Польша сполна припомнила Украине, как сотрудничавшие с гитлеровцами украинские националисты из ОУН-УПА 70 лет назад устроили полякам на Волыни резню. Поляки ясно показали: путь в ЕС для Украины лежит только через признание украинцами исторической вины. Причем не всегда справедливое и с огромными издержками для украинской государственности.
В последние дни напомнила о себе тяжёлая история отношений между украинцами и поляками в годы Второй мировой войны. Приехавшему на Украину почтить память погибших соплеменников президенту Польши Брониславу Коморовскому досталось от местных националистов.
Практически целый год в Польше проходят памятные мероприятия, приуроченные к 70-летию так называемой «Резни на Волыни». В 1943 году сотрудничавшие с нацистами подразделения Украинской повстанческой армии (УПА) - боевого крыла Организации украинских националистов ОУН - приступили к этнической чистке враждебных им поляков на Волыни. Им припомнили и длительное угнетение украинцев, и «несправедливое» заселение данной территории, и ещё много чего.
Командовал операцией по «зачистке» Волыни от поляков командир ОУН-УПА Роман Шухевич, которого бывший президент Украины Виктор Ющенко возвёл в герои. Правда, Виктор Янукович от подобного нововведения с чествованием такого персонажа отказался. Украинские националисты сожгли порядка 150 сёл на территории Волынской и Ровенской областей. Жертвами резни стали не менее 55 тысяч поляков. Вспарывание животов полячек, насаживание на кол поляков стали для украинских националистов обычным делом.
Естественно, что впоследствии ориентированная на прозападное эмигрантское правительство Польши Армия Крайова (АК) ответила террором на террор. Её бойцы уничтожали украинцев в сопредельных районах Польши - правда, размах и уровень зверств уступал тому, что творили Шухевич и иже с ними. Так или иначе, но в непростой истории отношений украинцев и поляков остается эта страшная страница.
Забыть случившееся на Волыни поляки отказываются. Мало того - когда в начале 2010 года боготворимый ими Виктор Ющенко объявил героем Украины идейного вдохновителя чисток, вождя ОУН Степана Бандеру, из Варшавы последовала крайне жёсткая и нервная реакция. Так что желание Польши «евроинтегрировать» Украину и совместно противостоять политике России - это одно, но забывать обидную и жестокую историю поляки и не думают.
В июне-июле власти Польши провели целый ряд мероприятий, посвящённых 70-летней годовщине трагедии. Недавно на открытии памятника жертвам волынской резни президент Бронислав Коморовский назвал события тех дней «одним из наиболее тяжелых и трагических испытаний польского народа в период Второй мировой войны», «преступлением с признаками геноцида». Спикер Сейма Эва Копач и лидер оппозиционного Союза левых демократов, бывший премьер Лешек Миллер пошли ещё дальше, назвав действия ОУЕ «геноцидом».
20 июня специальное заявление по поводу трагедии на Волыни принял Сенат Польши. Первый президент Украины Леонид Кравчук срочно приехал в Варшаву и просил убрать из документа слово «геноцид». В итоге сенаторы ограничились формулировкой «этническая чистка с признаками геноцида». Сенаторы оговорились, что стремятся к дружбе с Украиной, но она возможна «только на правде и совместном осуждении преступления».
11 июля пришло время голосовать за резолюцию депутатам Сейма. Перед началом голосования глава МИД Польши Радослав Сикорский призвал убрать из документа наиболее резкие слова, ибо они способны затормозить процесс подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Расчёт министра понятен: история - историей, но попытаться сблизить Украину с ЕС (читай - с Польшей) и ещё сильнее оторвать её от России нужно, во что бы то ни стало.
Дебаты в зале были бурными. Сторонники оппозиционных партий настаивали на слове «геноцид», и в итоге им не хватило всего 10 голосов, чтобы документ был принят в жёсткой редакции. Вслед за президентом Коморовским и сенатом польские депутаты сочли, что преступление 70-летней давности представляло собой «этническую чистку с элементами геноцида».
