По итогам нескольких парламентских кампаний кряду Партия регионов становится крупнейшей фракцией в Раде, но снова не имеет и простого большинства, не говоря о конституционном. Как и ожидалось, "регионалы" ухудшили свои позиции на юго-востоке страны, их базовом электоральном поле, но не компенсировали потери успехом в центре и на Западной Украине.
Я сделаю им предложение, от которого они не смогут отказаться.
Марио Пьюзо. "Крестный отец"
Ставка на изменение избирательного законодательства также не сыграла, как на то рассчитывали провластные политические силы. Заметно лучший результат Партии регионов в одномандатных округах в сравнении с итогами голосования по партийным спискам не обеспечил партии власти необходимых 226 мандатов из 450-ти. Зато вызвал, возможно, не лишенные оснований подозрения в активном применении административного ресурса.
Как результат, "регионалы" так и не смогут проводить через парламент согласованные внутри фракции решения в одиночку, без помощи других парламентских политических партий. Включая такой во многом технический, но неотложный вопрос, как утверждение кандидатуры главы кабинета министров.
Читайте также: Янукович теряет своих, не приобретая чужих
Какие существуют варианты устойчивого парламентского большинства в Верховной Раде последнего созыва?
Состав вновь выбранного украинского парламента выглядит следующим образом. Фракция пропрезидентской Партии регионов насчитывает 185 депутатов, Объединенной оппозиции "Батькивщина" — 101, УДАРа Виталия Кличко — 40, "Свободы" Олега Тягнибока — 37, Компартии — 32. По мажоритарным округам в новой Раду прошли три представителя партии "Единый центр" Виктора Балоги, два кандидата от Народной партии Владимира Литвина, один — от Радикальной партии Олега Ляшко, один — от крымской партии "Союз". 43 депутата прошли в парламент по мажоритарным округам как самовыдвиженцы.
Еще пять мест в Раде остаются вакантными, так как в пяти мажоритарных округах назначены перевыборы, которые пройдут через несколько месяцев. Победителями на этих участках станут, вероятнее всего, представители оппозиционных партий.
Простая арифметика свидетельствует о том, что для простого большинства "регионалам" не достает как минимум 41 парламентских штыка, а для устойчивого большинства — еще больше. Новый регламент Рады не требует, как было прежде, создания коалиции путем достижения долгосрочного соглашения между фракциями, оформленного на бумаге.
Здравый смысл, однако, подсказывает, что неразумно полагаться на возникновение ситуативного большинства для решения каждого вопроса. Высока вероятность того, что парламент будет работать вхолостую.
Вместе с тем, "Батькивщина" шла на выборы под лозунгом "Мы их остановим!", Кличко во время агитации утверждал, что исключает всякую возможность сотрудничества его партии с властью, а Тягнибок довольно убедительно предупреждал: "Рука не дрогнет!". Было бы наивно предполагать, что пропрезидентской партии удастся вовлечь в большинство тимошенковско-яценюковскую "Батькивщину" или УДАР Виталия Кличко. По крайней мере, с первых же шагов новой Рады…
Читайте также: Виталий Кличко — украинский Саакашвили?
Несмотря на то, что голосов всей фракции коммунистов не хватает для создания большинства с "регионалами", к подобному формату политического альянса следует присмотреться повнимательней. Компартия Украины (КПУ) на прошедших выборах получила по партийным спискам результат вдвое-втрое выше, чем обычно в последние десять лет. Учитывая, что КПУ — партия не только последовательно пророссийская, но и идеологически левая, рост ее популярности свидетельствует о том, что в украинском обществе увеличивается спрос на социальную справедливость.
Игнорирование властью этой тенденции может дорого ей обойтись. Снижение поддержки внутри страны и усиление давления извне — крайне неудачное сочетание для любой власти в любом государстве. В то же время, альянс умеренно пророссийской Партии регионов с последовательно пророссийской Компартией вполне органичен. В социальном же плане партия крупного капитала и партия социальной справедливости уравновешивали бы друг друга, предохраняя от крайностей.
Другой вариант создания большинства — переманивание "тушек". Так стали называть перебежчиков, которые выходили из своих фракций и присоединялись к большинству, или, формально сохраняя верность своей партии, голосовали как провластные политические силы. У Партии регионов убедительней других получается, как говорил один из персонажей "Крестного отца", делать предложения, от которых невозможно отказаться.
