Сейчас внимание всего мира приковано к тому, что происходит на Юго-Востоке. Ситуация вызывает жесткие споры, оценки даются диаметрально противоположные. Трудно не только делать прогнозы, но и правильно определить достоверность поступающих новостей из региона. Об этом в эфире видеостудии Pravda.Ru замминистра иностранных дел ДНР Борис Борисов.
— Прошел месяц с момента назначения действующего правительства Донецкой народной республики. Это уже второе правительство. Можно подвести какие-то итоги его деятельности?
— Процесс государственного строительства в Донецкой народной республике, о котором мы с вами говорили в этой студии еще в апреле, на мой взгляд, неоправданно затянулся. Наконец, 16 мая было создано новое правительство. Это произошло на третьей сессии Верховного совета Донецкой народной республики. Многие надеялись, что процесс ускорится. К сожалению, не все, осторожно выражаясь, эти надежды оправдались.
Но сейчас я бы хотел сказать немножечко о другом. Дело в том, что в стране военная ситуация. Эта ситуация требует особого порядка управления. Да, существует постановление правительства о военном положении. В составлении проекта этого документа я принимал непосредственное участие. Он основан на документах советского времени, в частности, на указах президиума Верховного совета СССР от 1941 года, с учетом тех реалий, которые сложились в Донецкой народной республике. К сожалению, процесс в этом направлении законотворчества, в создании основ военной экономики и военного управления затормозился.
— То есть речь идет о мобилизационном характере экономики на этот период?
— Да. Когда я смотрю документы правительства, возникает впечатление, что их пишут люди, которые не понимают одной важной вещи. В нашей концепции внешнеполитической деятельности, которую мы составляли еще начиная с апреля в МИДе, прописано, что конфликт с Украиной, точнее — с киевской хунтой, будет иметь длительный характер. Возможно, этот конфликт будет продолжаться не годы, а значительно больший срок — десятки лет, как было в Абхазии. И в связи с этим возникает необходимость строить не просто экономику, а экономику военную. Вот этот момент ни в одном документе, которые я видел, в достаточной мере не учтен.
Читайте также: Донецк и Луганск — последняя надежда Украины
— Но есть же секретный документооборот?
— К сожалению, после издания секретных документов наступают не секретные последствия, которые можно наблюдать воочию. Если такие последствия не наступают, то можно сделать вывод, что-либо таких документов нет, либо то, что там написано, не выполняется. Это достаточно логично. Где-то начиная с апреля я пытался обратить внимание еще первого состава правительства на необходимость мобилизационных мер и военного построения экономики. К сожалению, отклика эти предложения не нашли, и с той же степенью они не востребованы и в новом составе правительства.
Все те замечательные предложения, которые сформулированы в первоочередном плане действий правительства Донецкой народной республики (аналогичный документ издан в Луганской народной республике), не учитывают сложившуюся сложную военную ситуацию. Мобилизационная, военная экономика должна быть построена на несколько иных принципах. Если вопрос не будет вовремя учтен, это может привести к военному поражению и к тому, что вся наша работа окажется напрасной.
— В правительстве Донецкой республики и вообще Новороссии есть люди, которые ориентированы на защиту своей независимости до конца и ориентирующиеся на поиск компромисса с Киевом?
— Вы знаете, все гораздо хуже. Во-первых, есть люди, которые работают, и есть люди, которые числятся на своих должностях, но при этом они отсутствуют фактически. Я приведу вам только два конкретных недавних примера из своей работы. Нам поступает обращение группы московских преподавателей из очень известных вузов, которые предлагают места выпускникам Донбасса и готовы оказывать им помощь в подготовке к вступительным экзаменам. Естественно, мы приветствуем эту инициативу, и я немедленно пытаюсь разыскать министра образования Донецкой народной республики, его заместителя или хотя бы помощника, и соответствующие позиции в Луганской народной республике.
Прямые контакты с Луганском закончились тем, что ответили из штаба, что такой позиции сейчас просто нет. Аналогично закончился мой разговор с секретариатом МИДа непосредственно в здании ОГА, а ныне — здании правительства ДНР в Донецке. Написана какая-то фамилия в списке членов правительства, но при этом нет ни малейших координат, каким образом можно написать или позвонить помощнику. А ведь правительство — это не премьер и министры, а это громадное количество горизонтальных связей между конкретными исполнителями, которые решают большое количество вопросов. Должен работать аппарат.
Читайте также: Украина добровольно взошла на эшафот
Если все вопросы будут выходить на уровень министров, то у них голову разорвет. Горизонтальные связи абсолютно необходимы в рамках тех функций, которые люди выполняют. Также обратилось руководство одного из субъектов Российской Федерации. Они предложили принять группу беженцев, предоставить жилье и работу, места в детском саду, медобслуживание и так далее. Я обращаюсь в так называемое гражданское правительство, на что мне отвечают, что там заниматься этим некому. Зато существует гуманитарный батальон "Новороссия", который в принципе — общественная организация, которая может этим заняться. Тогда почему люди, которые числятся министрами, не поднимут свою пятую точку с кресла и не освободят место для представителей тех общественных организаций, которые реально делают свою работу?
Несмотря на то, что в здании Донецкой ОГА работает секретариат МИДа, мне за месяц так и не удалось получить на руки материалы третьей сессии Верховного совета Донецкой народной республики, на которой было назначено это правительство. В принципе какой-то аппарат правительства есть. Но вот этот аппарат по непонятной для меня причине до сих пор скрывает все основные документы. А ведь это имеет право знать не только чиновник, заместитель министра или министр, а любой гражданин. В Конституции прописано, что единственным источником власти является народ, а единственный орган, который может говорить от имени народа, — это Верховный совет. Нужно срочно налаживать нормальную организационную работу.
