Молодые пакистанцы не верят в демократию, предпочитая ей диктаторскую власть военных и законов шариата. Неслучайно за полтора месяца до первых демократических парламентских выборов в страну вернулся автор одного из военных переворотов Первез Мушарраф, а еще ранее — влиятельный религиозный деятель, известный клирик Тахир-уль-Кадри.
Опрос под названием "Следующее поколение идет к урнам" был проведен British Council среди молодых пакистанцев (5271 респондент) в возрасте от 18 до 29 лет. 94 процента опрошенных считают, что страна движется в неправильном направлении. Тридцать восемь процентов заявили, что законы шариата являются лучшей политической системой для Пакистана, а 32 процента выбрали бы для страны военное правление. Лишь 29 процентов респондентов предпочли бы видеть в Пакистане демократию. В 2007 году недовольных курсом страны было 58 процентов молодых людей. Но с тех пор не раскрыто убийство Беназир Бхутто, и правительство не в силах справиться с волной внутреннего насилия (против шиитского меньшинства) и внешнего, сепаратистского (со стороны движения Талибан и в Белуджистане).
Пока Пакистан является светским государством, но в Конституции уже записано, что государство построено на исламских принципах. А недавнее официальное распоряжение Центризбиркома обязывает каждого претендента на кресло в национальной или местной ассамблее уважать и защищать устои ислама как фундамент, на котором была создана страна. Так что до признания законов шариата основой законодательства страны осталось сделать небольшой шаг.
В предстоящих 11 мая выборах в парламент 30 процентов избирателей — это молодые люди опрошенной категории. "Исследование показало высокий уровень пессимизма и общее недоверие к власти",- сказал Расул Бакш Раис (Rasul Bakhsh Rais), профессор политических наук в Университете Лахора. Практически во всех областях жизни с 2007 года ситуация ухудшилась, особенно тревожит молодежь повышение цен на электроэнергию, продукты питания, ухудшение доступа к образованию, снижение общего уровня жизни. Смерть Беназир Бхутто в 2007 году привела на волне сочувствия к власти ее светскую Народную национальную партию (РРР), но выяснилось, что демократия не способна обеспечить ни одной из насущных проблем людей. Религиозная нетерпимость и сепаратизм находятся на рекордно высоком уровне.
Читайте также: Жителей Кашмира готовят к ядерной войне
Пакистанские талибы открыто предупредили три основные партии уходящего правительства — Пакистанскую народную партию (PPP), Народную национальную партию (APN) и Движение Муттахида Кауми (Единое Национальное Движение, MQM) о том, что будут встречать их предвыборные митинги террористическими атаками. Такие же предупреждения были посланы и оппозиции, в том числе Мушаррафу и Исламской партии (Джамаат-и-Ислами). И даже выдвиженец новой волны, легенда крикета Имран Хан, получивший прозвище "Хан Талибана" за якобы мягкое отношение к боевикам, теперь путешествует в пуленепробиваемом автомобиле. Можно ли считать выборы в такой обстановке демократическими? И не закончатся ли они, так и не начавшись, введением военного положения после крупного теракта на одном из участков? Тем не менее, о том, кто будет главными соперниками на выборах (если они состоятся), говорит заявление пресс-секретаря Госдепа США Виктории Нуланд. Она заявила, что правительство США поддержит любое из выбранных правительств, но упомянула, что конкуренцию РРР могут составить Пакистанская мусульманская лига, Наваз (PML, N) и ее лидер Наваз Шариф, "Техрик-и-Инсаф" (Движение за справедливость) упомянутого Имран Хана и Пакистанская мусульманская лига, Карачи (PML, Q), Первеза Мушаррафа. "У нас нет фаворитов среди пакистанских политиков и мы будем рады работать с теми, кто будет избран 11 мая", — сказала Нуланд.
Шансы на победу РРР (сегодня 121 место в парламенте из 336) не велики. Это чувствует и ее лидер Билавал Зардари (сын Беназир Бхутто), который отказался лично вести предвыборную кампанию из-за соображений безопасности и вылетел в Дубай. Некоторые опросы общественного мнения показывают, что партия Наваза Шарифа (91 место в парламенте) имеет шансы выиграть наибольшее количество мест. Но он за период работы на посту премьера (дважды) неоднократно обвинялся в коррупции и некомпетентности. В основе его вечного противостояния с РРР лежит конфликт между представителями крупной земельной аристократии южной провинции Синд (семья Бхутто) и деловыми промышленными кругами Пенджаба (семья Шарифов). Тем не менее, именно смерть Беназир Бхутто вернула Шарифа в политику, и он ненавидит следующего кандидата — Первеза Мушаррафа, который сверг Шарифа в военном перевороте 1999 года.
Мушарраф вернулся в Пакистан 24 марта, прожив в течение четырех лет в изгнании в Лондоне и Дубае, и надеется взять реванш за свое отстранение от власти. Против него в Пакистане возбуждено три уголовных дела, одно из них по убийству Бхутто, но это не мешает ему участвовать в выборах, будучи выпущенным по залог. Бывший президент предложил провести предстоящие всеобщие выборы под контролем армии. Он выразил надежду, что его партия (сегодня третье место в парламенте) будет иметь возможность создать коалицию с MQM .
Читайте также: Канадец рвется к управлению Пакистаном
Интересна своей неординарностью фигура Имран Хана, который выступил против традиционных политических партий страны, как бастионов коррупции. Он выражает интересы немногочисленного среднего класса (около 12 миллионов человек) и играет на любви пакистанцев к крикету. Его успех будет аналогичен успеху Виталия Кличко на Украине. The Times пишет, что Хан популярен среди молодых пакистанцев, он откровенно говорит о своей оппозиции военному сотрудничеству с США и, по сообщениям, имеет влияние на движение Талибан.
Если верить опросам, то в парламент пройдут и "Джамаат-и-Ислами", и другие исламисткие партии, представляющие "Муттахида Маджлис-и-Амаль" (Объединенный совет действия, MMA) во главе с клириком Фазлур Рехманом. Эти партии отвергают демократию и предлагают управлять страной в соответствии с законами шариата. Посмотрим, насколько увеличится их присутствие в парламенте, сейчас это всего 6 мест (2,2 процента).
Нуланд не упомянула лидера "Народного движения" клирика Тахира-уль-Кадри, организатора массовых акций протеста в Исламабаде в начале года. В пакистанской политике этот религиозный деятель участвует с 1990 года, но его канадское гражданство, вероятно, не позволит достичь значительных результатов. Однако в ракурсе упомянутого выше опроса у него есть и плюсы. По данным пакистанских СМИ, он является ширмой для военных, которые хотят сорвать выборы и вернуть страну к правлению выбранных ими "технократов". Считается также, что он имеет поддержку со стороны Запада, которому генералы, в случае их прихода власти, облегчат предстоящий вывод войск НАТО из Афганистана.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.