Читайте также: Волынская резня ссорит Киев с Варшавой
Продолжение истории последовало уже на Украине. 14 июля Коморовский прибыл в Луцк для участия в памятных мероприятиях, посвящённых трагедии. Виктор Янукович его не сопровождал, и правильно. Ни он, ни Партия регионов никогда не называли ОУН-УПА «героями», а Украина как государство - правопреемница Украинской ССР, а не самопровозглашённой, ориентированной на Третий рейх и никем не признанной Украинской соборной самостийной державы, которую желали создать Бандера, Шухевич и иже с ними.
Прозападно ориентированные «Батькивщина» и УДАР по поводу польских формулировок особо не возмущались. Для них вхождение в ЕС и связанные с ним отношения с Польшей всё-таки представляют особую ценность. А вот боготворящие ОУН-УПА националисты из движения «Свобода» сочли приезд Коморовского неуместным. Правда, организованных акций протеста они проводить не собирались. Но инцидент всё равно случился, да ещё какой.
После богослужения в луцком костёле Петра и Павла Коморовский вышел к людям, и тут молодой человек разбил о его пиджак яйцо. Вскоре выяснилось, что нападавшим был активист «Свободы» из Запорожья. Для него, видимо, священно всё, что связано с деяниями ОУН-УПА. И поминать «каких-то там» жертв Шухевича - кощунство. Во всём ведь якобы виноват СССР, и тут такое.
Заявления и действия руководителей Польши показали украинским политикам, что исторические проблемы существуют у их страны не только с Россией, но и с одной из держав Евросоюза. Мало того - история украинско-польских отношений существенно тяжелее, чем русско-украинских. И приём в Евросоюз отнюдь не будет означать автоматическое закрытие данного вопроса. Напротив, поляки потребуют разобраться с непростым прошлым даже если предположить, что Украину примут в ЕС.
Украинцы тоже могут выставить полякам множество исторических претензий-счетов. Парадокс же заключается в том, что достойный ответ Польше могут дать... только представители тех сил, которые ориентированы на Запад не столь однозначно или не ориентированы вовсе. Регионалы и коммунисты являются идеологическими противниками ОУН-УПА, и с ними полякам вроде бы проще. Но вот беда: они (в разной степени) не готовы порвать с Россией в той степени, в которой этого хотели бы в той же Польше.
Со «Свободой» всё ясно. Для неё враги все - и русские, и евреи, и поляки. А вот многие представители партий «Батькивщина» и УДАР, почтительно высказывавшихся об ОУН-УПА в части её борьбы с Советским Союзом, попали в трудное положение. Ведь эти «борцы за независимость» совершали преступления против всех подряд. Сказать, что с СССР, Красной армией и коммунистами они боролись правильно, а с поляками - неправильно, не получится. А обойти польские требования невозможно. Слишком уж в Польше любят себя и свою историю.
Так что если Украина хочет в Евросоюз - ей придётся пойти Польше на существенные уступки. А ведь одной «Резнёй на Волыни» дело может и не ограничиться. Поляки потребуют отказаться от героического освещения Богдана Хмельницкого, признать воссоединение с УССР Галиции и Западной Волыни в 1939 года «преступлением сталинского режима». А то и вернуть бежавшим с Украины потомкам местных польских жителей утраченную собственность. И в итоге под ударом окажется справедливость нынешних украинских границ...
История - штука непростая, и с ней лучше не шутить. Примирение с Польшей ради «светлого европейского будущего» способно обернуться для Украины очень большими проблемами. По крайней мере, примирение с антироссийской позицией. Выступая подобным образом, так или иначе, придётся опереться на идеи ОУН-УПА. Однако это вещь зыбкая, чем поляки с успехом и пользуются. Ведь отрицать факт резни поляков на Волыни в 1943-м невозможно...
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.