Очевидных причин однодневного визита президента Франции Олланда в Москву вот так вот сразу выискать не удается. Знакомство с президентом Путиным состоялось в июне 2012 года, и тогда Олланд запомнился разве что призывами к немедленному силовому решению сирийского конфликта. Преобладает мнение, что 27 февраля Олланд приезжал в РФ в поисках инвестиций.
Однако экономика Франции это не экономика Кипра, где российские кредиты обсуждаются как спасительные. Кроме того, зависимость экономик друг от друга минимальна. Объем накопленных французских инвестиций в Россию в 2012 году был перед визитом скорректирован в сторону уменьшения и составил 9, 2 миллиарда долларов. Обратные инвестиции вообще уложились в скромные 190 миллионов долларов. Представляется, что визит был обусловлен необходимостью обсудить резко изменившуюся политическую ситуацию. Речь идет о вводе в январе французских войск в Мали и принятием месяцем ранее так называемого "закона Магнитского", по которому США ввели санкции против российских чиновников с "открытым" списком.
Франция стала первым кандидатом в Европе на принятие аналогичных мер. Не случайно глава фонда "Hermitage Capital" Уильям Браудер 13 февраля именно там запустил проект за присоединение Европы к "закону Магнитского". Перед визитом с письмом к Олланду (с просьбой поддержать Браудера) обратилась группа депутатов и сенаторов французского парламента. Давление на президента было оказано серьезное. "Западные руководители, посещающие с официальными визитами Россию, всегда сталкиваются с неразрешимым уравнением: как примирить интересы национальных компаний, актуальные международные вопросы и осуществление фундаментальных свобод, над которыми глумятся в этой стране?", — агрессивно писала газета Le Monde. Она даже предположила, что Олланду предстоит " оставить свой след в этом деликатном вопросе".
Другая французская газета Le Journal du Dimanche, предположив, что Олланд приехал в Россию искать источники экономического роста Франции, также не удержалась от агитации. "Россия плохо управляема, ее авторитарный и коррумпированный режим не дает гарантий соблюдения норм права и частной собственности", — предостерегла Мари Мандра, специалист по России из Центра международных исследований (CERI). По ее мнению, политические связи между двумя странами оказались в заложниках у французско-российских деловых кругов, что полностью устраивает Владимира Путина, "разделяющего" эти сферы, чтобы не отвечать на неприятные вопросы.
Читайте также: Францию объявили страной-банкротом
Однако Олланд предпочел "свой след" в словестном поединке с Путиным не оставлять. Это бесперспективный вариант, вспомним хотя бы провальную попытку канцлера Германии Ангелы Меркель, которую Путин обвинил в незнании российских реалий и фактов дела Pussy Riot. "Россия сделала для себя принципиальный выбор в сторону развития демократических институтов еще в начале 90-х годов. И Россия с этого пути сходить не намерена", — ответил Путин на вопрос о правах человека в РФ. "Не мне судить!" — прокомментировал Олланд, а потом заявил, что Париж не планирует принимать закон, аналогичный "акту Магнитского".
Действительно, это совсем ни к чему, учитывая, что РФ поддержала Францию в СБ ООН по кризису в Мали, не отменила спорный контракт на покупку вертолетоносцев типа "Мистраль" и оказала Франции помощь с выводом контингента из Афганистана. По этим же причинам сирийский вопрос в этот раз если и поднимался, то уже не так остро. Во всяком случае, об этом говорит ироничное заявление Путина: "Мне показалось, что здесь не только без бутылки хорошего вина, здесь без бутылки водки не разобраться сразу. Нам нужно будет еще посидеть и подумать".
Кроме того, Олланд (объективно) теперь не может открыто поддерживать радикальных исламистов в Сирии, если он начал борьбу против джихадистов в Мали. Представляется, что в его лице Саудовская Аравия и Катар потеряли главного сторонника интервенции в Сирию. Позиция же России остается логичной и по Мали и по Сирии — поддерживать легитимные правительства и избегать участия в интервенциях.
Благодушие французского президента не нарушил даже демарш Жерара Депардье, чье "дело" во Франции теперь модно представлять анекдотичным. В России Олланд высказался дипломатично в духе "художника всякий обидеть может". "Депардье — художник в своем роде, его правила жизни не подходят для среднего гражданина и даже президента Франции. Уверен, президент России сделал выбор, который не ущемляет наши интересы", — сказал Олланд.
Читайте также: Жерар Депардье: его ответ президенту
Буквально за несколько месяцев между Москвой и Парижем наметилось заметное сближение. Во Франции появилась новая должность спецпредставителя МИД по развитию связей с Россией. По убеждению занявшего этот пост сенатора Жан-Пьера Шевенмана, перед Францией стоит задача "догнать Германию в развитии делового партнерства с Россией". Он напомнил, что сейчас на долю ФРГ приходится почти 16 процентов российского рынка, тогда как на долю Франции — около пяти.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.