Перед Соединенными Штатами стоит непростая задача найти способ снабжения и поддержания афганской национальной армии и полиции. Несмотря на очевидное желание Америки выпутаться из затянувшейся войны, талибы, преступные группировки и повстанцы продолжают терроризировать большую часть территории Афганистана. Руководство Международных сил содействия безопасности полагает, что существенная помощь и военная поддержка будет необходима и после запланированного вывода американских войск в конце 2014 года.
Один из основополагающих этапов предполагает передачу полномочий афганской армии и полиции. Афганские национальные силы безопасности, как ожидается, возьмут на себя номинальную роль в планировании и направлении всех действий против повстанцев, которые, как говорят, составляют порядка 85 процентов населения страны. Хотя США и ряд других стран считают, что ANSF (Afghan National Security Forces) все еще далеки от эффективного руководства, командования, управления; логистики и медицинской эвакуации. Обучение военного персонала и афганской полиции проходит достаточно эффективно, но недостатки вряд ли будут устранены до 2014 года.
В конце концов, обеспечение будущего Афганистана, вероятно, станет более дорогим, чем предполагали в Вашингтоне, учитывая тот факт, что оборонный бюджет США был сокращен, а европейские страны НАТО должны соответствовать политике жесткой экономии. Начиная с президентских выборов прошлого года, представители администрации Обамы заявляют, что Америка будет настаивать на скорейшем выходе из Афганистана — к концу 2014 года, вывод войск должен быть полностью завершен и афганцы будут нести полную ответственность за свой завтрашний день.
Читайте также: Афганистан: войска уйдут, а базы останутся?
В связи с этим политологи отмечают, что в ближайшем обозримом будущем, демократическое правительство Афганистана по-прежнему останется коррумпированным и слабым, а за пределами крупных городов, таких как Кабул, Герат, Кандагар значительная часть страны не будет связана с центральным правительством. Вполне вероятно, что в такой ситуации талибы вновь смогут взять власть в свои руки.
Во многих сельских районах Афганистана комбинация местных, часто коррупционных интересов полевых командиров, наркобаронов, племенных вождей или повстанцев будут доминировать. Тем не менее, большинство деталей относительно вывода войск НАТО еще не были оговорены. В то время как Обама к концу 2014 года стремится к выводу оставшихся 63 000 американских военных, администрация США все еще ведет переговоры о стратегическом партнерстве с Карзаем, который настаивает на том, чтобы войсковые силы численностью от 5000 до 10000 человек остались в Афганистане. Талибы, как говорят, в общей сложности насчитывают около 30 000 боевиков, хотя в данной оценке никто не уверен. Из всех стран НАТО только Германия официально предложила предоставить военный контингент из 800 военных.
В докладе Специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана указывается, что афганцы так и не смогли предоставить точные цифры необходимого финансирования, с формулировкой "как ожидается", дефицит финансирования 2015-2024 годов может составить 70 миллиардов долларов и миллиарды долларов на дополнительные расходы. В свою очередь, Афганские официальные лица также заговорили о долгосрочных обязательствах, которые, по их мнению, являются единственным способом маргинализации талибов.
НАТО и талибы
Несмотря на перманентные заявления НАТО о том, что война против талибов в Афганистане будет выиграна, в текущем году наблюдалось резкое увеличение количества нападений повстанцев. Глава Международных сил содействия безопасности (ISAF) генерал Джозеф Данфорд отмечает, что, несмотря на существующие проблемы, есть вполне реальные факты, которые демонстрируют повышение уровня безопасности по всей стране. В их числе 8 млн. школьников против 1 млн. в 2001 году, 85 процентов афганцев получили доступ к базовой медицинской помощи против 9 процентов 2001 года. В парламент Афганистана вошли женщины, их численность составляет порядка 25 процентов от всех мест. Военные НАТО отмечают, что 80 процентов атак противника происходили в районах, где проживают менее 20 процентов населения, основные бои шли на севере провинции Гильменд и в западной части провинции Кандагар.
Читайте также: США сдают армию Афганистана нам на откуп
Становится все более очевидно, что афганцы уже не будет мириться с репрессивной политикой, навязываемой бывшим правительством талибов. Как уже отмечалось выше, афганские силы в скором времени примут на себя общенациональную ответственность за обеспечение безопасности населения страны. Тут нужно отметить, что некоторые аналитики, все же, менее уверены в способностях и мотивации афганских сил, которые страдают высоким уровнем дезертирства. Они предсказывают крах правительства, поддерживаемого Западом и возвращение к гражданской войне.
Президент Афганистана на содержании у ЦРУ
Согласно данным группы мониторинга Transparency International, Афганистан является самой коррумпированной страной в мире, наряду с Северной Кореей, Сомали и Мьянмой. Как бы в подтверждение данного факта совсем недавно появилась информация, что Хамид Карзай в течение десяти лет получал десятки миллионов долларов от ЦРУ.
В свою очередь афганские правительственные чиновники не собираются критиковать Карзая или обвинять его в личной коррупции, поскольку это может нивелировать усилия по продлению стратегического партнерства между США и Афганистаном. К тому же афганские политики утверждают, что репутация страны как безудержно коррупционной — преувеличена. Данная ситуация напоминают историю супружеской пары, где обе стороны надоели друг другу, но не могут найти повода для развода.
Нелегальная экономика полностью интегрирована в процесс глобализации, включая кредитные линии и транспорт. Карзай продолжает отрицать обвинения в личной коррупции, в том числе и о деньгах ЦРУ. Он настаивает, что большая часть этих денег была потрачена на государственных служащих и выплачена физическим лицам.
Читайте также: Ослабление США приведет к анархии?
В своем стремлении завоевать сердца и умы жителей Афганистана, политики Пентагона пошли еще дальше и давали наличные непосредственно американским офицерам для финансирования строительства скважин, школ и поликлиник. Ставка делалась на быстрые и видимые результаты, но средства, как правило, попадали в карманы власть имущим. По некоторым данным, USAID (United States Agency for International Development) потеряло около 90 центов на каждый доллар, направленный на определенный проект. Понятно, что слаборазвитая экономика Афганистана не предлагала возможностей для законной и выгодной инвестиции. Таким образом, большинство вложенных денег, в конечном итоге, вливалось в банки и недвижимость в эмиратах Персидского залива.
Как недавно выяснилось, часть денег ЦРУ шла на зарплаты полевых командиров и политиков, многие из которых имели связи с торговцами наркотиками, а в некоторых случаях, с талибами. Наличные, тем более, не подлежат надзору.
Стоит напомнить следующий факт: именно США наводнили Афганистан военными и фондами помощи, упуская процесс контроля. В результате чего операция "Несокрушимая свобода" плавно перетекла в операцию "Несокрушимая коррупция". Сегодня в Афганистане сильно не хватает социальных, политических и экономических изменений, которые могут создать в стране модель системы подотчетности, объективной оценки истории, культуры и политических реалий. Ключевые вопросы остаются без ответа. Каковы реальные сроки, кто будет принимать решения, каковы последствия, будет ли реальный процесс борьбы с коррупцией? Отсутствие ответов на них ставит под угрозу слабое правительство и создает риск того, что страна не будет двигаться вперед, а вернется к конфликтам и неопределенности, которая существовала десять лет назад.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.