Инспекция поезда Душанбе — Москва вице-премьером Дмитрием Рогозиным и главным санитарным врачом Геннадием Онищенко закончилась радикальным предложением временно запретить движение пассажирских поездов из Таджикистана в Россию. Однако потом высшие чиновники пошли на попятную. Очевидно, что Таджикистан надавил на самом высоком уровне.
Проверка поезда Душанбе-Москва была проведена в минувшие выходные. После инспекции Онищенко заявил, что "в пределах своих полномочий и компетенции мы будем запрещать эксплуатацию этого подвижного состава на территории РФ. Это означает прекращение движения". Рогозин был не менее грозен. "Этот поезд в принципе нельзя допускать на территорию России. Ощущение того, что это серьезная угроза санитарному здоровью всей нации… Техническое состояние поезда просто не выдерживает критики, оно удручающее. Такие транспортные средства на территорию приличных государств допускать невозможно",- сказал вице-премьер.
Накануне он же заявил, что жесткий заслон должен быть поставлен против тех, кто "ввозит в нашу страну оружие в виде героина, а также тех, кто пытается экспортировать в нашу страну экстремистскую идеологию, подрывающую основы нашего конституционного порядка".
Кроме того, "граница должна быть жестко захлопнута для всех тех, кто являются нелегальными мигрантами, кто топчет своими ногами правила и законы, которые мы установили в нашей стране с точки зрения миграционного законодательства",- заявил вице-премьер. "Россия подвергается нашествию героиновых банд, ведется откровенная война, причем в таких масштабах против нашей страны, что можно сравнить поступающие объемы героина с оружием массового уничтожения", — сказал Рогозин.
Читайте также: Саммит СНГ решает вопросы в кулуарах
После инспекции Рогозин и замглавы погранслужбы ФСБ Владимир Мочалов провели выездную сессию Государственной пограничной комиссии на станции Aксайская на границе с Таджикистаном. Мочалов присоединился к критике таджиков. "(Предлагается) Минтрансу России совместно с РЖД представить на рассмотрение Совета по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ соответствующий документ, направленный на приостановление железнодорожного сообщения с Республикой Таджикистан в том виде, в котором оно есть, до устранения выявленных недостатков", — сказал Мочалов. По его мнению, пассажирские поезда не только не отвечают санитарным нормам, но и регулярно используются для провоза наркотиков, а национальные паспорта граждан Таджикистана недостаточно защищены и не считываются российскими автоматическими системами контроля.
Таджикская сторона удивилась такой атаке. Усман Калантаров, первый заместитель главы ГУП "Таджикская железная дорога", назвал приостановку железнодорожного сообщения с РФ "чрезмерно радикальной мерой". По его словам, "в сотрудничестве с российскими коллегами все недостатки могут быть устранены, и для этого необязательно прибегать к столь радикальным мерам" — заявил Калантаров Русской службе Би-би-си. "Возможно, есть определенные недостатки в работе Таджикской железной дороги. Но удивляет время появления реакции российской стороны, озабоченной состоянием таджикских поездов, — сказал таджикский визави Онищенко Ахзам Мирзоев — Все эти поезда, десятки лет, при тех же санитарных условиях, много лет ездили в Россию, но раньше об этом никто не говорил, все молчали".
Разделим удивление Мирзоева по поводу времени появления реакции и ее нелогичности. Председатель Общероссийского общественного движения "Таджикские трудовые мигранты" Каромат Шарипов полагает, что Москва начала эпопею с поездом и загранпаспортами не ради борьбы с наркотиками, а с целью давления на излишне самостоятельного таджикского президента. "Это заранее запланированный механизм. Сегодня-завтра начнется предвыборная кампания в Таджикистане. Дружили они с Рахмоном 20 лет, сейчас они друг друга не устраивают. Страдать от этого будут простые люди, которые ждали, когда снег растает, чтобы на два-три месяца приехать в Россию и затем на эти деньги кормить семью год", — сказал Шарипов, цитирует газета "Эксперт".
Читайте также: США усиливают позиции в Туркмении и Киргизии
Однако во вторник, как только в прессе пошли многочисленные отклики, воинственный накал российских чиновников куда-то пропал. "Такого рода вопросы сотрудничества с Таджикистаном, как с партнером России по ОДКБ и СНГ, должны рассматриваться в духе партнерства, но при этом при безусловном уважении российского законодательства", — заявил вице-премьер. После каждого слова этого заявления в контексте предыдущих можно ставить Sic! Открестилась от инициативы и ФСБ. "Пограничная служба ФСБ России не была инициатором предложений, касающихся временного приостановления движения железнодорожного сообщения с Республикой Таджикистан и ограничений въезда пассажирских поездов, не соответствующих санитарным требованиям, так как это выходит за пределы ее компетенции" — сообщается в пресс-релизе организации. А кто же им был? Об этом в пресс релизе ни слова.
Очевидно, что руководство Таджикистана на самом высоком уровне попросило Кремль притормозить активность Рогозина, который пригрозил введением визового режима уже в 2013 году. Но посыл Таджикистану дан, он очевиден и связан с наркотрафиком. "Я думаю, что это проблема наркотиков, которые ввозятся на этих поездах. Поэтому мы так жестко выступили. Понятно, что ходить поезда будут, но таджикам будут поставлены очень жесткие условия. Чтобы не только мы здесь, но и они на выходе там у себя жестко контролировали. Надо контролировать, кто въезжает и что везет, а то ведь до половины поезда надо назад отправлять", — сказал Правде Ру. Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ.
Таджикистан имеет безвизовый режим с Россией в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). По данным Федеральной миграционной службы (ФМС) России, в стране работают более 1 миллиона таджиков, они отправили в прошлом году домой около 3,6 миллиарда долларов, согласно данным ООН. Но, учитывая нелегальный характер миграций и постоянный круговорот рабочей силы, эти цифры могут быть намного больше. Вероятно, подобные акции "устрашения", какие провели Рогозин и Онищенко и не нужны, но вопрос о визовом въезде граждан стран не входящих в Таможенный Союз надо решать раньше (и в этом с Рогозиным надо согласиться), чем предложил Путин — в 2015 году. И не торопиться принимать туда Таджикистан. И надо договариваться с ним не о контроле над поездами, а о полном контроле, полном закрытии границы с Афганистаном, как это было во времена СССР, и с участием российских пограничников.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.