Военный конфликт в Корее возможен

Война в духе горы Пэкту начнется в марте?

Пятидесятилетнее мирное противостояние Севера и Юга на Корейском полуострове впервые практически перешло за грань объявления войны. Боевые действия, судя по обмену отнюдь не дипломатическими заявлениями между КНДР и Южной Кореей, могут начаться в любой момент после 11 марта. Итак, военный конфликт очень возможен. Примет ли он мировой характер?

7 марта Совет безопасности ООН принял резолюцию 2094, ужесточающую санкции против КНДР, включая запрет деятельности северокорейских банков и возможность проверять воздушные и морские суда КНДР при подозрении на провоз материалов для ядерного оружия. Этому акту не смогло помешать выдержанное в весьма жестких тонах официальное заявление безымянного высшего военного руководства КНДР (читай — лидера Северной Кореи и Маршала республики Ким Чен Ына) о выходе из всех соглашений о перемирии. И следующее заявление от 7 марта стало фактически декларацией об объявлении войны.

Читайте также: КНДР пригрозила прервать перемирие 1953 года

Северная Корея в этом документе констатирует, что начавшиеся 1 марта учения ВМС США, Южной Кореи, Австралии, Великобритании и Новой Зеландии с участием авианосной группы с сотней ядерных боеголовок на борту и стратегической авиации грозят агрессией против КНДР. С 11 марта, как следует из заявления, учения переходят в активную фазу, поэтому начиная с этой даты КНДР не только выходит из всех соглашений о ненападении, но и аннулирует совместную с Южной Кореей декларацию о денуклеаризации Корейского полуострова и закрывает горячую линию связи в Пханмунджоне. Северокорейские вооруженные силы будут открывать огонь в стиле духа горы Пэкту по любым целям в любое время и в любом месте. И — ударное: КНДР НИКОГДА НЕ ПРОПУСТИТ НЕПОВТОРИМЫЙ СЛУЧАЙ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЫ ЗА НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОССОЕДИНЕНИЕ. Даже по меркам особой, чучхейской дипломатии такая формулировка фактически означает без одной секунды объявление войны. Южнокорейское министерство обороны, впрочем, ответило с не меньшей дипломатичностью: если Северная Корея нанесет ядерный удар по Южной Корее, режим Ким Чен Ына будет стерт с лица земли…

Оставим в стороне рассуждения о том, что оказались несостоятельными надежды Запада на решающую роль швейцарского образования и любовь к западным гаджетам, долженствующим подвигнуть молодого лидера Северной Кореи на реформы в духе Горбачева. Видимо, северокорейский генералитет (а заявление сформулировано в абсолютно армейских выражениях) жестко контролирует внутриполитическую ситуацию и властные рычаги.

Подумаем, чем же может закончиться нынешнее противостояние? Военный исход возможного конфликта не столь очевиден, даже учитывая, казалось бы, несопоставимость оборонных потенциалов противоборствующих сторон. В схватке "один на один" Северная Корея с большой долей вероятности разгромит Южную Корею и без применения ядерного оружия. Мобилизационный потенциал Северной Кореи составляет около 11 миллионов человек (при населении 25 миллионов), в том числе, примерно два миллиона бойцов составляют сухопутные силы против южнокорейских 700 тысяч, 600 боевых самолетов против 200, 4000 против 2200 танков. 150 тысяч человек насчитывает северокорейский спецназ, признанный экспертами одним из лучших в мире. Причем, исключая, возможно, авиацию, технический уровень двух армий вполне сопоставим. И, конечно, примерно 20 ядерных зарядов с носителями, перехватить которые, ввиду кратчайшего подлетного времени, весьма затруднительно. Северокорейская армия, чтобы было понятнее, по разным оценкам, является четвертой-пятой армией мира и более чем в два раза превышает по численности Российскую армию.

Конечно, применение ядерного оружия по целям на Юге самоубийственно; роза ветров вернет смертоносную радиацию на север, однако атакуемым от этого не легче. Даже если будет использован мобильный военный потенциал США и их союзников, схватка не станет легкой прогулкой по типу ливийской. А ведь надо учитывать и позицию Китая, который сосредоточил на границе с КНДР пять полнокровных дивизий в 150 тысяч человек и в любом случае не останется в стороне от конфликта.

Так полыхнет ли? Вполне вероятно. Но, уверен, если это и случится, то дело закончится локальным конфликтом. США не дадут втянуть себя в малоинтересный, в общем-то, для них конфликт. КНДР выбрала чрезвычайно выгодный момент для того, чтобы заявить о своих правах на самостоятельность в проведении политики, в том числе, ядерной. США сейчас находятся в положении буриданова осла, правда, в отличие от него им приходится выбирать между тремя, как минимум, охапками сена. Израиль подзуживает начать военную операцию по нейтрализации своего основного на сегодня противника — Ирана, а для этого надо поддерживать сирийских мятежников — плацдарм-то для возможной антииранской операции необходим. Совсем тяжело и в Афганистане, где потери союзных сил резко возросли. Пакистан на грани антиамериканского срыва, оппозицию и власть в Египте объединяет только одно — враждебность к США…

Читайте также: Эксперт: северокорейская ядерная проблема заключается не только в КНДР

К тому же, разворачиваются процедуры секвестра, согласно которому, только в этом году сокращается почти на 50 миллиардов оборонное финансирование, по поводу чего уже начали бить тревогу в Израиле. Новые военные траты в то время, когда сокращаются социальные выплаты, — вряд ли такую роскошь может позволить себя администрация Обамы, стремительно теряющая в рейтингах избирателей.

Учтем и то, что Северная Корея — не Ирак, не Ливия и не Иран. Там нет нефти — главного стимула борьбы США за идеалы демократии. А каменный уголь, по запасам которого КНДР занимает первое место в мире, в структуре американской экономики не очень-то востребован и больших доходов не принесет. Словом, США, по логике, абсолютно не нужна очередная "черная дыра" военного конфликта, в которую утекают капиталы, жизни граждан и остатки международного авторитета США.

Читайте самое актуальное в рубрике "Мир"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Юрий Скиданов
Юрий Скиданов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить