Почему именно в Крыму кризис украинского государства достиг наибольшей степени? И насколько России необходимо и выгодно добровольное присоединение полуострова после предсказуемых результатов референдума 16 марта? Об этом главный редактор Pravda. Ru Инна Новикова беседует с профессором, деканом социологического факультета МГУ и президентом Российской социологической ассоциации Владимиром Добреньковым.
— Владимир Иванович, как вы считаете, события на Украине были ожидаемы?
— Я считаю — были ожидаемы. Главный вывод, который я хотел бы сделать из этих событий, показывает, что Запад во главе с Соединенными Штатами являются исключительно враждебными по отношению к России. Враждебность и ненависть к России носит патологический характер в полном смысле этого слова.
— Они заявляют о мире, о перезагрузке, о сотрудничестве.
— Нет, это уже надо говорить о двойных стандартах. И я бы назвал менталитет американца — патологическая шизофрения. Потому что везде они видят свои национальны интересы. Их интересы по всему миру — в Ираке, Иране, в Югославии, Судане, в Ливии и так далее, и так далее… Они не думают о том, что любая другая страна, суверенная и независимая, имеет свои собственные национальные интересы. Ну, как нам не иметь интересы, когда Украина — это практически бывшая территория Советского Союза. Там живут русские, украинцы — один и тот же народ. И Украина, точнее Киев, — колыбель русской цивилизации.
Конечно, это наши национальные интересы. Мы не можем быть безразличны. Почему ожидаемое? Ну, во-первых, события показали, что коррупция была очень высокая в структурах власти. Понимаете?
— Почему именно Украина? Почему не Молдавия?
— То что происходило на Украине, типично было во многих странах. И в Югославии, и в России они сейчас пытаются эти технологии проводить. Коррупция власти — значит, власть слабая и не имела никакогоавторитета. Янукович довел страну до того, что его стали ненавидеть практически все — правые, левые, центристы. И он уже просто не может реализовать все резервы власти. Это первое.
Второе, коррупция не только властных структур, но и коррупция вообще эшелонированная, когда многие чиновники, во-первых, без меры покупают дома, виллы, самое главное, — держат счета за рубежом, семьи тоже живут за рубежом. Это дает возможность Западу шантажировать, если этот человек не будет проводит нужную линию поведения. Еще одной причиной, может она и первая, это создание агентуры влияния.
— Через некоммерческие организации?
— Конечно, их на Украине очень много! Исследователи называют это — упустили. Западное финансирование формируют сознание определенных групп. И в таких кризисных ситуациях они начинают проявлять активность. Плюс, я скажу, помимо этих коммерческих или некоммерческих организаций, которые финансируются из-за рубежа, один из способов, который использует Запад, и это абсолютно доказано, они пытаются внедрять определенных личностей, как мы можем назвать их — агенты влияния — в структуры власти. Они помогают ставленникам сделать карьеру. Это типичный способ разведки Соединенных Штатов Америки, спецслужб Европы. То есть, если они кого-то завербовали, кто им понравился, они стараются его двигать.
У нас в России, я не буду называть имена, многие сделали карьеру, благодаря поддержки западных спецслужб, и в итоге сейчас занимают очень солидное положение в структурах власти. И до сих пор они, конечно, работают не ради национальных интересов России, а выполняют определенную волю. И народ о них знает, называет их имена. Но, к сожалению, часто и наша власть не реагирует на эти вещи.
— Двадцать лет назад Россия бросила людей в Крыму и не стала заниматься проблемами полуострова, хотя было очень много спорного в юридическом статусе. Я была в Севастополе в 1995 году, и я помню какая это была трагедия для офицеров-моряков. Прошло много лет антироссийской пропаганты, и для их детей, видимо, это уже не такая трагедия. Виновата ли в этом Россия?
— Правильно вы ставите вопрос: виновата ли Россия? Виновата Россия.
— Виновата Россия. Россия бросила?
— Потому что, кто тогда был у власти? Либералы, обслуживающие интересы и политику Запада. Тогда мы предали всех, ушли из международного пространства и потеряли авторитет субъекта международной деятельности, которого уважали и боялись. А Украина была предоставлена сама себе.
