересно, что один из них — Ибрагим Аль-Бадри с 4 октября 2011 года фигурировал под именем Абу Дуа в списке пяти самых разыскиваемых в США террористов. А 5 октября он был внесен в санкционный список ООН как член "Аль-Каиды". За содействие в его задержании была объявлена награда в 10 миллионов долларов.
Именно Абу Дуа за месяц до встречи с МакКейном, являясь членом генштаба "умеренной" Свободной сирийской армии, создал ИГИЛ под именем Абу Бакр Аль-Багдади. Многие эксперты подчеркивают (в России, например, Евгений Сатановский, в США — Тьерри Мейсан), что нет никакой разницы между Свободной сирийской армией, фронтом ан Нусра, Исламским государством Ирака и Леванта и так далее. Все это одни и те же люди, которые меняют убеждения, флаги и противника в зависимости от конъюнктуры. А Джон Маккейн не просто лидер оппозиции, с 1993 года он руководит Международным республиканским институтом — НКО, которая была создана еще президентом Рейганом, чтобы прикрывать действия ЦРУ и секретных служб Великобритании, Канады и Австралии.
"Вопреки заявленному в названии, эта организация является межгосударственным агентством, контролируемым госдепом США", — пишет Тьерри Мейсан.
Он замечает, что в январе 2014 года конгресс США провел тайное заседание, на котором проголосовал, вопреки международному праву, за финансирование Аль-Носры (Аль-Каиды) и ИГИЛ вплоть до сентября 2014 года. Доподлинно неизвестно, о чем именно тогда договорились. О самой встрече упомянуло лишь британское информагентство Reuters.
Читайте также: "ИГИЛ - это привет от Саддама Хусейна"
Но как выращенный в свое время "Талибан" вышел из-под контроля США, так и сейчас есть такие опасения. "Дело в том, что ИГИЛ в первой версии — это была одна из многих исламистских организаций, — пояснил Pravda. Ru Анатолий Эль-Мюрид, политолог, специалист по Ближнему Востоку. — Но два года назад в нее вошли бывшие высокопоставленные военные Саддама Хусейна, не менее сорока человек. Они вошли в военное руководство группировки и фактически подмяли ее под себя. Поэтому сегодня это очень специфическая группировка, которой нет аналогов на всем Ближнем Востоке, поскольку она ведет своего рода национально-освободительную борьбу. И большой вопрос — кто кого использует. Военные исламистов или, наоборот, исламисты военных?"
По мнению эксперта, подоплека событий на Ближнем Востоке такова, что "американцы окружают нас со всех сторон нестабильными территориями". На очереди — обострение обстановки в следующем году "в Средней Азии, то есть в Афганистане, в Ферганской долине, возможно, в Таджикистане, может быть, даже в Туркменистане, потому начинаются проблемы с талибами". Такая дуга нужна для того, чтобы "мы отвлекались от своих внутренних проблем, и, возможно, под этим соусом попытаются нам устроить уже внутри какой-нибудь переворот, цветную революцию. Направленность этих процессов вполне очевидна", — завершил эксперт.
Таким образом, задействуя ИГИЛ, своей цели США добились. Перед лицом новой угрозы евроатлантический союз воспрял духом: сформирована широкая коалиция, собственные народы запуганы еще одной угрозой (помимо России и лихорадки Эбола) и готовы терпеть дальнейшее затягивание поясов, тотальную слежку и превращение своих стран в американские военные базы. Возникает вопрос, зачем сейчас США руками Европы стараются привлечь Россию к участию в борьбе против ИГИЛ, если в конечном итоге это борьба против ее суверенитета? Не секрет, что приглашение к участию на конференции в Париже по борьбе с ИГИЛ и вчерашнее общение Путина и Меркель на эту тему говорит о том, что такое давление присутствует. Очевидно, что надо сделать из России врага номер два после Америки (и об этом уже Аль Багдади заявлял), а затем зажечь под это дело Северный Кавказ.
Читайте также: Михаил Чернов: ИГИЛ угрожает интересам России на Ближнем Востоке
Безусловно, надо бороться с исламистами, но стоит ли втягиваться в ролевые игры США? "Запад ведет в последнее время очень нечестно по отношению к России, — сказал Pravda. Ru Фарид Асадуллин, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, член Общественной палаты. — Я бы, прежде всего, обратил внимание на то, что те санкции, которые Запад ввел в отношении России, они на самом деле деструктивны и, безусловно, нарушают тот баланс сил, который сложился на европейском континенте, они нарушают те договоренности, которые были достигнуты во время вхождения России в ВТО". Поэтому надо, безусловно, взвесить: борьба с международным терроризмом — это одно, но нашими руками каштаны таскать за них я бы не стал. Я бы сейчас включил в работу все наши возможности по скорейшему снятию тех санкций, которые были введены Западом в одностороннем порядке. А потом уже можно и бороться с международным терроризмом".
России не стоит влезать в эту коалицию еще и потому, что эта коалиция незаконна, заметил Анатолий Эль-Мюрид. "То есть, нет решения Совета Безопасности ООН (по бомбардировкам Сирии), значит, эта коалиция просто нелегитимна. А во-вторых, никто не даст гарантии, что если мы ввяжемся в эту войну, то, когда американцы и европейцы из нее выйдут, они оставят нас расхлебывать то, что они там сами натворили. То есть это их проблема. Мы можем скоординироваться с сирийцами, с иранцами, может быть, даже попытаться провести что-то через Совет Безопасности. Но только таким путем", — сказал Эль-Мюрид.
"Зачем России влезать в это дело, если нет такой цели — справиться с ИГИЛ, — сказал Pravda. Ru Михаил Чернов, политолог, замдиректора Центра стратегической конъюнктуры. — Если бы была цель — справиться с ИГИЛ, то она бы решалась совершенно другими способами, в первую очередь — финансово-экономическими. А поскольку экспорт нефти из ИГ прекрасно работает, то этого не будет. Под маркой ИГИЛ и борьбы с ИГИЛ на территории Сирии будет продолжаться уничтожение и подрыв сирийского правительства Башара Асада".
Читайте также: Анатолий Эль-Мюрид: Американцы окружают нас нестабильными территориями
Но всякую игру или проект можно повернуть и в свою сторону, перестав играть уготованную роль и действовать легитимно.
"Опыт борьбы США с теми или иными террористическими организациями и вообще их вмешательства на Ближнем Востоке не поражает воображение, — сказала Анна Абалян, кандидат политических наук, преподаватель факультета политологии СПБГУ. — То есть, пока большинство их целей или не достигается, или достигается очень длительным образом. Что касается Саудовской Аравии, очевидно, что она выступает союзником, но, по сути, она сама не может справиться ни с чем. Да, может быть, Запад действительно не сможет без нас справиться с ИГИЛ, но это еще один способ поднять рейтинг России и международный престиж страны".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.