В марте-апреле в Мьянме проводится перепись населения. Ее задачи — не только достоверно установить количество жителей: сегодня никто не может точно определить численность населения этой далеко не маленькой страны. О том, как власти Мьянмы могут использовать результаты переписи, размышляет ученый Петр Козьма, который живет в этой закрытой стране.
— С 30 марта по 10 апреля в Мьянме проходит перепись населения. Почему ей уделяется так много внимания?
— Мьянма — это одно из тех государств мира, о численности населения которых можно судить весьма приблизительно. Оценки числа жителей страны варьируются от 47 до 65 миллионов человек. То есть, в зависимости от того, какая цифра признается более точной, Мьянма занимает 20-29 место в мире по численности населения. Правительство на основе своих методов подсчета утверждает, что в стране живет примерно 61 миллион человек.
— В чем причина такого расхождения в оценках?
— Последняя перепись в Бирме состоялась в 1983 году — то есть, больше трех десятилетий назад. Но и ее результаты многими ставятся под сомнение: в то время бушевали межнациональные конфликты на окраинах страны, и довольно значительная территория была неподконтрольна центральным властям. Естественно, никакой переписи там не проводилось.
Есть и политическая причина недоверия к той переписи: генералу Не Вину, который правил тогда страной, было нужно показать преобладание бирманцев над остальными национальностями в стране, чтобы закрепить их право быть "старшим братом" для остальных — то есть, государствообразующей нацией. Поэтому, по некоторым оценкам, численность бирманцев была изменена "в ручном режиме" — естественно, в сторону увеличения (по итогам переписи доля бирманцев составила почти 70 процентов). А методики нынешнего подсчета численности населения базируются на неточных цифрах предыдущих периодов (прежде всего, той самой переписи 1983 года) и на расчетах динамики рождаемости и смертности, тоже довольно приблизительных. Поэтому даже официальные лица Мьянмы признают сильную условность приводимой цифры в 61 миллион человек.
Читайте также: Мьянма: воюют цифры, льется кровь
— Как проходила подготовка к переписи?
— Информация о том, что такое перепись и зачем она нужна, публиковалась в средствах массовой информации. Кроме того, по всей стране были развешаны плакаты, билборды и перетяжки с эмблемой переписи (три человечка с поднятыми руками, раскрашенные в цвета мьянманского флага — красный, желтый и зеленый). Одновременно шла подготовка переписчиков. Фактически эта работа велась "с чистого листа" — как писали газеты, работники переписи 1983 года сейчас в лучшем случае уже пенсионеры, а кроме того, методика той переписи безнадежно устарела. Именно поэтому в подготовке нынешней переписи активно участвовали структуры ООН. Переписчиками стали 100 тысяч школьных учителей — что, в общем, вполне логично: учителя довольно хорошо знают свой район и его жителей, и они — грамотные люди, привыкшие к заполнению всевозможных формуляров. Им выдали отличительные знаки переписчика — специальные зеленые жилеты, значки, кепки. Кроме того, учителя обязаны ходить на перепись в своей униформе — школьные учителя в Мьянме на работе носят зеленую юбку и белую блузку. В целом правительство оценило затраты на перепись в 60 миллионов долларов — то есть, каждый переписанный человек обойдется примерно в доллар. Каждый житель Мьянмы должен ответить на 41 вопрос. Для каждого юридического лица сформулировано 11 вопросов.
— В чем отличие переписи в Мьянме от привычных нам российских переписей населения?
— Самое главное отличие в том, что участие в переписи для мьянманца фактически обязательно. В газетах публиковались специальные разъяснения по этому поводу. Например, за пару дней до переписи правительственная "Мьянма А-лин" напоминала: "Перепись должна быть обязательной, потому что правительству требуется собрать данные для наиболее полной реализации потребностей граждан". Поэтому переписчики обычно заранее оставляют в дверях граждан оповещения, в какой день и в какое время им следует быть дома. Как правило, с государством в Мьянме лучше не спорить, поэтому в назначенный час переписчиков обязательно будут ждать.
