Силами части украинской оппозиции тема Юлии Тимошенко, бывшего кандидата в президенты и дважды премьера, отбывающей семилетний срок, муссируется в информационном пространстве. Временами эту информационную волну удается погнать и за пределы Украины: западные СМИ, кто по привычке, кто с умыслом, пытаются вернуть внимание к уже "остывшему" сюжету.
И если для масс-медиа, имеющих вес в мировом информпространстве, повод должен быть более или менее значительным, для украинских СМИ годится любой пустяк. Получилось ли у Тимошенко принять душ; кто из посетителей к ней пробился, а кого не пустили; кто собирался к ней придти, но потом передумал; кто из врачей еще согласен ее лечить, а кому это уже надоело; мужчины или женщины-охранники следят за ней неотрывно в целях ее же безопасности… Согласитесь, таких информационных поводов можно набрать с десяток ежедневно.
Читайте также: На Украине произошла медиареволюция
Случаются, правда, и поводы, которым стоит уделить самое пристальное внимание. Например, в начале декабря ушедшего года так называемая Объединенная оппозиция (ОО) выдвинула заключенную Качановской колонии Юлию Тимошенко единым кандидатом на президентских выборах 2015 года. Выглядело это так. "Победа возможна, только если у нас будет единый кандидат, единая фракция и единая партия", — заявил народный депутат Арсений Яценюк, в прошлом лидер "Фронта перемен", а теперь один из соучредителей ОО.
Заявление Яценюка подытоживало заседание ОО, в ходе которого и произошло "выдвижение единого кандидата от оппозиции" [почему в кавычках, будет объяснено ниже — прим. ред.]. Такое решение поддержали первый заместитель главы партии Юлии Тимошенко "Батькивщина" Александр Турчинов, депутаты Николай Мартыненко, Николай Томенко, бывший министр обороны, лидер партии "Гражданская позиция" Анатолий Гриценко, представитель "Народной самообороны" Ирина Луценко (жена Юрия Луценко, бывшего министра внутренних дел, главы "Народной самообороны"), лидер "Народного Руха" Борис Тарасюк, представитель партии "Реформы и порядок" Владимир Бондаренко, лидер группы "За Украину" Вячеслав Кириленко.
На первый взгляд, список весьма внушительный — почти десяток фамилий лидеров групп, заместителей, глав и представителей партий. Опять же, может сложиться впечатление, что речь идет о консенсусе всей украинской оппозиции "преступной власти" относительно единой кандидатуры на президентские выборы-2015. Между тем, Объединенная оппозиция — это название предвыборного блока. Двумя главными его участниками являются партия "Батькивщина" Юлии Тимошенко (первый замглавы партии — Александр Турчинов) и "Фронт перемен" Арсения Яценюка.
Только эти два участника ОО имеют рейтинг, гарантированно превышающий 5-процентный проходной барьер. Кроме этих двух соучредителей к ОО перед выборами присоединился еще десяток политический сил "национально-демократического" свойства со средневзвешенным рейтингом около 1 процента на штуку. Сложно сказать, добавило ли это голосов связке "Батькивщина"-"Фронт перемен". Можно только утверждать, что никто из этого десятка в одиночку попасть в Раду шансов не имел.
Зато кроме ОО в украинский парламент с результатом выше 10 процентов уверенно прошли УДАР Виталия Кличко и бандеровско-русофобско-антисемитская "Свобода" Олега Тягнибока.
Учитывая, что ни Кличко, ни Тягнибок к идее выдвижения Тимошенко единым кандидатом от оппозиции не присоединились даже на словах, у них на этот счет имеется своя точка зрения. Мало того, внутри ОО не все так гладко в плане единодушной поддержки леди Ю, как это могло бы показаться, если судить по декабрьскому сообщению СМИ, о котором говорилось выше.
Например, Анатолий Гриценко на днях в интервью еженедельнику "2000" дал понять, что никто из партий-участниц фракции "Батькивщина" (она же — Объединенная оппозиция) по разным причинам сейчас не готов влиться в единую партию, что Яценюк с Турчиновым все решают сами (вдвоем, без учета мнения других членов ОО) и не хотят освобождения Тимошенко, а скорее имитируют борьбу за ее освобождение.
