Нигерийское и сомалийское пиратство на сегодняшний день представляет для всего мира такую же угрозу, как терроризм. Морской разбой в XXI веке приобрел небывалый размах. Покончить с распоясавшимися бандами голодранцев, вооруженными автоматами и мачете, не могут ни местные власти, ни боевые корабли НАТО. Пираты представляют серьезную опасность для морского судоходства всего мира.
Украинских моряков освободили из нигерийского плена
В МИД Украины сообщили об освобождении трех граждан Украины, которые были захвачены пиратами у берегов Нигерии. О судьбе других моряков, находившихся на захваченном пиратами из Нигерии судне Armada Tuah, украинский МИД не сообщает.
Напомним, что 17 февраля 2013 года судно Armada Tuah, ходившее под флагом Малайзии, было захвачено нигерийскими пиратами. Помимо троих украинцев, на корабле еще были один россиянин и два гражданина Индии. Нападение произошло в 70 км от побережья Нигерии, в штате Байелса, богатом нефтью. За последние десять дней это четвертый случай пиратства в этом регионе.
Нигерийские пираты
Следует отметить, что в нефтеносной дельте реки Нигер действует группировка повстанцев MEND — "Движение за освобождение Нигера". Ее боевики нападают на государственные объекты нефтедобывающей отрасли, а также похищают иностранцев, которые работают в нефтяной промышленности, требуя потом выкуп. Подобные преступления могли совершить представители именно этой организации.
У берегов Нигерии и Камеруна тоже орудуют пираты, грабящие гражданские суда и похищающие людей. Александр Поляков, посол РФ в африканском государстве, охарактеризовал MEND как группировку, "которая представляет собой сложный конгломерат из разных групп — от идейных борцов за освобождение дельты Нигера до бандитов", занимающихся похищением людей.
Совет Безопасности ООН давно беспокоит проблема пиратства в Гвинейском заливе. На восточном побережье Африки, как правило, действуют небольшие группы вооруженных нигерийцев. Местные власти не могут повлиять на ситуацию, да и не особо пытаются, отметил Дмитрий Бондаренко, замдиректора Института Африки РАН:
"Ситуация в Нигерии очень сложная. У правительства много различных серьезных проблем, в первую очередь, политических, связанных с исламистскими группировками и забастовочным движением в стране. Кроме того, такие группы бандитов плохо контролируются и отслеживаются. Правительство неспособно эффективно бороться с пиратством".
Отметим, что в последние годы Гвинейский залив, освоенный нигерийскими пиратами, стал горячей точкой в морском судоходстве. По словам Александра Бодни, зампредседателя Российского союза моряков, пираты-нигерийцы в большинстве случаев не захватывают суда с целью выкупа, как это делают сомалийские пираты, а грабят экипаж и судовой груз. При этом зачастую жестоко обращаются с моряками. Ущерб мировой экономике от морского пиратства по разным оценкам составляет 7-12 млрд. долларов в год. Согласно данным Международного морского бюро, за 9 месяцев 2012 года пираты убили минимум шесть моряков, 448 взяли в заложники, 125 судов взяли на абордаж, 26 обстреляли и 24 угнали. Эти цифры говорят о том, что до полного искоренения пиратства еще очень далеко.
Как быстро побороть пиратов?
Как защищаться от современных пиратов, которые, используя быстроходные катера, могут действовать в тысячах км от берегов Африки, перекрывая, по сути, большую часть торговых путей? Если поступать с пиратами гуманно (сдавать их властям тех стран, гражданами которых они являются, а не убивать), то воевать с ними можно бесконечно, причем война все равно будет проиграна. Поэтому остается одно — наказывать по всей строгости.
Читайте также: Пираты Сомали: снова смертельные рейды?