Другое отличие — гражданин в ходе переписи не сможет продемонстрировать свою оригинальность и креативность. Например, в России граждане в графе "национальность" указывали, что они — "хоббиты" или "эльфы". В Мьянме такое невозможно — здесь список национальностей исчерпывающий. В стране официально живет 135 национальностей — и нужно выбирать из этого списка. Вот именно поэтому мусульманские жители штата Ракхайн, известные миру как рохинджа, могут быть записаны в переписные листы только как бенгальцы, а значит — не как коренные жители, а как иммигранты с севера, из соседнего Бангладеш. То есть, вопрос заключается в том, будут ли они таким образом признаны гражданами страны, или продолжат считаться живущими на территории Мьянмы иностранцами.
— В средствах массовой информации появлялись сообщения о том, что именно это стало основным источником напряжения в ходе переписи.
— Да, это так. Ракхайнцы активно протестовали против того, чтобы рохинджа были в списке мьянманских национальностей. В свою очередь, правительство Мьянмы подвергалось сильному давлению со стороны международных организаций, чтобы рохинджа в этом списке все-таки появились. Со стороны зарубежных политиков звучали даже утверждения, что без включения рохинджа в список перепись не может быть признана репрезентативной. Как пишут мьянманские газеты, сами рохинджа в своих взглядах разделились. В основной своей массе они, видимо, абсолютно ничего не имеют против, чтобы их записали бенгальцами (тем более, что и не все они, как оказалось, знают, что они — рохинджа), но при этом оставили в покое и разрешили жить там, где они живут. То есть, фактически они соглашались на тот вариант, который предлагает им правительство Мьянмы. Но деятели, которые сами себя объявили лидерами этой национальной группы, и голос которых массово тиражируется за пределами Мьянмы, придерживаются иной точки зрения.
Читайте также: Мьянма: ислам и буддизм делят страну
— Какие еще опасения высказываются мьянманцами в связи с переписью?
— Нужно понимать, что перепись прямо связана с грядущими в 2015 году всеобщими выборами — списки избирателей будут формироваться на основе ее итогов. Поскольку многие районы страны закрыты для свободного передвижения граждан, существуют конспирологические предположения, что нынешняя партия власти, используя административный ресурс, "нарисует" тысячи несуществующих деревень, которые на следующих выборах послушно проголосуют за кого нужно.
Другое опасение — это то, что результаты переписи послужат основой для введения новых налогов. На сегодняшний день именно из-за отсутствия информации о точной численности населения, налоги платятся только в "узких" местах, где их можно контролировать — например, при попкупке недвижимости и регистрации прав на нее. Результаты переписи позволят скорректировать налогооблагаемую базу и дотянуться до тех, кто до сих пор жил в условиях налогового рая. Есть и опасение, что перепись будет способствовать эскалации межнациональных и религиозных конфликтов, поскольку по ее итогам будет точно известно, где и сколько живет представителей той или иной национальности или религиозной конфессии. И нет гарантии, что эта база данных не уйдет какой-нибудь заинтересованной в разжигании конфликта стороне.
— Вы говорили, что во время переписи 1983 года многие подконтрольные сепаратистам районы страны оказались недоступны для переписчиков, и это повлияло на достоверность результатов. Как сейчас обстоят дела?
— Сейчас ситуация качественно другая, чем тридцать лет назад. Еще в конце 1980-х годов правительству удалось подписать соглашения о перемирии с большинством сепаратистских группировок. Кроме того, даже среди тех, кто не любит центральное правительство, есть понимание того, что отказ от участия в переписи осложнит их сотрудничество с гуманитарными организациями (прежде всего, связанными с ООН). Логика проста: без информации о числе жителей у этих организаций не будет четкого понимания того, кому требуется помощь, и в каком объеме.
Перед переписью правительство опубликовало список территорий, расположенных в штате Качин и на севере штата Шан, где переписи не будет — это районы под контролем сепаратистов, или где есть угроза провокаций сепаратистов. Список, мягко говоря, не поражает масштабностью и состоит исключительно из деревень и ведущих к ним дорог. То есть, как подчеркивают представители властей Мьянмы, для 60-миллионной страны отсутствие сведений из этих мест вряд ли окажет какое-то значимое влияние на точность результатов в целом по стране.
— Когда ожидаются первые итоги переписи?
— Правительство обещало их обнародовать в июле 2014. Но окончательные результаты будут опубликованы в начале 2015 года.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.