Но это все местная хуторская возня. Опыт последних лет показывает, что решающим фактором в избирательной кампании в некоторых новых независимых государствах зачастую становится поддержка (либо же неподдержка) кандидата Западом. Так было в случае с поддержкой неадекватного Михаила Саакашвили в Грузии. Аналогичным был сценарий раскрутки на пустом месте Виктора Ющенко, рейтинг которого как вырос из ничего в течение 2004-го, так и рухнул до ничего в считанные годы.
Читайте также: Автоэпитафия Ющенко
Как с поддержкой Запада дела у Тимошенко? На 25 февраля текущего года запланирован саммит "Украина-ЕС". За месяц до его проведения Брюссель подал Киеву следующий сигнал: у властей Украины осталось мало времени для решения дел экс-премьер-министра Юлии Тимошенко и бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко. Об этом заявила верховный представитель Евросоюза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон после встречи с министром иностранных дел Украины Леонидом Кожарой, сообщил в конце января официальный сайт Тимошенко.
"Сегодня я еще раз подчеркнула, насколько важно, чтобы Украина решила вопросы выборочного правосудия и предупредила их повторение", — заявила она. Верховный представитель ЕС, в частности, напомнила, что Совет иностранных дел Евросоюза в декабре в своих выводах определил четкие критерии и условия подписания соглашения об ассоциации и углубленной зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Кэтрин Эштон отметила, что на саммите "Украина-ЕС" 25 февраля будут обсуждаться достижения Украины в определенных ЕС ключевых проблемах. Иначе говоря, Киев получил от Брюсселя домашнее задание, а оценка, которую вскоре он получит, будет зависеть от того, насколько прилежно оно будет выполнено.
Формулировка "выборочное правосудие" свидетельствует о том, что Запад не настаивает на том, что Тимошенко сотоварищи невиновны. Ни США, ни Евросоюз такие тонкости не волнуют. "Четкие критерии и условия подписания…" также хорошо известны и не раз недвусмысленно озвучены — не только выпустить "политических заключенных" на свободу, но обеспечить их участие в выборах.
Читайте также: Анекдотичные отношения Януковича и ЕС
Однако обеспечение участия в выборах и организация победы на выборах — как говорят в Одессе, две большие разницы. Президентом Юлии Тимошенко уже не стать. И не потому, что Объединенная оппозиция выдвинула ее единым кандидатом только на словах, оставаясь себе на уме. Не потому, что широкая оппозиция (помимо ОО, УДАР и "Свобода") имеет своих кандидатов на президентский пост. Не потому, что Тимошенко якобы тяжело больна. Не потому, что она еще отбывает прежнее наказание, а уже подозревается в соучастии в умышленном убийстве. А потому, что Запад списал ее в утиль еще в 2009 году.
Еще десять лет назад было понятно, что леди Ю предпочитает действовать по принципу "или грудь в крестах или голова в кустах", и на определенном этапе это Запад устраивало, пока она была вторым человеком при Ющенко. К слову, сейчас-таки ее голова совсем недалеко от кустов. Поворотным моментом в отношениях Тимошенко с Западом был отказ МВФ от выделения очередного транша. И это в условиях разразившегося кризиса и в разгар президентской кампании!
Западу стало очевидно, что кандидат в президенты Тимошенко из разряда женщин из украинских селений, что слона на скаку остановят и горящую избу пропьют. Их можно использовать в некоторых рискованных миссиях, но на посту главы государства, находящегося под внешним управлением, такие персонажи неудобны. С другой стороны, понятно, что если озверевшая украинская Жанна д'Арк, не ровен час, вырвется на свободу, то всем ее нынешним врагам небо покажется с овчинку. В таком направлении ее темперамент еще вполне может быть использован.
Беда бывшей "газовой принцессы" в том, что она не согласна быть обычной столбовой дворянкой. Только владычицей морской! Ну или на худой конец королевой. Но такой сценарий недопустим для всех, и для Запада, прежде всего. За исключением варианта, если решено будет развязать на этой территории войну.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.