Одни называютглавным оружием "регионалов" деньги, другие — прокуратуру, налоговую и прочие подобные структуры. Не исключено, что умело сочетаются оба инструмента. Такой метод создания большинства доказал свою эффективность — с одной стороны. А с другой, подобный способ формирования парламентского большинства имеет и ряд существенных недостатков. Даже если опустить, мягко говоря, небезукоризненность таких действий с моральной точки зрения, переманивание "тушек" — дело хлопотное и хобби не из дешевых. В особенности, учитывая объемы недостачи в четыре десятка депутатских душ.
Неподнятой целиной для рекрутирования "тушек" представляется, на первый взгляд, депутатский массив самовыдвиженцев численностью 43 человека. Они не связаны жесткими партийными обязательствами и имеют некоторый простор для политического маневра. Однако значительная часть самовыдвиженцев являются таковыми с фактической, а не формальной стороны.
Вероятнее всего их продвигали конкретные финансово-промышленные круги. А обязательства перед "спонсорами" порой гораздо жестче, чем перед политическими силами. Вполне может быть, тем не менее, что партия власти сможет заполучить себе в союзники половину или даже две трети самовыдвиженцев. Впрочем, и этого мало для создания устойчивого работоспособного большинства.
На прошлой неделе с фантастическим, на первый взгляд, предложением выступил Игорь Попов, политолог, один из трех депутатов, прошедших по одномандатным округам от "Единого центра" Виктора Балоги. В блоге на "Украинской правде" Попов высказался в том духе, что катастрофическая ситуация ("бюджетный дефицит, сокращение внешних рынков, газовые споры с Россией, мороз в отношениях с Западом") требует принятия нестандартных решений.
По предположению автора блога, "повторение ситуативных голосований в формате ПР+тушки+КПУ не принесет новых смыслов в политику и еще более отдалит страну от сотрудничества с западными финансовыми и политическими организациями". В качестве нестандартного решения депутат от "Единого центра" предлагает создание "широкой коалиции", то есть альянс Партии регионов с УДАРом Кличко или "Батькивщиной" Тимошенко-Яценюка, а лучше с обоими.
Дальше еще интересней. Боксер Кличко становится, к примеру, премьер-министром, а спикером — имеющий опыт на этом поприще Яценюк. Создается правительство народного доверия, выпускаются на волю Луценко и Тимошенко, главным приоритетом объявляется Соглашение об ассоциации с ЕС, проводятся либеральные экономические реформы. Как следствие, отношения с Западом оттаивают и Украина получает новые кредиты. В общем, волшебный хэппи-энд по-украински.
К инициативе Попова следует отнестись серьезно. Но не потому, что он выступает от мутного "Единого центра", а потому что этот политолог в прошлом — один из активистов так называемого Комитета избирателей Украины, который в свою очередь был активным соучастником организации Майдана-2004. Не исключено, что Попов не столько излагает свою позицию, сколько ретранслирует чужую, внешнюю.
Интересно, что в те же дни с похожим предложением выступил первый вице-премьер Валерий Хорошковский. В своей развернутой статье в "Зеркале недели" он призвал "достичь консенсус между властью и оппозицией в принципиальных вопросах".
"Украинские политики разных лагерей и авторитетные общественные лидеры должны взять общую ответственность за стратегический курс и его практическое наполнение, как это было в других постсоциалистических европейских странах. Власть, со своей стороны, должна обеспечить неизменность стратегического выбора и действенность механизмов сотрудничества с политическими силами и институтами гражданского общества", — пишет первый вице-премьер в своей статье.
Читайте также: Азаров снова стал премьер-министром Украины
При этом, естественно, Хорошковский считает деструктивной позицию части оппозиционных сил, призывающих Европу не подписывать Соглашение об ассоциации с Украиной. Нетрудно заметить, что "оранжевый" Попов и представитель власти Хорошковский говорят об одном и том же. Причем, возможно, Хорошковский ретранслирует сигнал, полученный им по своим каналам.
Что характерно, ответом на запись Попова была дружная гневная реакция "украинских патриотов". Между тем, если предположить, что создание широкой коалиции в Верховной Раде — это согласованная и окончательная позиция Вашингтона и Брюсселя, то о точке зрения по этому вопросу "интернет-хомячков" в частности и украинского народа в целом спросят в самую последнюю очередь. История показывает, что Запад умеет делать предложения, от которых невозможно отказаться, гораздо убедительней, чем местная шантрапа…
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.