Вот уже несколько дней подряд в Турции продолжаются беспорядки. Начало беспорядкам положили протесты против ликвидации парка Гези. Однако митинги против вырубки деревьев быстро переросли в антиправительственные акции. Эрдоган рассмотрел во всем этом "руку неких агентов и провокаторов". При этом аналитики подобие "арабской весны" не предвещают.
С чего все началось?
Чтобы разобраться, что ждет Турцию, необходимо понять, с чего все начиналось. Официальным предлогом для массовых манифестаций, которые в ночь на субботу вылились в стычку со стражами порядка, послужил разгон пикетчиков, которые выступали против ликвидации парка Гези. Этот центральный парк расположен в районе Таксим. На его месте планировалось построить торговый центр. После получения разрешения на вырубку деревьев и снос парка от совета по охране природы и памятников культуры в парке появились бульдозеры. Для предотвращения начала вырубки в прошлый вторник в парке возвели палаточный городок. В нем дежурили защитники природы, общественные деятели и просто неравнодушные граждане.
Но в четверг полиция начала ликвидацию палаточного городка и разгон пикетчиков. Причем полиция делала это с помощью слезоточивого газа и водометов. К пятнице обстановка накалилась до такой степени, что десятки тысяч человек вышли на улицы Стамбула, выступая уже не против вырубки деревьев, а против разгона пикетчиков. Вслед за Стамбулом митинги начались в Анкаре, Измире, Хатае, Мармарисе, Адане, Месине, Тунджели, Батмане. В разных городах начали уже звучать антиправительственные лозунги. Местное телевидение почти не давало репортажей о происходящем. Узнать о происходящих событиях можно было через иностранные телеканалы и соцсети.
Центральные районы Стамбула — Таксим, Тарлабаши, Бешикташ, Гюмюшсую, Харбие — превратились в настоящее поле боя: полиция разгоняла митингующих слезоточивым газом, пластиковыми пулями и водометами, пикетчики бросали в сторону блюстителей правопорядка пластиковые бутылки, камни и дымовые шашки. Во время столкновений с полицейскими пострадали более трех тысяч человек. Только в Анкаре, по различным данным, были задержаны примерно 500 участников акции протеста, столько же были ранены. В Стамбуле полсотни демонстрантов пострадали, арестованы — более тысячи. Два человека погибли. Беспорядки продолжаются, и никто не может предсказать, чем они закончатся.
Акции протеста скоро закончатся
Так считает премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. Он также считает, что демонстрации организованы экстремистами. "Я уверен, что все наладится в течение нескольких дней. Сегодня ситуация уже более мягкая, расслабленная", — сказал Эрдоган. Он заметил, что дело совсем не в парке. "Данные события не связаны с парком Гейзи. Это люди, которые от выборов ничего не получили. Но я уверен, что здравый смысл все-таки восторжествует", — отметил Эрдоган. Тем временем турецкая разведслужба предупредила, что новые акции протестов могут закончиться гибелью протестующих из-за действий провокаторов, в частности, иностранцев. Власти изучили записи последних столкновений и пришли к выводу, что среди турецких экстремистов есть и наемники иностранных государств. Это примерно около тысячи агентов, чьи действия финансируются зарубежными разведслужбами. Эти люди — профессиональные провокаторы, получившие серьезную теоретическую подготовку, именно они и руководят выступлениями против полиции. Они присоединились к манифестантам и накаляют обстановку, передают спецслужбы Турции. Демонстранты сначала якобы защищали деревья, но потом открыли свое истинное лицо и начали требовать отставки правительства Реджепа Эрдогана, обвинив его в репрессиях против оппозиции, попытках исламизации Турции и ограничении свободы слова.
Увидит ли мир "турецкую весну"?
Некоторые эксперты успели уже окрестить беспрецедентную волну протестов, накрывших Турцию, "турецкой весной" по аналогии с арабскими странами. Площадь Таксим, с которой бунт и начался, поспешили окрестить "турецким Тахриром". Насколько реально в Турции повторение арабского сценария? Обозреватель издания "Радикал" Ренгин Аслан заявил, что сравнение турецких событий с "арабской весной" неправильно, поскольку в Турции другая структура государства.
Читайте также: Великая турецкая стена на границе с Сирией
В Турции власть выбирают на выборах. Но люди поддержали данную акцию ввиду отсутствия возможности демократической оппозиции. Поэтому виден явный протест против распространения запретительной и авторитарной логики", — заявил Аслан. Интеллигенция обвиняет власть в навязывании ей мнения по различным аспектам жизни: от сирийской политики до внутренних дел, в которых с каждым годом смещаются акценты от светскости к религиозности. Оппозиционеры пользуются общественным недовольством и стараются при этом заработать себе политические очки. Но тех проблем, которые были в арабских странах, в Турции нет. Поэтому и митинги здесь несколько иные. И говорить о начале "турецкой весны" явно преждевременно. По крайней мере пока.
Правительство в Турции весьма сильное и, следует отметить, очень эффективное. При нынешнем премьер-министре Турция за 10 с лишним лет совершила очень мощный прорыв. Люди это понимают и признают. В арабских странах многие жили бедно, поэтому и начали протестовать за свой карман. В Турции такого нет. Протестующие, по сути, от властей требуют только четкого исполнения доктрины Мустафы Кемаля Ататюрка, жестко фиксирующей светский характер государства. Также она ориентирована на соблюдение Турцией европейских ценностей в модернизации. Многие турки недовольно только одним — продолжающейся "мягкой" исламизацией Турции, которая выражается в реформе школьного образования, постепенном ограничении алкоголя, строительстве мечетей. А непродуманное решение властей построить на таком любимом стамбульской либеральной общественностью месте, как Гези-парк, очередной ТЦ, стало "последней каплей" терпения для светского населения страны.
Конечно, их демонстрации не приведут к такому развитию событий, которые были в арабских странах, но проблема все равно налицо. Возникшие из-за вырубки деревьев манифестации всего за один день переросли в серьезные антиправительственные выступления. Это факт требует от нынешней власти пересмотра долгосрочной стратегии и выработки политической гибкости. Тем не менее, турецкий премьер-министр Эрдоган имеет реальную поддержку в обществе, чего не скажешь о правителях ряда арабских стран.
Турецкая оппозиция слаба, в ней нет сильных лидеров, а также четкой цели для действий. Поэтому арабский сценарий Турции, по всей видимости, не грозит. В этом вопросе также нужно учитывать внешний фактор. Запад не заинтересован в дестабилизации ситуации в Турции, поскольку это ключевой союзник Европы и США в этом регионе. Для Вашингтона раскручивать "турецкую весну" означало бы ставить под вопрос всю свою многолетнюю политику на Ближнем Востоке. Европе дестабилизация Турции тоже не нужна. А других сильных игроков, способных реально свергнуть режим Эрдогана, просто не существует. Поэтому протесты, скорее всего, скоро закончатся и закончатся ничем. И никакой "турецкой весны" мы не увидим, по крайней мере, в ближайшее время.
Читайте также: Сирия открывает фронт на Голанах
Что будет дальше?
По всей видимости, митинги скоро прекратятся, но тревожный звоночек для Эрдогана все равно прозвенел. И с этим следует считаться… Иначе ситуация может повториться, но уже в более серьезном варианте.
Эрдоган может пойти на уступки в вопросе о парке Гези, так как этот вопрос имеет для него тактическое значение. Это очень мелкая ставка. Ключевая цель — стать президентом после ухода с поста премьера. Причем серьезных претендентов на это кресло вообще нет.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.