В 2013 году исполняется 10 лет с начала военной операции США и Британии в Ираке, завершившейся падением режима Хусейна. Победа союзников над плохо вооруженной иракской армией не стала неожиданностью для большинства наблюдателей. Но сохранение иностранного военного присутствия в стране неизбежно должно было привести к росту народного сопротивления.
Десять лет спустя после начала американского вторжения обозреватель The Independent Джон Кемпфнер называет войну в Ираке одним из величайших фиаско внешней политики в нашу эпоху. Сегодня мало кто верит, что свержение Саддама Хуссейна посредством иностранной интервенции, породившее хаос и гибель мирных жителей, было оправдано. Следовало бы проанализировать ошибки Буша и Блера, чтобы выработать механизмы принятия решений о внешнем вмешательстве в экстремальных ситуациях, вызванных нарушениями прав человека.
В Соединенных Штатах никто не заинтересован в развязывании новых войн после того, что случилось в Ираке и Афганистане. Согласно недавнему опросу Washington Post-ABC News, американская общественность не желает использования силы в политических целях. Однако если Асад применит химическое оружие против своего собственного народа, мнение американцев может в корне измениться. В то же время Великобритания не сможет принять полноценного участия в операции в связи с сокращениями военного бюджета, и, скорее всего, ограничится поддержкой ВВС, если потребуется.
США сохраняют военное превосходство, но президент Обама знает, что, по крайней мере, сейчас любые военные действия сопряжены с такими рисками, которые перевешивают разочарование, вызванное бездействием, — продолжает Кемпфнер. События в Ираке имели резонанс на Ближнем Востоке и могут повториться в Сирии. Напомним, что 1 мая 2003 года США официально объявили о завершении военной операции в Ираке и победе коалиционных сил.
Читайте также: Оружие РФ для Ирака: суета вокруг контракта
Американский президент Джордж Буш младший произнес речь на борту авианосца "Авраам Линкольн", в которой возвестил о победе союзников над тиранией Саддама Хусейна. В ближайшие годы военные собирались продолжить поиски неконвенционального оружия и приступить к восстановлению разрушенной инфраструктуры страны. Так или иначе, коалиционные силы остались в Ираке на неопределенное время. В мае 2003 года, после завершения блестящей операции "Свобода Ирака", трудно было предположить, что американская армия на многие годы задержится на этой земле.
Более того, к началу 2008 года американский контингент был увеличен до 160 тысяч человек. В то же время потери коалиционных сил резко возросли: за год были убиты 952 военнослужащих США, более шести тысяч получили ранения. Тогда казалось, что иракская война не закончится никогда. Однако после избрания президентом США Барака Обамы началось поэтапное сокращение военного присутствия в Ираке. К августу 2010 года все американские боевые части покинули страну, хотя численность служащих военного персонала все еще составляла 50 тысяч человек.
Наконец, 15 декабря 2011 года было объявлено о завершении миссии армии США в Ираке, длившейся без малого девять лет. Военное ведомство США обнародовало данные о безвозвратных потерях американской армии, которые составили 4487 человек. Если количество жертв в рядах коалиционных сил хорошо задокументировано, потери среди мирного населения и повстанцев сложно подсчитать ввиду отсутствия надежных официальных источников. Все расчеты и выкладки по иракским жертвам вызывают бурные споры. По данным из ряда источников, к июлю 2010 года количество жертв среди мирного населения колебалось между 97 461 и 106 348 человек.
В 2006 году главой правительства Ирака стал Нури Аль-Малики, выдвинутый на пост премьера "Объединенным иракским альянсом" (ОИА). Парламентские выборы, прошедшие в марте 2010 года, принесли коалиции Аль-Малики второе место, что позволило ему остаться на посту премьер-министра. После завершения войны правительство шиита Аль-Малики начало проводить самостоятельную внешнюю политику, не оглядываясь на мнение США и их союзников. Очень скоро Багдад оказался вне сферы влияния Вашингтона.
Читайте также: Ирак, Сирия, Египет: столкновение цивилизаций
Ирак довольно жестко реагирует на односторонние действия Анкары в Северном Ираке, требуя прекратить трансграничные операции против боевиков РПК. Кроме того, в сентябре 2012 года Ирак предложил собственный план урегулирования сирийского конфликта и выступил против любых вариантов силового решения. Иракское правительство делает все возможное, чтобы вернуть стране статус региональной державы, утраченный после падения старого режима. В ближайшие годы роль Багдада в региональных делах будет только возрастать, — полагают эксперты.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.