Встреча в Нормандии дала возможность главным фигурантам украинских событий посмотреть друг другу в глаза, не теряя при этом чести мундира, и определить дальнейшие действия. Впечатление такое, что каждый уверен, что мячик на стороне соперника, поэтому для Владимира Путина приближается момент истины. Событие показало, кто есть кто среди тяжеловесов мировой политики.
Так, Франсуа Олланд значительно повысил свое реноме политика, поддержав мнение о Франции как о некоем посреднике между Россией и Западом. Вспомним роль Николя Саркози в южноосетинском конфликте 2008 года. С Владимиром Путиным Запад отказался встречаться в рамках G-7 и угрожает санкциями, а в это время следует приглашение в Нормандию на празднование 70-летия высадки союзнических войск. Казалось бы, это поступок только французского президента, но на самом деле, конечно, это действие было согласовано с США. Как и второй фронт во время Второй мировой войны, сегодняшний фронт в Нормандии открыт для того, чтобы остановить и разрушить начинающую побеждать Россию. Хотя, как и тогда, все цивилизованно, с рукопожатиями, и объект атаки вроде один — "незаконные вооруженные формирования", согласно Женевским соглашениям. Вот только взгляды на то, что под этим подразумевается и кто должен первым разоружаться, диаметрально противоположные. Интересно, что на празднование не приглашены президенты Назарбаев и Лукашенко, главы стран, внесших значительный вклад в победу над Германией, а вот Порошенко приглашен. Это одновременно и вызов России, и подтверждение статус-кво украинского президента.
Конечно, многие аналитики надеются, что будет дан старт началу переговорного процесса на Украине, но позволим себе не согласиться с этими надеждами. Почему? Во-первых, Обама на пресс-конференции в Брюсселе после встречи G7 предъявил Путину ультиматум — месяц на изменение позиции по Украине. "Мы посмотрим, что будет с Путиным в ближайшие две, три, четыре недели. Если он примет эти (предлагаемые Западом) меры, то вполне возможно, что мы начнем восстанавливать доверие между Россией, ее соседями и Европой", — сказал Обама. Однако, как уже говорилось, меры одни (вспомним согласованную дорожную карту с ОБСЕ), а порядок их реализации — разный. Россия полагает, что первым на уступки, то есть на прекращение "карательной операции" на Юго-Востоке, должен пойти Порошенко. США настаивают на противоположном, что первыми должны разоружиться "террористы". Даже словесная риторика говорит о том, что позиции непримиримы. Это второй момент. И в-третьих, неприязнь между Путиным и Обамой достигла критического уровня, личная встреча даже не обсуждалась.
Однако есть и некоторые позитивные для Владимира Путина моменты. Тем более, он умеет убеждать и подкупает искренностью. Почему бы ему, как и Сталину, не извлечь выгоду из противоречий, которые существуют между союзниками. Тогда, в 40-е годы, США и Великобритания боролись за лидерство в мире, и именно это обстоятельство было использовано Сталиным для открытия второго фронта. Почему бы не попробовать увеличить противоречия между США и Европой, которые растут, причем во многом благодаря манере Обамы общаться в ультимативной форме.
Как пишет французская пресса, вчера в беседе с Олландом он вновь поднял вопрос о продаже России "Мистралей" и о планах по подготовке 400 российских моряков. На что получил отпор. Президент Франции заявил, что нынешние санкции не влияют на это соглашение, и, в свою очередь, напрямую потребовал от Обамы прекратить расследование департаментом юстиции США деятельности банка BNP Paribas. За нарушение американских санкций в отношении Ирана, Судана и Кубы банку грозит небывалый штраф в десять миллиардов долларов. Такие меры "могут иметь экономические и финансовые для всей еврозоны последствия", сказал Олланд. Ранее министр финансов Франции Мишель Сапен предупредил, что дело BNP Paribas повлияет на переговоры по соглашению о свободной торговле между ЕС и США.
Франция не одинока в своем противостоянии. Вояж Обамы в Европу совпал с открытием расследования генпрокуратуры Германии по факту прослушки АНБ телефона Меркель. Обаму не ждет безоблачное небо в отношениях с союзниками. Тем более, после следующих заявлений: "Я иногда путаю Европейскую комиссию, Совет и Парламент (Европы)", — сказал президент на пресс-конференции в Брюсселе.
"Для Европы при всем понимании важности евро-атлантических, военно-политических, экономических связей, тем не менее, важно не потерять свое лицо и выступать в качестве самостоятельного центра силы, а это предполагает иногда какое-то несовпадение позиций. Это и дали понять Обаме: Америка не начальник Европы, а сильный партнер, который вынужден считаться с мнением европейцев", — сказал Pravda.Ru Сергей Федоров, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, кандидат политических наук.
"Это, безусловно, не начало конца союза, но это очередной кризис в отношениях США и ЕС, — прокомментировал ситуацию Pravda.Ru Владимир Шаповалов, директор Института политики, права и социального развития МГГУ им. Шолохова. — Этот кризис является естественным. Интересы США и ЕС достаточно сильно расходятся по целому ряду геополитических и геоэкономических вопросов. Это касается как отношений с Россией, так и политики в отношении Украины. Эти расхождения начались не сегодня, мы можем вспомнить, как Европа, европейские лидеры, голосовали против нападения США на Ирак в 2003 году. Подспудно в течение многих лет вызревают конфликтные ситуации, но мы должны понимать, что украинский кризис, конечно, не настолько важный и серьезный момент, чтобы привести к окончательному разрыву ЕС и США".
И все же, что надо сделать, чтобы помочь увеличить эту дистанцию? Это, безусловно, идти навстречу Европе в газовой проблеме, что сейчас и делается. Для этого "Газпром" и отодвигает принятие жестких мер по предоплате поставок газа Украине.
По всем последним действиям "партнеров" создается впечатление, что каждый уверен в своей правоте и думает, что мяч на стороне соперника. Россия ждет прекращения "карательной операции", а США и Европа — сдачи "террористов" в плен. И как-то никто не принимает во внимание мнение самих украинцев. Что называется, заигрались в геополитику. А там полное неприятие позиций друг друга и пролитая кровь. Поэтому настает момент истины для Путина. Или он рассчитает, что санкции не выгодны России и ее народу, или он почувствует свою ответственность за судьбу русского мира. "Я думаю, в случае крайней меры, крайней необходимости, можно прибегнуть к тому, что сейчас уже очень активно советуют некоторые политики и общественные деятели, то есть ливийский вариант, закрытие воздушного пространства над Донецком и Луганском для полетов украинской авиации, но это самый крайний случай, это случай самого жесткого развития конфликта", — сказал Владимир Шаповалов.
Читайте также:
Славянский полк идет в наступление
Украина: всякому времени довлеет злоба его
Бесполетная зона претит двуликому Янусу
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.