Судебный процесс над бывшим президентом страны Хосни Мубараком и его ближайшими помощниками еще далек до завершения, хотя пожизненный приговор ему уже вынесен. Сотрудник следственного комитета Ясир Сейд Ахмед заявил, что Мубарак и бывший глава МВД Египта Хабиб аль-Адли могут вернуться на скамью подсудимых в связи с новыми обстоятельствами дела.
Ахмед указал на то, что суд располагает новыми данными о виновности Мубарака и аль-Адли в массовых расстрелах демонстрантов в ходе "революции 25 января". В ноябре комиссия представит доклад, в котором будет содержаться информация, раскрывающая, как ожидается, новые факты о причастности обвиняемых к убийству мирных демонстрантов.
Читайте также: "Сто дней" Мохаммеда Мурси: успехи и просчеты
Между тем, судебные разбирательства над бывшим президентом Египта Хосни Мубараком идут с перерывами уже более года.
В ходе революционных событий в Египте в январе-феврале 2011 года президент Хосни Мубарак под давлением оппозиции, требующей коренных политических и социальных перемен, был вынужден 11 февраля уйти в отставку. Власть в Египте перешла к Высшему совету Вооруженных сил, который возглавил маршал Хусейн Тантави.
После этого вплоть до августа 2011 года Хосни Мубарак находился под домашним арестом в своей резиденции на берегу Красного моря. На 3 августа было назначено судебное заседание по делу в отношении Мубарака и его сыновей — на суд бывшего президента Египта доставили на больничной койке, поскольку его здоровье серьезно ухудшилось. Несмотря на очевидную беспомощность 83-летнего Мубарака его, как закоренелого преступника, заключили в клетку, и показания по делу он давал из положения лежа.
Из-за горячего желания многих египтян присутствовать на процессе заседания суда велись в актовом зале полицейской академии, а на улице был установлен экран, на котором велась трансляция. За процессом следили многочисленные сторонники и противники экс-президента — дело доходило до вооруженных стычек, которые разгоняла полиция.
Кроме Мубарака, в зале суда присутствовали его сыновья Алаа и Гамаль, которых обвинили в коррупции, а также экс-министр МВД Хабиб аль-Адли и ряд его подчиненных — им выдвинули обвинения в многочисленных убийствах демонстрантов в ходе революционных волнений.
Мумбарака обвинили в жестоком подавлении демонстраций в дни революции, в ходе которых погибло около 850 человек, в превышении полномочий и коррупции. В частности, в том, что он заключил невыгодный контракт на экспорт газа с Израилем, а также в том, что принимал от бизнесменов подарки в виде вилл в Шарм-эш-Шейхе в обмен на разного рода покровительства. Хосни Мубарак не признал себя виновным ни по одному из пунктов.
Обвинение потребовало смертной казни для Мубарака, однако 2 июня 2012 года Мубарак, а также аль-Адли, были приговорены к пожизненному заключению. Кроме того, бывший президент Египта по решению суда был лишен всех наград также воинского звания. Мнения в обществе разделились: одни стали требовать более сурового приговора, другие настаивали на невиновности экс-президента. Некоторые также утверждали, что в связи с массой нарушений, допущенных в ходе процесса, Хосни Мубарак должен быть признан невиновным.
Сыновья Мубарака тогда были признаны невиновными, однако сейчас они в качестве обвиняемых проходят по нескольким делам, связанным с коррупцией.
Защита экс-президента подала апелляцию в Кассационный суд Египта. 23 декабря этого года состоится Кассационный суд по делу Мубарака и аль-Адли. Дело, возможно, вернется на пересмотр, однако это вряд ли пойдет на пользу обвиняемым. Глава следственного комитета Мухаммед Иззат Шарбаш ранее заявлял, в деле должны быть учтены не только события в Каире на площади Тахрир, но и в других провинциях Египта, в связи с чем у следствия может появиться новая информация по делу Мубарака и аль-Адли.
Итак, суд, по всей видимости, продолжится. Если новые обвинения будут доказаны, может ли больного 84-летнего Мубарака ждать еще одно пожизненное заключение?
Процесс над Хосни Мубараком уникален: это первый прецедент в арабской юридической практике, когда страна судит своего бывшего лидера. Уголовное преследование Мубарака было инициировано теми людьми, которых он фактически привел в свое время к власти.
Газета The Washington Post указывает на то, что процесс над Мубараком начался слишком быстро — лишь через полгода после его отставки, в то время как в других подобных случаях — к примеру, в Югославии — доказательная база готовилась гораздо дольше и тщательнее. А в Египте налицо спешка. Связана она отчасти с тем, что процесс над Мубараком выпал на время кампании по выборам нового президента Египта, на которых победил Мухаммед Мурси. Новые власти могли поскорее вынести приговор Мубараку, чтобы удовлетворить ожидания избирателей.
Приговор экс-президенту Египта не совсем вписывается в арабскую юридическую традицию. Директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский замечает, что арабских лидеров после свержения обычно высылали из страны — эта участь, в частности, постигла короля Египта Фаруха. Впрочем, Мубараку предлагали покинуть Египет — однако тот наотрез отказался. По мнению Сатановского, отказ уехать за границу — политическая ошибка экс-президента.
Хосни Мубарак — человек, сделавший для своей страны очень много, и смертный приговор ему выглядел бы вопиющей несправедливостью. А вот пожизненное заключение представляется вполне логичным — и не очень сурово (учитывая статус и прошлые заслуги Мубарака), и не слишком мягко — пожелания демонстрантов, уличный пыл которых привел к власти новые силы, тоже нужно было учесть.
Кроме того, не очень большое доверие вызывают прокуроры Мубарака — ведь он в свое время сам назначил их на этот пост. Практически никого из правозащитников и журналистов не допустили на заседания суда. Странность процесса также выражалась и в том, что на заседание суда в качестве свидетеля в сентябре 2011 года был вызван фактический глава государства Хусейн Тантави. Он должен был свидетельствовать против Мубарака, однако, адвокаты потерпевших утверждали, что он дал показания в пользу обвиняемых.
Между тем, чем дальше, тем очевиднее, что с осуждением Мубарака и прихода к власти Мурси и "Братьев-мусульман" жизнь в Египте лучше не стала. Политические проблемы повлекли за собой и экономические: уровень жизни падает, доходы от туризма уменьшаются, и эффективного выхода из сложившейся ситуации пока не предвидится.
Читайте также: Приговор Мубараку расколет Египет
Да и нужна ли экономическая и политическая стабильность тем силам, которые инициировали волнения на улицах Каира и привели страну к свержению Мубарака? В египетской революции отчетливо прослеживается рука США — ведь многие организаторы уличных волнений прошли школу по отработке технологий "твиттерных революций" под руководством американских неправительственных организаций. Египет стал опытной площадкой для отработки этих технологий.
Умело играя на настроениях египетского общества, требующего обновления, и учитывая влияние "жасминовой революции" в Тунисе, заокеанские политтехнологи решили погрузить в хаос еще одно исламское государство, увеличивая таким образом пояс нестабильности исламского мира. Постепенно готовится почва для необходимости наведения порядка силами извне?
Словом, суд над Мубараком трудно назвать объективным и справедливым. Да и нужна ли стабильность в Египте кому-то, кроме его простых граждан?
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.