Политика Германии многими в Евросоюзе рассматривается как жесткое продавливание своих интересов в ущерб остальным странам — членам ЕС. Есть даже подозрения, что кризис в ЕС — это проект ФРГ, а все для того, чтобы обеспечить себе экономический подъем (Еврокомиссия даже начинала расследование). И Берлин в своих планах останавливаться не собирается.
Европейская комиссия в конце 2013 начала расследование политики Германии из-за профицита платежного баланса этой страны. Это вызывает подозрения, так как в Германии экономика процветает, в то время как в других странах Европейского союза растет безработица и наблюдается промышленный спад.
С другой стороны, 8 января 2014 вице-президент Еврокомиссии Вивиан Рединг заявила, что есть необходимость "истинного политического союза" в виде Соединенных Штатов Европы с комиссией, которая бы выполняла функции правительства, и двухпалатным парламентом. Рединг пояснила, что речь идет о преобразовании ЕС в сверхдержаву. Кроме того, недавно Германия выдвинула предложения о создании банковского союза и общих вооруженных сил. Просматривается линия руководства ФРГ на усиление своей роли в Европе и становления как глобального игрока.
Читайте все материалы по этой теме в специальном сюжете "Германия в ЕС — партнер или диктатор?"
Политика Германии, ее социально-экономическая модель расценивается в ЕС многими как навязывание своих взглядов в довольно поляризованном сообществе. Так, например, если Греция отстаивает укрепление внутренней финансовой консолидации и стимулирование фундаментальных отраслей национальных экономик, то Литва видит развитие Европы в активной экспансии ЕС на постсоветском пространстве. В середине этой линейки мнений находятся страны Вышеградской группы — Польша, Словакия, Чехия и Венгрия, имеющие стабильные экономики и национально-ориентированные государства.
Совсем обособленно стоят Болгария и Румыния, которые только добиваются того, чтобы их слушали. Эта ориентированность зависит от позиций национальных элит. Либо речь идет о господстве евроатлантических связей (американо-европейское лобби), либо сильна лоббистская активность национального бизнеса. В первой группе находятся Германия, Франция, Австрия, Нидерланды; во второй — Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Хорватия, Испания, Италия, Греция. Правда, все больше стран из второй группы в связи с обширной приватизацией собственности, купленной проатлантическим лобби, переходят в первую группу.
Неудача проекта под названием "Восточное партнерство" вызвана тем простым фактом, что поляки работали не с немцами, а сделали ставку на собственные силы и проиграли. Поэтому скоро можно ожидать на Украине тихую ползучую экспансию транснационального капитала США и Германии, что будет совершенно невыгодно национально-ориентированным экономикам, поскольку это сулит отвлечение финансовых средств из евробюджета, предназначенных им для выплат в качестве всевозможных компенсаций.
Политические разногласия в ЕС накапливаются, поскольку при принятии и реализации решений доминирует точка зрения евроатлантического лобби и проводящей его политику в Европе Германии. Германия последовательно осуществляет план, который озвучил министр финансов Вольфганг Шойбле в интервью The New York Times еще в ноябре 2011 года. "Надо двигаться к централизованной Европе, зоны евро недостаточно. Нужен политический союз с избранием президента непосредственно народами", — сказал тогда Шойбле. Он заявил, что "к концу 2012 года или в середине 2013 года мы будем иметь все необходимое, чтобы укрепить и углубить политические структуры. Мы сможем достичь политического союза только в условиях кризиса".
Эту линию 8 января 2014 года поставила на повестку дня вице-президент Еврокомиссии Вивиан Рединг. Она заявила, что есть необходимость "истинного политического союза" в виде Соединенных Штатов Европы с комиссией, которая бы выполняла функцию правительства, и двухпалатным парламентом. Рединг пояснила, что речь идет о преобразовании ЕС в сверхдержаву, где роль национальных правительств и парламентов будет сведена к минимуму, наподобие той, которую играют местные советы в Британии.
Таким образом, экономический кризис в ЕС был организован Германией (вспомним слова Шойбле), чтобы спасти доллар и американскую экономику и обеспечить федерализацию Европы. Вот как это было сделано в Греции. В начале 2010 года немецкие банки Deutsche Bank, Bayeren LB и LBBW отказались предоставлять греческому правительству кредиты, затем занимающиеся государственным финансированием крупнейшие банки Hypo Real Estate и другие отказались покупать ценные бумаги страны. А Postbank перестал вкладывать инвестиции в эту страну.