Это вопрос связи правительства с народом: насколько правительство готово доказать, что оно действительно представляет народ. Это политический вопрос. Другой вопрос политики заключается именно в честности. Должна быть прописана позиция о том, что создается военная экономика, потому что без военной экономики невозможно одержать военную победу. Для того чтобы создать военную экономику, надо создать военную систему налогообложения. Я вижу только гражданскую систему, которая не будет работать в таких условиях. Необходимо создание не просто армии, а службы тыла армии, чтобы она снабжалась не путем гуманитарной помощи, как это происходит сейчас, а закупала это за деньги. Правительство должно как минимум собирать налоги и финансировать нужды государства.
— Это все очень важно. Но мероприятия по строительству гражданской экономики должны реализовываться?
— Конечно, это должно существовать. Но приоритетом должно быть достижение военной победы. А для этого приоритетом должна быть военная экономика. То, что это не прописано ни в одном из планов и отсутствует, при плохом развитии событий может привести к военному поражению республики. У нас во многом уникальная ситуация. Она уникальна тем, что собственная система строится исходя из заимствований бывшей-существующей системы Украины и системы российской. Выбор, естественно, сделан в пользу российской системы. Но между этими двумя периодами, на развилке существует нынешний период, в котором ни та, ни другая системы не работоспособны.
У меня есть корреспонденты непосредственно с уровня руководителей отделений банков в Донецке, Мариуполе, некоторых других местах. Они мне докладывают самую последнюю обстановку, которая существует в финансовой сфере на данный момент. Можно сделать вывод, что в итоге произойдет полный крах экономики Донбасса, потому что негативные процессы нарастают. Отделения банков закрываются. Банки могут выживать сейчас фактически только на не вполне легальных операциях, на черном обнале и тому подобных операциях. Банки, которые не хотят с этим связываться, постепенно сворачивают работу. Кредит уже не доступен, кроме крупнейших компаний, которые кредитуются в Киеве и Европе. Количество денежных средств уменьшается. Номинально зарплата начисляется, но зачастую ее просто невозможно снять. То есть нарастают проблемы в экономической области.
— Допустим, завтра создается казначейство Донецкой народной республики или даже национальный банк. Какая будет валюта?
— Собственно выбора три: гривна, рубль и собственная валюта. Значит, собственная валюта должна быть чем-то обеспечена. Обеспечена она может быть фактически только стабилизационным кредитом России, если Россия каким-то образом найдет возможность его предоставить.
— Кому?
— Необходимо создать Центральный банк Новороссии. Этого не сделано до сих пор по не совсем понятной для меня причине. Идея создания двух Центральных банков, одного в Донецке, а другого в Луганске, на мой взгляд, довольно опасна, поскольку начнутся трения и конкуренция за денежные средства между этими банками. И опять же вот эту задачу создание банка Новороссии на государственном уровне никто не ставит. И задержка с этим вопросом приведет к тому, что экономика, основанная на гривне, развалится сама по себе. Предприятия не смогут совершать платежи. Люди не смогут получать зарплату. Будет заблокирована система платежей по поставкам продовольствия, поскольку она вся основана на частной собственности. И если вопрос создания собственной финансовой системы не будет решен в ближайшее время, не будет оказана помощь Россией, то в Россию хлынет, до миллиона, а может и больше беженцев. Будут бежать от полной безнадеги и голода.
Читайте также: На авиаудары Киев пошел из-за трусости армии
— Что-то вы не радостные вещи говорите, не оптимистичные. А что-нибудь хорошее произошло? Состоялась ли Донецкая народная республика, состоялась ли Луганская народная республика?
— Если брать другие государства аналогичного масштаба в первые 2-3 месяца своего существования, разумеется, Донецкая и Луганская народные республики достигли много большего, чем другие. Но некоторые вещи не являются проблемами роста, которые будут постепенно развиваться и приведут к успеху. Дело в том, что ведь война, которая сейчас идет, — это не война Донецкой, Луганской республики с Украиной. Это война с Соединенными Штатами Америки, которые отдали соответствующие приказы. Их конкретно привез директор ЦРУ Байден еще в апреле. И позже подтвердили. И поэтому нельзя рассчитывать, что можно одержать какую-то серию военных успехов, убить много военнослужащих украинской армии и одержать военную победу.
Для того чтобы эта война прекратилась, соответствующая команда должна поступить из Вашингтона. Пока она не поступит, война будет продолжаться. Вот из этого следует исходить. А Вашингтон может требовать продолжения этой войны в течение многих и многих лет. Поэтому все перспективы, планы, что в 16-м году мы нарастим экономику, могут оказаться под угрозой из-за продолжающейся войны, что совершенно не учитывается в текущих и перспективных планах. Вот на это мне бы хотелось обратить внимание всех, в том числе тех, кто здесь в Москве поддерживает Донецкую и Луганскую республики. Потому что они по странной, непонятной мне причине исходят из мирной перспективы, которая весьма сомнительна.
— Главное, вы верите в победу?
— Конечно, потому что там слишком много людей, которые никогда не пойдут под Киев. Большинство населения под хунту не пойдут. Объединение с Украиной возможно только после взятия Киева и предания суду военных преступников.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.