Политический кризис на Украине набирает обороты, льется кровь, начались ожесточенные уличные бои. Но затянувшийся политический кризис грозит вылиться в экономический коллапс: ведь никакой внятной программы развития страны у майдановцев нет. Так ради чего протест — ради голода и холода? Ради гуманитарной катастрофы? Есть ли шанс на другой исход?
Кадры убийства Муамарра Каддафи, обошедшие весь мир, послужили страшным предупреждением: к власти в Ливии пришли вовсе не революционеры в том смысле, с которым слово "революция" ассоциируется у населения постсоветского пространства. Обезумевшая толпа, рвавшая еще живого, безоружного человека (кем бы он ни был), претендовать на звание "борцов за справедливость" явно не имеет никакого права. Представители США, видимо, не сразу поняли, что выпустили из бутылки страшного джинна, безжалостного ко всем, кто хотя бы на секунду покажется врагом. Вскоре толпа растерзала американского посла — не потому, что она вдруг прозрела относительно роли США в жизни своей страны. Убили просто так — как собаки рвут побежавшего от них человека. А ведь, казалось бы, ливийцы давно не относятся к отсталым народам: благодаря политике Каддафи в Ливии был самый высокий уровень образования во всей Африке. Получается, что безумие может захлестнуть любую нацию, превратив цивилизованных людей в сборище дикарей?
К сожалению, нечто подобное происходит сейчас на Украине. Даже если абстрагироваться от того, что украинский протест носит антироссийский характер, и посмотреть на ситуацию совершенно отстраненно, ясно, что с каждым днем ситуация все дальше уходит из конструктивного русла в сторону чистого хаоса.
Уже пошли новости по-ливийскому образцу — одному схваченному толпой "беркуту" отрубили руку и выкололи глаз, другому заложнику, еще живому, толпа выдавила глаза… Давно раздаются призывы "бить детей и жен" бойцов "Беркута"," а недавно в сеть попала похищенная база с личными данными и адресами всех беркутовцев. Львовского губернатора мятежники пытались принудить каяться перед толпой на коленях и просить прощения — он отказался, тогда нашлись желающие съездить за его семьей, чтобы он "был сговорчивее". Очевидно, что такое поведение "майдановцев" носит бесспорно преступный характер.
Тем, кто за революционной романтикой не видит реальности, стоит напомнить о том, что революция революции рознь. Одно дело, когда переворот продиктован действительно справедливыми целями, возглавлен адекватными политическими вождями и имеет конкретную программу дальнейшего развития страны. Так было, к примеру, в 1917 году в России. Конечно, была и Гражданская война — но что выгодно отличало большевиков, так это то, что отбивая у белых какую-то территорию, они устанавливали на ней порядок. Может быть, он устраивал не всех, однако хаос гораздо страшнее, это понятно всем. Большевики также прекрасно понимали, что выпускать энергию толпы раньше времени — очень опасно, поэтому до последнего сдерживали бурлящую массу петербургских рабочих, прежде чем решилась пойти в наступление. Это обеспечило относительно быстрый и бескровный переворот. Но они могли, имея разветвленную организацию, вооруженную доступной идеологией, предложить народу действительно альтернативный путь развития.
Понятно, что народ — основная движущая сила любых общественных преобразований. Но без адекватного руководства народ рискует превратиться в толпу. Есть большая вероятность того, что толпа будет еще смелее, чем организованные революционеры или солдаты. Именно смелостью сторонников Майдана сейчас восхищаются многие россияне — даже те, которые в целом осуждают идеи "бандеровцев". Но надо понимать истоки этой смелости. Разрушительные, свирепые инстинкты дремлют в каждом человеке. Поддаться им в обычной ситуации индивид не может, опасаясь общественного порицания и наказания. Но толпа дает людям ощущение безнаказанности, высвобождая самые страшные инстинкты. Нормальное состояние толпы — это ярость, толпа не дорожит своей жизнью, люди сливаются в единую биомассу. А сплачивает толпу именно то, что выступает против нее, противоречие между "мы" и "они" достигает критических показателей. "Мы" — всегда безупречны, "они" — враги. Безупречны, даже когда насилуют, пытают и мародерствуют. Купировать эти проявления способно адекватное политическое руководство, наличие которого и превращает толпу в революционеров.
Вся сложность украинского сценария заключается в том, что за отсутствием грамотных оппозиционных политиков, все действие превратилось в протест ради протеста — и на этой войне победивших не будет.
Вспомним, с каких требований начинался "Майдан"? С двух — вступить в Европейский Союз и дистанцироваться от Москвы. Говорят, что среди собравшихся очень много представителей киевской интеллигенции. Странно, почему же никто из этих, хочется верить, образованных людей не произвел элементарный экономический анализ, взвесив реальные преимущества союза с Европой. Их просто нет.
Только никого это не смущает — ведь толпа питается мифами, эмоциями. До суровой реальности ей дела нет. Ей мерещится, что вступив в ЕС, Украина сразу станет сытой и свободной Европой. Эти мифы, вброшенные в толпу подстрекателями, разрастаются и загораживают весь горизонт. Правда, сейчас уже и про Евросоюз как-то вспоминать перестали — некогда, видимо, за уличными боями.
Что же будет с Украиной, если они все-таки победят? (Сейчас, после того, как мятежники захватили оружие, этот исход исключать нельзя). Возможно, что политика Януковича была и далека от идеальной, но вопрос в том, смогут ли Кличко, Тягнибок и прочие "лидеры протеста" не только установить хотя бы какой-то порядок, но еще и исправить недочеты экономической политики Януковича?
