Карательная операция на Донбассе становится все бесчеловечней, города превращаются в обезлюдевшие руины. Возможно ли установить мир? Как избежать гуманитарной катастрофы? Об общественной поддержке россиянами ополчения и необходимости государственного решения в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru рассказал председатель движения "Битва за Донбасс" Алексей Живов.
— В начале августа в Москве прошла ваша очередная акция. Много людей пришло?
— По нашим оценкам, на вторую "Битву за Донбасс" пришло от 4 до 5 тысяч человек. Мы ожидали несколько больше, но в силу скомканности анонса, объявленного всего за четыре дня, это тоже хороший результат. Тем более с учетом специфики Москвы и испепеляющей жары. На первый митинг пришло несколько больше людей — по нашим оценкам, до 7 тысяч человек.
— Кто эти люди? Преобладают какие-то категории? Или аудитория разная?
— Очень разная. Мы хотели ее классифицировать каким-то образом, но поняли, что это затруднительно. Много молодежи, средний возраст 30-летние — это как раз наиболее политически активные, стариков-пенсионеров в отличие других митингов и мероприятий было немного, но и они тоже присутствовали. Не только москвичи. Пришли люди из Донецка и Луганска. Среди них — те, кто здесь жил еще до трагический событий и кто приехал после начала войны. Довольно много было девушек. Причем они активно включаются в само волонтерское движение, помогают всем, чем могут.
— По вашему мнению, насколько можно мерить посещаемостью таких мероприятий патриотизм, милосердие, желание помочь? Эти люди действительно хотят помочь Донбассу, или они пришли, поскольку это какой-то тренд? Вы же заявляли там концерт. Может, они на концерт пришли?
— Мы хотели бы, чтобы пришли и на концерт. Но по реакции участников, например, на группы "Декабрь", "Бахыт-компот" и группа "Если", у которых очень много поклонников в Москве, люди явно не на концерт пришли. Мы как раз хотели аудиторию концертную подтянуть к нам на митинг, потому что среди рокеров очень много патриотов. Это последнее "Нашествие" хорошо показало. Там тема ДНР была, и имперские флаги были в огромных количествах. Но они избегают политических, по их мнению, митингов.
Хотя этот митинг не совсем политический, политических требований мы никаких не выдвигаем. Скорее можно говорить о том, что мы сейчас пытаемся пробить ту стену, которая на протяжении многих лет росла между властью и гражданским обществом, которое очень критически относится к любым политическим деятелям. Дополнительная дискредитация общественных процессов произошла после скандала с Болотной площадью, когда были драки, посадки, что значительно снизило активность общественности.
Читайте также: Киевская империя — от Румынии до Батьки
Мы пытаемся пробить эту стену, показать, что митинговать нормально, что выражать свою позицию на митинге естественно. Мы предлагаем совершенно немаргинальный, патриотический формат нового образца, который, с одной стороны, лишен каких-то неприятных субкультурных моментов, связанных с национализмом, правым движением, и при этом принимает на себя часть такого общенародного патриотизма. К нам приходят не просто так, есть конкретные результаты. На прошлом митинге было собрано 3 тонны гуманитарной помощи и 3,5 миллиона рублей, на этом митинге также — много гуманитарной помощи и 2,2 миллиона рублей. Каждый внес свою лепту, люди конкретно приходят помочь.
— Вы говорите, никаких политических требований к действующей власти не предъявляете. А внешнеполитические требования есть? Вы призываете власть помочь Украине. В чем должна выражаться эта помощь?
— Дело в том, что легитимность нынешней украинской государственности под большим вопросом. И мы для себя режим Порошенко не признали. До сих пор непонятно, признал ли его наш президент, российские власти. Мы не призываем воевать с Украиной, но мы — за последовательную политику. Восемнадцатого марта в Георгиевском зале Кремля Владимир Путин сделал ряд заявлений, которые, на мой взгляд, повысили его статус — от просто Президента Российской Федерации до национального лидера нашего народа. Впервые наш президент сказал о геноциде русских большевиками. Очень злободневно, его заявление о разделенности русского мира. О том, что разделение русского мира, то есть отделение Украины от России, ее разворот против России — это неестественный процесс, который инспирируется внешними агентами. И самое главное, Владимир Владимирович сказал, что в случае, если будут массовые убийства, мы считаем себя вправе эти убийства пресечь.
