Президенты Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин подписали договор о создании ЕАЭС, который должен стартовать 1 января 2015 года. Главные принципы договора — консенсунс, поэтапность, привлекательность. Близкие по духу, истории, культуре страны формируют новый политический союз? Или это имиджевый проект Путина?
ЕАЭС — это уже третья, не считая СНГ, площадка сотрудничества на постсоветском пространстве с участием России. Чем отличается новый проект от ЕврАзЭс (Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан) и Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан)? "Если говорить о ЕврАзЭс, она была площадкой для культурно-гуманитарного правового содружества, которое позволяло сблизить интересы стран и готовить почву для экономических отношений, — сказала Pravda.Ru Аза Мигранян, руководитель отдела экономики Института стран СНГ. — Таможенный союз в большей степени был ориентирован на урегулирование только лишь торговых отношений. Именно ТС помог улучшить торговлю между странами, снизив торговые барьеры, и создает все предпосылки для единого рынка товаров, который только-только начал складываться в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП)".
Читайте специальный сюжет Тройственный союз - прообраз СССР?
Важно понять, что подписание договора о создании ЕАЭС это не политический, а экономический союз, который предполагает единый рынок товаров, услуг, трудовых ресурсов, стандартизированные формы регулирования, взаимодействия, общую макроэкономическую политику и так далее. Все решения должны приниматься на условиях консенсуса, если его нет, то отношения регулируются двусторонними договорами. Так, на сегодня, например, РФ удалось защитить свои позиции по рынку топливно-энергетических ресурсов (отмена таможенных пошлин будет происходить поэтапно), Белоруссия изъяла свободное обращение некоторых товаров. Правовая база будет разрабатываться до 2018 года и вплоть до 2025 года "мы будем поэтапно, последовательно, секторально отпускать регулирование, передавая регулирование от национальных в наднациональные органы", сказала Аза Мигранян. Эксперт предупредила, что эффект функционирования единого рынка мы почувствуем только после 2025 года. "Поэтапность перехода можно засчитывать как одно из достижений в области защиты именно национальных экономических интересов", — подчеркнула эксперт.
Читайте также: Вячеслав Тобух: Критика ЕАЭС в прозападных СМИ - это показатель правильности пути
Однако несмотря на чисто экономический характер подписанного договора, активно обсуждается и политический аспект. Прежде всего, это вопрос суверенитета стран-участниц. Президенты трехстороннего договора в один голос твердили, что данный договор не нарушает суверенитет трех вступивших в него республик. "В полной мере сохраняя государственный суверенитет, мы обеспечиваем при этом более тесное и слаженное экономическое сотрудничество и кооперацию, — сказал Владимир Путин. - Важное отличие евразийской интеграции от интеграции в ЕС в том, что здесь страны сами формулируют правила, сами формируют модель", — сказал Pravda.Ru Вадим Гигин, главный редактор журнала "Беларуская думка", белорусский историк, политолог и публицист. - В ЕС странам навязывают модель, выработанную кем-то когда-то. И там, даже на стадии подписания соглашения, идет через ущемление суверенитета. Здесь ничего подобного нет. Здесь все на добровольных началах. Страны сами формулируют правила, это их суверенное право и делание, в отличие от европейской интеграции".
Надо сказать, что эти опасения, конечно, прежде всего касаются Казахстана и Белоруссии, поскольку Россия имеет в ЕАЭС 80 процентов ВВП, населения и территорий, кроме того, присутствуют исторические аналогии с СССР. Так, этот аспект активно обсуждается на Западе в контексте призрака СССР, "который бродит по Европе". Что же, из договора были исключены такие вопросы, как общее гражданство, внешняя политика, межпарламентское сотрудничество, паспортно-визовая сфера, общая охрана границ, экспортный контроль и так далее", — подчеркнул заместитель министра иностранных дел Казахстана Самит Ордабаев. Но даже это не исключило опасений на этой почве.
Например, очевидно, что имея общий рынок труда, потребуется принимать интеграционные решения решений в области образования (признание квалификации), социального и пенсионного обеспечения. Эти вопросы, по настоянию казахстанской стороны, не были включены в данный договор, все здесь пока остается в формате двухсторонних отношений.
Критикуются на Западе также протекционистские торговые барьеры, защищающие рынок от проникновения импортных товаров. "Представителям среднего класса страны теперь приходится покупать произведенные в России машины низкого качества вместо тех, что импортируются свободно", — написал в прошлом году экономист Андерс Аслунд из вашингтонского Института международной экономики имени Питерсона. Но, господин Аслунд, ЕС в рамках своего союза делает то же самое в отношении товаров из РФ!
Читайте также: Аза Мигранян: Результаты действия ЕАЭС мы увидим лишь после 2025 года
Формальный уровень интеграции ЕАЭС сегодня сопоставим с уровнем интеграции Евросоюза в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Не является ли в связи с этим этот проект скорее имиджевым, как воплощение амбиций Владимира Путина, и не приносящий России конкретных результатов? "Россия получит большие выгоды в плане углубления интеграции на финансовом рынке, сказала Аза Мигранян, "что может позволить улучшить финансовую структуру рынка, дифференцировать инвестиционные источники и получить дополнительные возможности для вложений в странах ЕАЭС. А косвенно это может сыграть положительную роль для улучшения инвестиционного климата, что является на сегодня одной из главных задач России. Это позволит улучшить, в том числе, и политический имидж России.
Сразу после подписания Армения и Киргизия заявили, что подадут заявки на вступление в ЕАЭС в течение текущего года. Значит он привлекателен для других стран, единственно, что не надо торопиться, иначе это может привести к разочарованию и усталости, как было в СССР и теперь в ЕС. В рамках ЕАЭС можно и попробовать в будущем решить застарелые конфликты, например, решить карабахский вопрос, пригласив в Евразийский союз Азербайджан. В этом случае Карабах станет, так или иначе, субъектом Евразийского союза.
В заключение скажем, что не все на Западе называют ЕАЭС "неудачным проектом" и "призраком СССР". Так, например, в эфире радио France Culture французский писатель, журналист Эммануэль Тодд заявил, что Россия, в отличие от ЕС, сейчас выглядит привлекательно. "В России упала детская смертность, увеличилась рождаемость, миграционный баланс стал позитивным, население перестало сокращаться, безработица снизилась до 4 процентов, даже сельское хозяйство России вернулось на международные рынки. Мы были ослеплены этой дурацкой русофобией, или "путинофобией", если хотите, — и мы не заметили возвращения крупного игрока на международную и европейскую арену.
Читайте также: Может ли ЕАЭС превратиться в СССР?
"СССР возродить нельзя, никто этого не стремится сделать, но никто не может запретить близким по духу, по истории, по культуре, по экономике, по взглядам на жизнь странам строить интеграционное сообщество, - сказал Вадим Гигин. - Сближение этих стран пойдет и дальше, жизнь будет подталкивать к координации действий и в других сферах, политических, военных. И союзное государство России и Беларуси — это тот образец, в который нужно подтягивать и наш евразийский новый союз. Плюс важно, что свое желание присоединиться заявили Армения и Киргизия, я знаю, что и другие страны, причем не только бывшего СССР, cтремятся присоединиться к этому союзу страны Балкан, в Сербии. Все нужно делать поэтапно, не нужно здесь допускать никакой спешки, но и чрезмерного промедления быть не должно. Очень важно сохранить этот хороший темп и взаимное понимание, которое продемонстрировали лидеры трех стран на пути строительства союза".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.