Южная Осетия живет в состоянии непризнанной республики уже достаточно, чтобы делать выводы о своем статусе и положении на геополитической карте мира. Независимый эксперт из Южной Осетии Инал Плиев рассказал, какие настроения сейчас преобладают в стране, каковы шансы на выживание у ДНР и ЛНР и что нужно сделать для того, чтобы Россия их признала.
— Южная Осетия уже 23 года живет в состоянии непризнанной республики. Она до сих пор не признана ООН, мировым сообществом. Тяжело ли в таком положении или вполне можно жить?
— Самым главным для любого народа, государства является обеспечение безопасности своих граждан, создание возможности мирного созидательного труда, мирного занятия науками, развитием культуры, искусств, способствование органичному развитию личности, забота об образовании, здравоохранении. А вопрос международного признания для таких маленьких государств, как Южная Осетия, тоже, конечно, важный, но не критичный.
Если у Южной Осетии есть такой большой, верный друг, как РФ, то у нас есть возможность сравнить свое положение, и те обстоятельства, в которых оказались многие страны, не имеющие дружественных отношений с Россией. При этом у них, казалось бы, есть всемирное признание, членство в ООН, ОБСЕ и других международных организациях.
Мы видим, что многие признанные государства, которые являются членами всех подходящих международных организаций, сейчас переживают колоссальнейшее бедствие только потому, что несмотря на их признанность, а может быть, и из-за того, что они как раз признанные, и никто не может вмешиваться в их внутренние дела, и их правители могут проводить такую политику, которую захотят, и эта политика приводит к войнам, внутренним гражданским противостояниям или же, наоборот, они подвергаются внешней военной агрессии. В общем, сравнение с такими государствами будет исключительно в пользу Южной Осетии, которая находится под защитой РФ.
У нас уже шестой год, благодаря твердой позиции, не звучат выстрелы, дети могут спокойно просыпаться по утрам от ласкового голоса мамы, а не от разрывов снарядов. Благодаря помощи РФ, идет всестороннее восстановление, фактически во всех населенных пунктах Южной Осетии, которые разрушались не только в августовские дни, но и в течение всего предыдущего 20-летия в период после распада Советского Союза из-за экономической разрухи, из-за последствий войны 91-92-го годов.
Сейчас в Южной Осетии, например, если говорить о реальных делах, проведена замена большей части подземных коммуникаций, заасфальтированы центральные улицы и многие окраины городов. Конечно, в первую очередь были восстановлены учебные заведения, школы, детские сады, которые были разрушены в период агрессии Грузии, что тоже очень показательно. Восстанавливается жилье мирных граждан. Благодаря России, развиваются все наиболее важные стороны жизни человека, которые нужны человеку и в большом государстве, и в маленьком.
То есть, признанность международным сообществом, как показала жизнь, не является критерием счастливой жизни гражданина какого-то отдельно взятого государства.
— Как вы думаете, почему Россия поддержала независимость Абхазии и Южной Осетии и не поддерживает независимость Приднестровья, Карабаха, Новороссии? Что нужно сделать, чтобы РФ их признала?
— Трудно судить. Наверное, есть определенные нюансы, в частности в отношении Приднестровья. Молдавия не осуществляла такой полномасштабной агрессии и не в такой грубой форме нарушала ранее подписанные соглашения. Конечно, она их все-таки нарушает, потому что создание даже искусственных трудностей для приднестровского населения является несоответствующим ранее подписанным соглашениям в рамках урегулирования данного вопроса, но такой полномасштабной военной агрессии Молдавия, повторюсь, не совершает в отношении Преднестровья, по крайней мере не совершала до сих пор.
Что касается Нагорного Карабаха. Если жители Южной Осетии и Абхазии в большинстве своем были гражданами РФ, то в Нагорном Карабахе, по-моему, население имеет российское гражданство не в таком массовом порядке, как, например, в Южной Осетии, где население фактически само, своим ходом, начиная с 92-го года принимало российское гражданство совершенно добровольно.
Высказывания наших оппонентов о том, что якобы Россия раздавала здесь паспорта, — совершенный вымысел, так как почти у всех жителей Южной Осетии есть родственники в Северной Осетии, у одних родители живут в Северной Осетии, у других — бабушки, дедушки, у третьих — дети и внуки. То есть, принятие российского гражданства жителями Южной Осетии было вполне законным, никаких нарушений Россия не совершала. Это вымыслы и пропаганда наших оппонентов, которые тоже должны что-то говорить в расчете на то, чтобы люди, на которых рассчитана эта пропаганда, не узнали правды.