И я хочу сказать, вы вспомните мюнхенскую речь Путина. Это как взрыв бомбы был, когда Путин заявил, что Россия имеет полное право на выражение собственной позиции, на отстаивание своего собственного авторитета. Я считаю, что с приходом к власти Путина ситуация начала меняться. Больше появилось патриотического настроя. Больше положительного отношения к державности самой России, которая всегда была. И, конечно, сейчас мы видим, что у нас вырос национальный лидер, который выражает интересы многомиллионных масс.
Это проявилось и в ситуации вокруг Крыма, которая поднимает авторитет президента нашей страны. Исключительно поднимает роль России. После всех украинских событий, если все завершится успешно, многие страны, которые боялись диктата Соединенных Штатов Америки, воспрянут. Они, наконец, увидят, что есть страна, которая отстаивает свою позицию, защищает ее и не боится идти на риски вопреки мнению США.
— Владимир Иванович, 16 марта в Крыму референдум. Вы можете предварительно оценить, как люди будут голосовать? А вдруг получится, что они хотят все быть с Украиной?
— Я уверен, что Крым выскажется в поддержку России. Конечно, сейчас я могу только гадать, я не могу научные утверждения делать. Я думаю, менее 70 процентов не будет, 70-75 процентов выскажутся за Россию. Потому что там русские живут. Люди, которые корнями были связаны с Россией, историей, ветераны Великой Отечественной войны. Там люди хотят говорить на русском языке, а им запрещают говорить на русском языке. Школы закрываются русские. Ну как вы думаете, будут реагировать? Не исключено, что какая-то часть татарского населения будет против, но сейчас мы видим информацию, что и они достаточно лояльно относятся.
— В Крыму понимают, что им с Россией будет побогаче, чем с Украиной?
— Я думаю, народ делает трезвый вывод. Конечно, есть там, которые другую позицию занимают. И это надо признать. Вот я вам еще как социолог скажу: если большинство высказались, то, с моей точки зрения, его мнение и является нормообразующим фактором, формирующим законодательство, а референдум и есть выявление мнения большинства по важнейшим темам.
— Посмотрим на эту проблему с другой стороны. Те же социологи утверждают, что часть российских граждан не понимает, зачем нам Крым, когда очень много проблем внутри страны. Сейчас в социальных сетях ходит письмо от жителей Вологодской области, которые говорят: "Пожалуйста, не давайте денег Крыму, дайте денег нашей Вологодской области. У нас все плохо. У нас денег не хватает". И таких много.
— Это можно объяснить тем, что подобные мысли ограничены локальными, местными интересами, не государственного масштаба. Кто может оценить историческое событие, которое сейчас происходит? Человек, который масштабно мыслит, видит перспективу, что получит государство от того, что Крым будет российским? Там же у нас флот стоит, там же Черное море. Стоит только уйти, а ведь одной из главных целей американского вмешательства на Украину, это было денонсировать договор, выгнать оттуда флот. Там сразу будет американский флот НАТО. В течение тысячелетий Россия пробивалась к морям, русская кровь пролита там, в том числе и в Крыму, и мы просто так согласимся отдать? Эти люди — обыватели.
Я смотрю масштабнее. Крым — наша территория, раз. Там русский народ в подавляющем большинстве, два. Третье, самодостаточная в экономическом отношении область. Четвертое, получаем возможность построить там здравницы, получаем возможность отдыхать не в Турции, а в Крыму.
— Не все согласны с этими доводами. Вот как Европа их не слышит, так и эти люди не слышат.
— Я могу только сожалеть об этих людях, потому что они ничего не понимают в жизни и не знают, что им надо.
— Другой спорный момент, имеет ли Крым право проводить референдум?
— По этому поводу у меня тоже есть мнение. Если считать, что волеизъявление народа является главным проявлением власти в государстве или на территории, то мы должны признать, что воля большинства может стать, как я уже говорил, нормообразующим фактором, с которым надо считаться.
В этом отношении референдум в Крыму гораздо более соответствует нормам демократии, по сравнению с майданом, когда не известно кто, граждане-не граждане, избиратели-не избиратели на площади назначают правительство и исполняющего обязанности президента.
