В Бишкеке прошла встреча на высшем уровне Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) — политико-экономической структуры, которую на Западе воспринимают как стратегического соперника в XXI веке. Встреча подтвердила, что такие опасения не безосновательны, если учесть участие в саммите такой мощной страны — регионального лидера, как Иран.
Помимо постоянных членов организации — России, Китая, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана в прошедшую пятницу в саммите участвовали делегации Ирана, Пакистана, Индии, Афганистана и Монголии, имеющие статус наблюдателей. Индия и Пакистан были представлены соответственно министром иностранных дел и советником президента страны по национальной безопасности, остальные — президентами своих стран .
По вопросу о положении в Сирии, стороны, в отличие от недавнего саммита G-20, были единодушны и не ограничились словами о "глубокой озабоченности". В итоговой декларации четко говорится о недопустимости "внешнего, в том числе силового вмешательства" в дела суверенного государства без санкции Совета Безопасности ООН. "ШОС поддерживает усилия по созыву международной конференции "Женева-2" и рассчитывает, что именно она заложит основу для примирения и нормализации ситуации в Сирии", — заявили лидеры государств.
Читайте также: Китай примеряет на себя шкуру Сирии?
Интересно, что в этот же день французский президент Франсуа Олланд собрал в Париже министров иностранных дел Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Иордании и договорился с ними укреплять сирийскую оппозицию в ее борьбе против режима Башара Асада. Эта коалиция, плюс Турция, согласились предоставить свои военные ресурсы для участия в американской интервенции. Так что "партнеры", как их любят называть российские руководители, тоже не дремлют.
Вернемся к саммиту ШОС. Здесь весьма примечательно участие иранского президента Хасана Роухани в ходе своего первого после избрания заграничного визита. Иран является ведущей политической силой на Ближнем Востоке, где противостоит наступлению ваххабитского государства — Саудовской Аравии, поддерживаемого США. Активное подключение Ирана к ШОС укрепляет национальную безопасность страны.
Имея по блоку таких партнеров как Китай и РФ — постоянных членов СБ ООН, Тегеран может координировать с ними свои действия, поскольку, в сущности, сегодня цель одна — не дать нанести военный удар по Сирии. ШОС так же дает Ирану, ставшему на Западе "изгоем", возможность воплотить в жизнь политику "нового регионализма", которую проповедует министр иностранных дел Джавад Зариф, утверждает Каве Афрасиаби (Kaveh L. Afrasiabi), эксперт по внешней политике Ирана в своей статье, опубликованный в Russia Today.
Но есть и обратная заинтересованность. В прошлом Иран играл конструктивную посредническую роль в конфликтах в Нагорном Карабахе и Таджикистане и, безусловно, может продолжать делать это, например, в отношении территориальных споров между государствами Центральной Азии — членов ШОС, полагает Афрасиаби. Добавим, что Иран вкладывает в экономику стран ШОС (особенно в Таджикистан) значительные средства, Китай завязан на иранскую нефть (20 процентов импорта), а РФ видит в Иране потенциального партнера для закупки ее АЭС (намечено строительство второй очереди в Бушере). "Мы в России знаем, что Иран — это наш добрый сосед. У нас очень большой объем сотрудничества есть и наверняка будет", — подчеркнул Владимир Путин после встречи с Роухани. Важно, что Президент России поддержал ядерную программу Ирана. "Исходим из того, что Иран, как и любое другое государство, имеет право на мирное использование атомной энергии, включая обогащение операций", — сказал Путин .
Это означает, что Путин будет стремиться каким-то образом смягчить санкции ООН, наложенные на Иран(в 2010 году) при попустительстве тогдашнего президента Дмитрия Медведева. Впрочем, Медведев сдал тогда не только Иран, но и Ливию — наших потенциальных союзников в регионе. Конечно, Роухани и Путин попытаются исправить ошибку и договорятся о поставке в Иран С-300 или аналогичных систем, которые могут стать лучшим ответом на пуски американских крылатых ракет типа Tomahawk. По сведениям газеты "Коммерсант" такое принципиальное решение уже принято.
Читайте также: США отреклись от всех повстанцев Сирии
Кроме того, для всех стран ШОС очень важен положительный опыт Ирана в борьбе с наркотрафиком, имея в виду предстоящий вывод американского контингента из Афганистана. Иран имеет протяженную границу с этой страной и сильное традиционное влияние в Кабуле, поддерживая силы (шиитов-хазарейцев и влиятельное таджикское меньшинство) не желающие возвращения к власти Талибана. Президент Афганистана Хамид Карзай признал на саммите, что армия его страны нуждается в оказываемой российской поддержке, и обратился к своему российскому визави Владимиру Путину с просьбой не прекращать ее. Просматривается четкий план урегулирования афганской проблемы.
Декларация, принятая в Бишкеке, призывает к согласованным усилиям по борьбе с международным терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и совершенствованию правовой основы для сотрудничества в этих областях. ШОС уже в этом году планирует начать в этом контексте сотрудничество между правоохранительными ведомствами государств-членов и наблюдателей. Сохранив влияние блока в Сирии и объединив силы на афганском направлении, ШОС может надеяться на стабилизацию обстановки в регионе. Остается принять Иран в постоянные члены. Многое зависит от позиции России, руководство которой боялось обидеть этим Запад и сидело на двух стульях, но обстановка резко изменилась и заставляет определяться.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.