Отметим, что еще с начала переворота, захвата власти в Киеве на юго-востоке началось выражение недовольства. В отличие от Крыма, они то затихали, то разгорались вновь. Но сейчас ситуация приняла серьезный оборот. Об отношении Крыма к событиям на юго-востоке рассказывает в эфире видеоканала Pravda.Ru глава крымского отделения "Офицеров России" Александр Щурик.
— Нынешние события на юго-востоке Украины привлекают к себе внимания больше, чем недавние в Крыму. Как крымчане реагируют на украинские события?
— С поддержкой. То есть основное настроение — это поддержка всего того, что происходит на юго-востоке, причем по нескольким причинам. Крым сплотило ожидание хаоса, который происходил в Киеве. Не дать возможность прийти этому бардаку в свой дом и сплотило людей, в первую очередь. Сейчас крымчане с волнением наблюдают за тем, как развиваются события на Украине. И, конечно, основное настроение — это поддержка.
Читайте специальный сюжет Украина на пороге гражданской войны
— Вы видели собственными глазами подготовку и проведение референдума в Крыму. Как это происходило?
— Впервые за долгое время проведения выборов в Крыму они проходили на большом душевном подъеме. Люди собирались с самого утра, еще до открытия участков. На некоторых участках люди, особенно ветераны Великой Отечественной войны, плакали от радости, что дожили, дождались этого события, счастливого дня. Ждали пока участок откроется, и вот прямо с самого начала открытия участков, и в течение всего дня люди шли нескончаемым потоком. Причем шли не просто сами, а шли c семьями, с детьми. Шли как на праздник — на лицах у всех были улыбки, радость. Поздравляли друг друга прямо на избирательном участке. "Офицеры России" действительно принимали участие, в том числе и в качестве наблюдателей на референдуме. А вот некоторые журналисты, особенно западных изданий, на некоторых участках крупным планом снимали урны, для того чтобы застать, когда же упадет бюллетень, в которой отмечено "за Украину". И таким вот образом в постоянном напряжении снимали эти урны в течение 4-5 часов. Потом уже, махнув рукой, разворачивались и уходили. Потому что единогласное мнение практически у всех крымчан. Этот единый порыв действительно показал такой фантастический результат, к которому многие относились со скепсисом. Но все, кто были там в этот день, не проявляли никакого сомнения.
Читайте также: Александр Кава: Украина стала объектом в противостоянии США и России
— А сейчас пытались ли члены вашей организации выдвинуться на территорию Украины и посмотреть, что там происходит?
— Организованно — нет. Но есть много друзей и товарищей в Крыму, Донецке, Луганске, Харькове, с которыми мы обмениваемся информацией. Фактически каждый день находимся на связи, созваниваемся, потому что все переживают, в первую очередь за семьи, за детей. Поступает много новостей с угрозами различных репрессий со стороны Киева. Появляются какие-то непонятные спецподразделения. Никто из их состава не хочет ни с кем общаться. Есть подозрения в том, что это не граждане Украины, а люди, которые не владеют ни русским, ни украинским языками. Это какие-то наемники, которых за деньги нанимают, чтобы они подавляли народные протесты.
— Ходят слухи, что людей будут просто истреблять. Многие просто в ужасе. Простые люди не знают, к кому обращаться и где искать поддержки. Что там сейчас делается? Какие меры можно принять?
— Непростой вопрос. Но офицеры, и в том числе офицеры, которые проживают на территории Донецкой, Луганской, Харьковской областей — это не те люди, которым можно просто так взять и сказать, что кто-то кого-то будет истреблять. Ребята готовы к тому, чтобы защищать свой дом, свои семьи. Поэтому, если кто-то собрался кого-то истреблять, то они на словах, конечно, все смелые. А до дела, если дойдет, так неизвестно, чем закончится. Поэтому не стоит накалять ситуацию и паниковать.
К кому обращаться, трудно сказать в такой ситуации. Потому что, в первую очередь, этот вопрос для самого народа, и все зависит от активности народа. Сейчас растет взаимная поддержка, происходит консолидация. Это порыв. Из других регионов идет информационная поддержка. В Симферополе существует каналы, похожие на интернет-телевидение, которые ведут каждый день трансляцию по поддержке юго-востока.
— Зрители спрашивают: "Как поступит Путин в связи с сегодняшней ситуацией на юго-востоке Украины? Чем грозит России ввод миротворческого контингента на юго-восток Украины. И решится ли Россия на это?" Как вы думаете?