Прежде всего, нет ясности, кто же именно возьмет власть в свои руки. В действительности "Майдан" крайне неоднороден по своему составу, организационный костяк составляют группы националистической направленности, футбольные фанаты. "Правый сектор", который характеризуют как довольно свободное объединение, не имеющее единого лидера. "Свобода", уронившая свою репутацию среди протестующих после того, как Кличко обвинил эту организацию в предательстве и сотрудничестве с властью. "Удар", возглавляемый самим Кличко, — эта организация тоже не пользуется неоспоримым авторитетом (все помнят, как Кличко облили из огнетушителя на Майдане). И множество других организаций, активизировавшихся в дни протестов.
Есть ли у националистов хотя бы какая-то позитивная программа дальнейшего развития Украины? Для чего они рвутся к власти? И чем закончится для страны их возможная победа, ведь лозунги про свободу на хлеб не намажешь. (Да и будет ли она, свобода? Пока что развитие ситуации наводит лишь на мысль о грядущей кровавой бане). И как будут делить власть многочисленные оппозиционные партии?
"Едва ли в нынешних условиях к власти придет парламентская оппозиция, которую якобы представляют Яценюк и Кличко. То, что сейчас происходит на западе Украины, свидетельствует о том, что большинство радикальных организаций, поставляющих боевиков на майдан, совершенно не устраивает этот вариант. Они будут настаивать на том, чтобы реализовать свой собственный сценарий. Но проблема, что все они плохо понимают, что и как потом делать — это один из самых слабых и уязвимых вопросов, потому что сейчас нет даже никаких намеков на существование какой-бы то ни было реальной программы дальнейшего развития. У них просто нет сценария выхода из сложившегося социально-экономического и политического кризиса.
Единственным экономическим требованием Яценюка и Кличко является присоединение к соглашению об ассоциации с ЕС. Собственно говоря, экономическая оценка этой инициативе уже была дана. В остальном требования Майдана сводятся к лозунгу "Банду геть!", то есть к одному — сместить существующую власть. Думаю, что в случае победы протестующих, ситуация на Украине еще больше обострится" — такую оценку дала возможному развитию "украинской революции" заместитель директора Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова.
Украинский эксперт по энергетике, экономист Валентин Землянский тоже дал весьма пессимистичный прогноз относительно перспектив украинской экономики после возможной победы "тягнибоков":
"Каждый день противостояния напрямую бьет по экономике и по перспективам. Речь идет об инвестиционной привлекательности страны, о национальной валюте. Сейчас трудно сказать, как быстро страна сможет восстановиться после этих событий. Пока ситуация даже не предполагает положительного исхода. Протестующие не обозначили никаких конкретных предложений по выводу страны из кризиса, ограничиваясь общими лозунгами, не имеющими никакого отношения к экономике".
Эксперт отметил, что даже в том случае, если повстанцы одержать верх, задолженность страны за газ никуда не денется, отношения с Россией и ЕС все равно придется как-то выстраивать, существующие контракты тоже никуда не растворятся, так же как и проблемы в торговле между Украиной и Россией. Если новая власть придет, ей придется решать точно те же проблемы, что и Януковичу.
"Для того, чтобы выправить украинскую экономику, необходим ряд радикальных реформ. А они связаны с временным ухудшением ситуации и уровня жизни. Это, прежде всего, — рост тарифов, на который украинские власти не решались уже лет двадцать", — добавил Землянский.
Трудно ожидать этих реформ от Кличко, Яценюка и прочих "руководителей" — судя по всему, в экономике они смыслят немного, во всяком случае, еще ни разу таких знаний не обнаруживали публично.
Что же будет с Украиной? Представить не трудно, так как перед глазами печальный пример Ливии, Туниса и Египта. Прежде всего, вряд ли новым лидерам удастся быстро навести порядок в стране, Украина погружается в хаос. Уже сейчас на улицах Львова и Киева появились группы мародеров, и никто из "соратников" даже не осудил эти действия. Не говоря уже о наказании. Никто не понимает, что не одергивая мародеров и откровенных палачей, повстанцы готовят для себя очень плохие перспективы — с одной стороны, развращая и превращая в животных своих сторонников, а с другой, — настраивая против себя часть населения. Ни о каком порядке на территориях, отбитых мятежниками, говорить не приходится — от банальных гор мусора (которые копились на майдане даже в дни затишья) до пыток и истязаний пленных.
А без порядка нет и экономики. Если Украина превратится в огромный очаг беззакония, то ситуация лишь ухудшится, и времена Януковича будут еще вспоминать с ностальгией. Инвестиционная деятельность заморозится, из экономики начнется отток средств. Если Ливия еще как-то перебивается за счет нефти, то у Украины нет ни нефти, ни газа.
Поэтому украинцы, послушавшие мантры про "свободу", "Европейский союз", "угнетателей-москалей" и отправившиеся захватывать власть, рискуют остаться у разбитого корыта. Уже сейчас начались перебои со снабжением в Киеве, с прилавков стали пропадать продукты, приостановились выплаты зарплат. Далее, если ситуация будет развиваться в том же направлении, можно ожидать на Украине гуманитарный кризис. Пока ситуацию еще удерживает Восток страны, где сконцентрирована большая часть производства. Но что будет, когда Восток Украины уже не сможет кормить беснующийся Запад?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.