— Да, уже давно происходят массовые убийства, погибли тысячи человек. То есть — сейчас самое время, получается.
— Получается, что так. Исходя из этой логики, а логика нашего президента совпадает с нашей логикой, с логикой практически всего российского народа — с логикой построения большой России. Нужно возрождение и возвращение в лоно русского мира, необязательно должно быть одно государство. Это может быть конфедерация, таможенный союз или какое-то другое объединение. Если людям хочется иметь какой-то свой субсуверенитет, да ради Бога. Современный мир очень гибкий, возможны различные варианты, механизмы взаимодействия.
— Но нужно ли России вмешиваться в этот конфликт?
— Руководитель Луганской народной республики Валерий Болотов уже неоднократно просил Россию о введении миротворческого контингента. О необходимости помощи говорит министр обороны ДНР Игорь Стрелков. Речь не идет о полномасштабной войне. Полномасштабная война означает применение всех военных средств для оккупации всей территории. А здесь речь скорее идет о том, что на территории Донецкой и Луганской республик введутся батальоны, которые обеспечат безопасность местных жителей. В дальнейшем, возможно, все это перейдет в переговорный процесс.
Читайте также: Чем Донбасс отличается от Южной Осетии?
То есть задача — остановить геноцид. Недопустимо, что второй по плотности населения русский регион в мире после московского подвергается обстрелу из 300-миллиметровых зенитно-ракетных комплексов и геноциду. Даже в Африке такое сложно представить, а мы находимся в центре Европы. Естественно, у нас это вызывает очень большие вопросы и желание остановить этот геноцид. Мы все помним Косово, знаем, что произошло с Сербией. Ее еще до сих пор продолжают разрывать. Нам бы не хотелось повторения таких сценариев.
В Селигер приезжали представители сербских общественно-политических организаций и буквально кричали: "Ребята, так нельзя! Не давайте себя хлестать по щекам! Они от вас мокрого места не оставят! Они разорвут всю вашу страну". У нас на митинге был действующий офицер, ветеран боевых действий Валентин Табачный. У него было пять командировок в Чечню, он из спецназа ГРУ. Он на митинге сказал: "Мы ждем от президента распоряжения, и готовы любое его распоряжение выполнить профессионально и качественно". Вот вам слова кадрового боевого офицера.
— Будет ли эффективным действие ограниченного количества профессиональных войск с миротворческой миссией?
- Думаю, да. Я разговаривал с военными специалистами и мне сказали: "Достаточно нескольких тысяч человек из элитных подразделений российской армии, чтобы полностью стабилизировать ситуацию, прекратить насилие по отношению к Донецку и Луганску, отодвинуть украинские войска на границы этих областей и принудить к миру и переговорам. Мы не говорим о прямом участии в войне. Это удел Александра Дугина. У него есть четкая, жесткая, понятная позиция: Путин, введи войска! Она у него не менялась. Он за нее очень сильно пострадал. Но это вот его позиция.
Наша позиция с самого начала отличалась. Мы не говорим, что необходима именно военная интервенция. Мы говорим, что необходимо признать ДНР, ЛНР как независимые политические субъекты и, исходя из этого признания, оказать военно-техническую помощь, принудить агрессора к миру, по крайней мере, на территории ДНР и ЛНР. Нам не надо воевать с Украиной. Мы просто должны оказать влияние, способствовать урегулированию ситуации и прекратить войну и геноцид, как более старший партнер. Это так и есть, это наша моральная обязанность. Как бы это не нравилось украинцам, но их государственности всего-навсего 23 года. А до этого момента Украина была составной частью большой России на протяжении столетий.
— Один из зрителей пишет: "Сторонник Донбасса — это православный коммунист с имперским флагом, то есть персонаж несуществующий".
— Авторитетный эксперт и публицист Егор Просверлин недавно сказал: "Я понял, что для меня противоречие с коммунистами по вопросу сталинских репрессий и прочие внутренние противоречия различных патриотических сил имеют гораздо меньшее значение, чем наше общее согласие и желание защитить русских людей на Донбассе и остановить это кровопролитие". Действительно, впервые за 23 года мы получили настолько большое синтезированное поле, поддерживающее Новороссию, где есть все, от ультралевых до ультраправых. Множество людей самых разных убеждений, центристов, множество официальных лиц власти и оппозиции.