Грецию под оплату процентов по долгам вынудили приватизировать стратегические государственные предприятия стоимостью 50 миллиардов евро, в частности, игорный монополист — компанию OPAP, а также монополиста в области нефтепереработки — Hellenic Petroleum. Полученные от приватизации средства Греция сейчас отдает МВФ в виде процентов, а фонд — американским хедж-фондам (в частности, Third Point), которые скупили греческие долги, естественно, не без инсайда. Продажа бондов позволила Third Point заработать порядка 500 миллионов долларов, пишет The Financial Times.
Хорошо заработала и Германия. По заявлению бывшего министра финансов Греции Эвангелоса Венизелоса на процентах по кредитам банки ФРГ заработали от предоставленных Греции заимствований 400 миллионов евро. Кроме того, Германия, что называется, "насильно" продает в Грецию свое оружие. Похожий метод финансового закабаления применялся Германией и по отношению к другим странам. В итоге сразу после нового года агентство Standard & Poor's понизило кредитный рейтинг Евросоюза с высшего — "ААА", до более низкого на один уровень — "АА+". А рейтинг Германии остался — "ААА".
Выяснилось, что есть слабая Европа и сильная Германия, которая не очень публично формирует по инициативе канцлера ФРГ Ангелы Меркель Трансатлантический торгово-экономический союз (ТТЭС) с США. Цель — предоставить евроатлантическому лобби европейские рынки (сюда входят и рынки ассоциированных с ЕС стран) для сбыта американской продукции. Создание ТТЭС будет ознаменовано растущей американизацией Европы, то есть уничтожением социального национального государства и понижением уровня оплаты труда. Украина в силу наличия емкого рынка сбыта очень нужна партнерам, не случайно все главные украинские оппозиционеры имеют поддержку от ХДС-ХСС, в том числе прямую финансовую.
Сопротивление в ЕС есть, но оно ничтожно и не на уровне элит, а в основном — на уровне социальных протестов. Именно последние на фоне снижения социальной защиты, безработицы, роста государственного долга, финансовых спекуляций на приватизации (сейчас из-за этого протестует Босния), коррупции могут привести Евросоюз к трагическому финалу. Национальные элиты это понимают и через националистические партии призывают ЕС реформировать. Сделать менее агрессивным в социальном аспекте и более жестким в отношении миграции. А также вернуть финансовый суверенитет странам, лишив Брюссель (то есть немецкие и французские банки) контроля над национальными финансовыми и экономическими системами.
Национальное лобби, например, очень сильно в Венгрии, где в 2013 году был национализирован Национальный банк и отстаиваются приоритеты национального государства. Премьер Виктор Орбан от партии ФИДЕС объявил о новом внешнеполитическом курсе, название которого можно перевести как "Лицом к Востоку". Недавно он предпринял вояж в Турцию, где подписал с Турцией соглашение о стратегическом партнерстве.
Перейдет ли нынешнее вялотекущее противостояние между Германией и странами, отстаивающими свой национальный суверенитет, в активную фазу- зависит от многих факторов и, прежде всего, от того, будет ли волна нового финансового кризиса. Недавно принят Банковский и Бюджетный пакты ЕС. Теперь все государства Европы, кроме Британии, должны утверждать свой бюджет в комиссии Европейского cоюза. Это значит, что государства будут спрашивать у Германии (у которой в руках печатный станок), как определять свои расходы и доходы, куда и сколько тратить.
К тем, кто этого делать не станет, будут применены санкции. Но даже если критическая масса отношений созреет и ЕС развалится, то Германия настолько обезопасила себя накопленными (за счет профицита бюджета и транзакций) в банках резервами, что будет единственно страной, которая выиграет от коллапса, согласно оценкам Центра экономических и деловых исследований Великобритании (CEBR).
"На самом деле Германии выгодно возвращение к немецкой марке, — сказал "Правде.Ру" Александр Камкин, заместитель директора Центра германских исследований Института Европы РАН. — Но евро это проект не только экономический, но и политический, и никто из немецких политиков, включая Меркель, которые себя ощущают общеевропейскими политиками, на это не пойдет. Но если придет вторая и третья волна кризиса, то немецким политикам придется выбирать — или они будут политическими трупами внутри, то есть будут пытаться сохранять евро в ущерб немецкой экономике, или политическими трупами в ЕС, если пойдут на сокращение зоны евро или отказ от нее".
Но политический труп — это явление временное, если через океан налаживается новый альянс — с США.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.