— Последняя информация: Луганск, Донецк, возможно, другие центры юго-востока тоже требуют референдума или как минимум федерализации…
— Я считаю, если Донецкая область, Луганская обратятся к России с просьбой, Россия должна оказать помощь. Только так. Я скажу, сейчас вопрос стоит — кто кого? Американцы — нас, или мы — их? Другого пути нет. Не надо думать о том, что вот эти переговоры только затуманивают мозги и отвлекают людей от решения конкретных домашних проблем.
Вы думаете, случайно Ярош ставит вопрос — вооружаться… Вопрос стоит ребром, понимаете? Если мы хотим защитить граждан Украины, которые не хотят принять этот фашизм, мы должны защищать. Они же, видите, что делают: народного губернатора Харькова арестовали, руководителя движения за Донецкую республику — арестовали, выкрали и так далее. Они же будут зачистку делать в полном смысле этого слова. То есть преследовать, убивать, сажать в тюрьмы и так далее.
Конечно, это будет террор по отношению к большинству населения этой страны. Люди хотят все жить! Они боятся за свою жизнь, за своих детей. Конечно, они могут замолкнуть, что называется, но это диктат будет, это не просто тоталитаризм, это диктатура будет, фашизм в чистейшем виде. И что мы должны молчать и молча смотреть, как рядом с нашей территорией, с нашими границами будет возникать фашистское государство?
Я считаю, мы не имеем морального права перед судьбой нашего народа отмалчиваться. Поэтому вопрос о возможности введения наших войск на территорию Украины для защиты интересов и жизни наших соотечественников? — может и такое быть. Более того я скажу, должно быть это!
— Дело же не в том, что скажет Запад, дело даже не в санкциях. Дело в том, что сделает Запад.
— А что они сделают?
— Я имею в виду военную угрозу.
— Войну они не начнут. Они не заинтересованы. От того богатства, в котором они купаются, они никогда не откажутся. А то, что у нас существует термоядерное оружие... Пусть они подумают немножечко. Они закрылись там за океаном и думают, что чужими руками могут загребать все, что можно. Они же используют Европу в своих собственных целях. Понимаете?
— Как щит используют, да?
— Да, как щит используют, это раз. Деньги они не платят, Европа платит Украине. А бояться этого нельзя, потому что решается судьба России. Судьба человечества решается. Они обнаглели до предела. В ранг государственной политики возведена ложь, цинизм, клевета и насилие.
— Ну мы с этим живем уже много лет.
— Почему Россия все время должна наклоняться? Гордость у нее есть вообще? Не надо бояться угроз. На угрозу всегда есть другая угроза. И Путин правильно сказал: "Вы санкции примените, и мы санкции применим". Никто от этого не выиграет.
— Что делать с референдумом в Крыму, если власть Украины его не признает?
— Она нелегитимная эта власть.
— А вот Америка считает, что Турчинов самый что ни на есть легитимный.
— Это безобразие. Вот американцы все делают для того, чтобы обострить наши отношения. Ведь они признают все то, что направлено против России.
Я одно хочу довести до сознания наших политиков. Надо откровенно говорить, что Америка всегда враждебной была и останется враждебной. Они преследуют только свои цели геополитические, и мы ничего сделать не можем. А мы базируемся на признании нелегитимности украинского правительства в соответствии с правовыми нормами. Правительство не избрано народом по Конституции. Это же неконституционное правительство. Исполняющий обязанности — неконституционно. Единственный законный президент — это Янукович. Он жив, здоров. Парламент тот, выбранный — он легитимный сам по себе. Единственно, что он сейчас находится под прессом, под давлением. И, конечно же, принимать решения адекватные реальности, он не сможет.
Я хочу сказать, что я все-таки надеюсь на благоразумие людей и Запада, и наших. Но самое главное не трусить и не сдаваться. Побеждает сильный. Слабых всегда били и бьют. Поэтому я хочу пожелать России и всем россиянам быть смелыми, мужественными, ничего не бояться. И когда мы все вместе, мы действительно победим. И не надо бросать своих — правильно — под лозунгом, который у демонстрантов. Единство, сплоченность — это обеспечивает успех дела и победу. Я верю в будущее России, я верю, что она будет такой Россией, которая поведет за собой весь мир. В этом ее историческая миссия.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.