И, кроме того, следует отметить, что еще до распада СССР, когда в Грузии уже начали раздаваться высказывания о выходе Грузии из состава СССР, в соответствии с конституцией СССР, совет народных депутатов Южной Осетии принял постановление о том, что на территории Южной Осетии будут действовать законы СССР. А после распада СССР уже наш парламент принял постановление о том, что на территории Южной Осетии будут действовать законы РФ.
Значит, во-первых, гражданство, во-вторых, действие законов РФ, в-третьих, Южная Осетия никогда не отказывалась от рубля. У нас все 22 года, начиная с 92-го года, единственной валютой Южной Осетии был российский рубль. Хотя и Грузия, и ОБСЕ, и другие международные организации предлагали нам преференции за то, чтобы мы разрешили официальное вхождение в Южную Осетию грузинской валюты. Но народ и руководители Южной Осетии, конечно же, категорически отказались, несмотря на большие экономические запреты, которые ввели против Южной Осетии.
Даже когда мы получили возможность сделать свое телевидение, у нас всегда вещало российское телевидение, радио.
Все эти годы, с начала распада СССР, просьбой о признании мы обеспечивали такую систему, которая бы позволяла фактически Южную Осетию считать российской рублевой зоной. Несмотря на то, что Южная Осетия не являлась и сейчас не является частью РФ, мы по максимуму пытались и старались сделать так, чтобы люди меньше чувствовали себя отрезанными от РФ.
— Как вы оцениваете шансы ДНР и ЛНР на выживание? Есть ли там поддержка населения, или это война наемников с обеих сторон, а народу все равно, кто им будет управлять, лишь бы не было войны?
— Там выиграет тот, кто обеспечит себе поддержку мирного населения в такой степени, чтобы это мирное население уже не на словах, а с оружием в руках защищало ту или иную сторону.
Потому что если взять Южную Осетию, здесь численность населения с 89-го года составляла 99 с чем-то тысяч человек, из них 65 тысяч осетинов. И здесь большинство населения тоже было мирными жителями, учителями, врачами, рабочими на заводах и фабриках, сотрудниками. Но когда Южная Осетия оказалась в огромных эпицентрах геополитического разлома, вследствие решения СССР, и когда население оказалось перед геополитическим выбором, уже тогда грузинские политики твердили о необходимости вступления в НАТО, общий рынок тогда еще с ЕС планировался, — народ Южной Осетии единодушно выбрал пророссийский вектор развития. Ведь еще в 1774 году был подписан договор о вхождении Осетии в состав России (лично от имени императрицы Екатерины II Потемкин подписал), и с осетинской стороны его подписали старейшины осетинских ущелий (не буквально ущелий, так именовались, говоря современным языком, провинции). И Южная и Северная Осетия были разделены, но обе стали частью российской империи, тогда еще.
Комиссия, направленная в страну для того, чтобы подписать этот договор, пришла к выводу о том, что Осетия не находится в зависимости от кого-нибудь, что это свободная страна, тогда говорили "народ". И в заключении этой комиссии было написано, что осетины — народ вольный, и было установлено, что свободное если не государство, то, по крайней мере, свободная территория, и между Российской империей и Осетией был заключен равноправный договор о вхождении Осетии в состав России.
Конечно, у каждого народа свой менталитет, свои исторические, политические традиции, мы всех любим, уважаем. Но у осетин не принято менять общий вес глобального политического развития в зависимости от текущей геополитической ситуации.
В 91-м году мы видели, как в связи с ослаблением России многие народы пожелали повернуться к ней спиной, начали говорить о независимости, суверенитете, и как-то мы не видим, что эти народы стали более счастливыми. Причем я говорю, не только об экономическом благополучии, а просто об эмоциональном самочувствии каждого из этих народов.
А осетинский народ выбрал путь исключительно и только сохранения и соблюдения тех обещаний, которые наши предки дали еще в 1774 году. И несмотря на то, что в тот период в самой России свирепствовали, не побоюсь этого слова, русофобские настроения, которые десять лет лились с экранов телевизоров, десять лет подавлялись все здравомыслящие силы, даже во времена Ельцина многие заметили, что слово "патриот" хотели превратить в какое-то негативно окрашенное слово. Несмотря на все это, народ Южной Осетии, с колоссальными потерями (не было электричества, не выплачивались зарплаты), в таких условиях, несмотря на посылы Грузии и западных государств, не изменил своего геополитического выбора и остался верен России. Так, что это тоже надо учитывать.
Читайте также:
Чем Донбасс отличается от Южной Осетии?
США "подтягивают" к Украине Карабах
Донбасс еще надеется на Россию
Приднестровье: В ожидании войны
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.