Мировой опыт показывает, что пиратов можно победить эффективно и быстро. Когда пираты времен Древнего Рима в Средиземном море начали открыто угрожать судоходству, Гней Помпей уничтожил их стремительным натиском. После этого жизньвИмперии опять стала в этом отношении спокойной. Это было сделано благодаря тому, что в Риме в экстремальных условиях особо назначенному человеку давались особые полномочия до того времени, пока опасность не устранялась. Врагов, пиратов, бандитов можно было уничтожать любыми способами, не смотря на законодательство, которое возвращалось, как только опасность миновала.
Многие эксперты уверены, что абсолютная безжалостность к бандитам, которые нарушают закон, могла бы раз и навсегда покончить с морскими пиратами. Однако, США и многие европейские страны требуют от мирового сообщества соблюдать права пиратов и судить их традиционным судом вместо незамедлительной ликвидации. Но подобная гуманность вот уже долгие годы не может остановить проблему морского пиратства.
Международное сотрудничество в морской сфере
Ни одно государство в одиночку не сможет противостоять морскому пиратству. Это понимают все, поэтому многие страны сотрудничают друг с другом в этой сфере. Первым региональным межправительственным соглашением, которое было направлено на развитие сотрудничества в борьбе с морским пиратством, стало соглашение 14 азиатских стран. В рамках этого Соглашения в Сингапуре заработал Центр по обмену информацией между Брунеем, Бангладеш, Камбоджой, Индией, Китаем, Японией, Мьянмой, Лаосом, Филиппинами, Сингапуром, Республикой Корея, Шри-Ланкой, Вьетнамом и Таиландом.
Центр в настоящее время наладил выпуск ежемесячных сводок о случаях пиратства в странах Азии. В результате количество случаев пиратства в Азии уменьшилось на 26%, этому способствовало совместное патрулирование пиратоопасных акваторий.
Многие страны помогают друг другу бороться с пиратством. Так, французский спецназ в апреле 2009 года провел на побережье Сомали первую боевую операцию по освобождению тридцати заложников. Опасаясь утечки информации, бойцы спецназа не стали запрашивать у местных властей разрешения на "вторжение". Операция прошла успешной: 6 пиратов оказались в плену, пострадавших среди спецназовцев и заложников не было.
Есть чем похвастаться и России. Весной 2010 года БПК "Маршал Шапошников" смог отличиться: именно его отряд морских пехотинцев, высаженный с вертолёта и мотоботов, освободил захваченное пиратами судно "Московский университет".Но освобождение захваченных кораблей — это не самое главное, важнее предотвратить их захват. Поэтому в районе Африканского Рога патрулируют военные морские суда Франции, Испании, Германии, Италии, Голландии, Британии и других стран. Представлена и авиация — самолеты различных стран активно патрулируют местность. Такие меры немного отпугивают пиратов.
Защити себя сам
Многие судовладельцы и сами принимают всевозможные меры для борьбы с пиратами. Большим спросом пользуется привлечение частных охранных структур, которые предоставляют вооруженную охрану на борт судна либо конвой судов.
Многие иностранные судовладельцы помимо организационных мер используют и технические средства в борьбе против пиратов. Так, они оснащают свои корабли современными средствами пассивной защиты (акустическими пушками). Это устройство производит узконаправленный, пронзительный высокочастотный звук высокой частоты. Громкость этого устройства — 150 децибел, в результате этого пират получает болевой шок.
Более эффективным оружием считается микроволновая пушка, от действия которой у человека вскипает жидкость в клетках. Различные мировые компании разрабатывают специальное навигационное и следящее оборудование, которое можно устанавливать на обыкновенную лодку. После такой "модернизации" лодка станет настоящим шпионским судном, которое будет практически неуязвимым для пиратов. Управление "шпионским судном" осуществляется через компьютер.
Но эти методы позволяют несколько обезопасить морские суда, но не решают проблему пиратства в целом. Возникает закономерный вопрос Может, все-таки прибегнуть к методам Древнего Рима?
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.