— Я не могу сказать о том, как поступит Владимир Владимирович в данной ситуации. Зависит от международного права и оценки органов государственной власти Российской Федерации событий. Нормы международного права не позволяют вмешательство одного государства в дела другого государства. Это вопрос тех людей, которые живут на этой территории, в данном случае — коренных жителей этих областей, в том числе Донецкой и Луганской. Самый основной вопрос, который на сегодня, я думаю, волнует и Российскую Федерацию: насколько массовым является этот протест? В него вовлечено большинство населения юго-востока или это протест каких-то небольших групп? Пока не совсем понятно, сколько людей не хотят мириться и склонить головы перед сегодняшним киевским беспределом. Если в протестах будет принимать участие большинство населения, если люди действительно по зову сердца, по зову души, встанут на защиту собственных интересов, своих домов, своих семей, я думаю, поддержка обязательно будет.
Читайте также: Сторонники федерализации не приняли ультиматум новых властей Украины
— А как понять, действительно ли это мнение большинства? Референдум в таком хаосе провести невозможно. Наверняка проводить его никто не будет. Но что же можно предпринять? Ввод миротворческого контингента допускается международным правом. Может ли Россия ввести миротворцев?
— Согласен с вами. И если в международном праве есть какая-то зацепка, которая с юридической точки зрения помогла бы позволить Российской Федерации поддержать людей, не допустить беспредел и бандитизм, прямое насилие над людьми, такую возможность нужно рассмотреть и применить все возможные силы, чтобы ее использовать.
— Была такая интересная версия, что происходящее сейчас в этом регионе — предвыборная кампания Юлии Тимошенко, других кандидатов в президенты или их совместная. Ведь сразу после начала беспорядков Тимошенко прилетела в Харьков и говорила, что все в порядке, ситуация находится под контролем, может быть урегулирована, беспорядки пока еще есть, но могут затухнуть, как костер под дождем. Как вы думаете, возможно такое?
— Я хотел бы обратить ваше внимание на то, как поднимался Крым. Ведь он тоже поднялся не сразу в одночасье. На протяжении нескольких месяцев Крым вообще никак не был вовлечен вот во все эти события, которые происходили в Киеве. В Крыму-то ведь первыми поднялись ветераны Великой Отечественной войны, поднялись люди, в ком было сильно патриотическое воспитание. Они увидели опасность и одновременно поняли, что давнее ожидание воссоединения с Родиной возможно. Они дожили, они дождались. Именно эти движущие силы подняли людей, и люди безо всякого страха потерять какой-то комфорт, дорогую машину, какие-то условия или бизнес встали и пошли бороться. В Севастополе и по всему Крыму они пошли доказывать свое право жить и умереть на Родине. Именно это было первым шагом, детонатором. Это движение начало поднимать и вовлекать все больше, больше и больше людей, поддерживающих эти действия.
Каким образом происходят события сегодня на Востоке Украины? Это чья-то пиар-кампания, кого-то из политиков, местных элит или кого-то еще, я не могу сказать. Через некоторое время, может быть, узнаем, как все началось на самом деле. Но и сейчас еще там многие люди считают, что это их не коснется, как-то рассосется само по себе, каким-то образом исправится и не коснется его лично. Это один из самых главных принципов, по которому в такие процессы не вовлекается абсолютное большинство людей. То есть они по-прежнему живут и думают о том, что это все пройдет мимо.
Конечно, в центре крупного города может все кипеть, а на окраине кто-то по-прежнему выгуливает собачку и думает, о каких-то своих насущных вопросах, считает, что это все его не касается никаким образом. Но коснется в любом случае. Вопрос только как. Самое основное отличие заключается в том, что в Крыму движущей силой выступила консолидированная группа города-героя, в котором живет огромное количество ветеранов Великой Отечественной войны. И все, что происходит сегодня, — празднование победы в Крыму, празднование победы во всей России — это происходит благодаря тому, что наши дедушки и бабушки плечом к плечу выступили в защиту нашего будущего. Поэтому я хотел бы сказать: низкий поклон им и огромная благодарность.
— Как вы относитесь к тому, что сейчас планируется многих бойцов "Беркута" принять в российскую полицию? Прецедент достаточно интересный. Наверное, никогда так массово силовики одного государства не переходили в подразделения другого.
— Я бы не делил их по разным государствам. Я родился в Советском Союзе. И большинство членов "Беркута" тоже родились в Советском Союзе. И сегодня Российская Федерация воспринимается многими из них как Родина. Я раньше, будучи гражданином Украины, присутствовал на праздничных мероприятиях, которые традиционно проводят офицеры России. Когда звучал гимн России, он не воспринимался как гимн другого государства. Это гимн Родины звучит. И бойцами "Беркута" это воспринимается также. Они выполнили свой долг, совершили геройский поступок, причем без оружия. Власть там их сдала. Сегодня происходит их воссоединение с Родиной. Как у крымчан.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.