Читайте также: "Бандеровцев готовили в лагерях НАТО"
— То есть произошла консолидация совершенно разных сил?
— Национальная консолидация. И это показывает, что наша нация не мертва, она болеет, но она существует. Она готова себя защищать. Все люди со своими взглядами, но все поддерживают Новороссию.
— Другой зритель спрашивает: "О какой власти Болотова-Стрелкова вы говорите, когда в самом многомиллионном Донбассе на их сторону встали несколько тысяч человек?".
- В Луганской и Донецкой областях были проведены референдумы о независимости. Независимость регионов поддержало порядка 90 процентов населения. Таким образом, они дали право новой власти официально действовать от имени всех 8 миллионов жителей Новороссии в ее текущих границах. Поэтому говорить о том, что на сторону Стрелкова встало несколько тысяч человек — ошибочно, а скорее всего, это сознательная ложь. Люди делегировали свое доверие этим людям. Эти люди сейчас их защищают. Хорошо, плохо получается, не получается — это другая тема. Но делегирование, которое предусмотрено международными правовыми нормами, произошло. Сколько людей воюет на стороне Стрелкова — это его вопросы. И главная проблема не в людях.
Только каждый пятый ополченец имеет бронежилет! То есть большинство абсолютно не защищены ничем. Поэтому численность войск Стрелкова и Болотова больше зависит не от желания людей защищать свой край, сколько от реальных возможностей вооружить, обучить, прокормить и координировать этих людей. Возможно, еще и от того, что 30 тысяч ополченцев достаточно для того, чтобы на данном этапе более или менее эффективно сдерживать наступающие киевские силы.
Мы же не знаем, какое количество людей находится в резерве, проходит сейчас подготовку. Эта война никому не нужна, кроме тех, кто ее начал. Она была инициирована не украинским народом, не российским народом и даже не народом стран Европы. Но есть силы в Европе, которые активно поддерживают любую позицию Соединенных Штатов Америки. А Соединенные Штаты Америки стали лучшим другом новой самопровозглашенной украинской власти. Мы предупреждали об этом еще 2-3 года назад. У нас есть замечательные писатели Станислав Бушок, Алексей Кочетков, которые написали книгу "Куда ведут Украину украинские правые" о партии "Свобода". Очень подробно было описано, например, что Тягнибок получал зарплату еще три года назад в посольстве США. Прилюдно, публично кормился не он один. Все эти господа Фарион, Кличко кормились там же.
Читайте также: Донбассу готовят смертельный сюрприз
Книга "Евромайдан имени Станислава Бандеры" о том же. Этот процесс инициирован был и поддержан явно не теми, кто хочет Украине добра. Мы не хотим смерти и горя. В отличие от ярых украинских псевдопатриотов, мы не обзываем их "недочеловеками" и не радуемся убийствам. Мы занимаем гуманную позицию и желаем мира. Очень не хочется, чтобы кто-то умирал. Но генерал Ермолов говорил: "Я потому так жесток с врагом, что не желаю смерти ни одному мирному жителю ни в одном кавказском селе. Поэтому любую провокацию я пресекаю максимально жестко". Возможно, сейчас это самая правильная позиция. Никто не хочет, чтобы убивали, но в этой ситуации слишком много поставлено на карту.
Вслед за Украиной может быть Россия, а это уже совсем серьезно. Очень много экспертов самого высокого уровня говорит в один голос, что никто не собирается на Украине останавливаться. Если захватят Донбасс, будет Приднестровье под ударом. Уже сейчас оно окружено. Или на Крым будет нападение. Очень большие сомнения, что у Порошенко есть желание строить новую Украину. Возможно, его поставили конкретно для того, чтобы развязать не только эту войну, но и войну с Россией. Мы один народ. Очень горько, что все это происходит. Но геноцид в Новороссии надо остановить. Любыми способами, потому что, если мы не остановим его сейчас, дальше будет еще хуже.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.